Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 31.07.2014 N 755 "Об утверждении программы повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. № 755
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
В соответствии с пунктом 3 распоряжения правительства Воронежской области от 28.03.2014 № 162-р "Об утверждении региональной программы повышения эффективности управления государственными финансами Воронежской области на период до 2018 года" администрация городского округа город Воронеж постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года.
2. Структурным подразделениям администрации городского округа город Воронеж руководствоваться положениями программы, утвержденной пунктом 1 настоящего постановления, при реализации муниципальных программ, а также при подготовке проектов муниципальных правовых актов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации по стратегическому планированию, экономике и финансам Курило С.Г.
Глава городского
округа город Воронеж
А.В.ГУСЕВ
Утверждена
постановлением
администрации городского
округа город Воронеж
от 31.07.2014 № 755
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в целях организации деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по повышению эффективности управления муниципальными финансами, а также в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах и программой правительства Воронежской области по повышению эффективности управления государственными финансами Воронежской области на период до 2018 года, утвержденной распоряжением правительства Воронежской области от 28.03.2014 № 162-р.
1. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА
Современная система управления муниципальными финансами в городском округе город Воронеж сформировалась в результате проводимых реформ и реализации комплекса мероприятий в соответствии со стратегическими установками и процессами реформирования бюджетной сферы в целом в Российской Федерации.
В целях оптимизации бюджетного процесса и внедрения новых инструментов управления общественными финансами на территории городского округа была реализована Программа реализации Концепции реформирования муниципальных финансов городского округа город Воронеж на 2007 - 2009 годы.
В 2011 - 2012 годах дальнейшее совершенствование и развитие системы управления муниципальными финансами осуществлялось в рамках программы по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа город Воронеж на период до 2012 года, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 14.04.2011 № 317. В рамках указанной программы проведены мероприятия, направленные на создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, обеспечение потребности граждан в муниципальных услугах, повышение их доступности и качества. По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.
1.1. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
В 2011 - 2012 годах была проведена фундаментальная реформа системы оказания муниципальных услуг.
В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" на муниципальном уровне сформирована вся необходимая нормативная правовая база, и начиная с 2012 года формирование и исполнение бюджета городского округа город Воронеж осуществляется в условиях новых форм финансового обеспечения оказания муниципальных услуг - предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Формирование муниципальных заданий и установление прямой зависимости объема субсидии на исполнение муниципального задания от результатов деятельности учреждений, а также персональная ответственность руководителей учреждений за достижение плановых значений показателей муниципального задания приводят к усилению внутреннего контроля в учреждениях и, как следствие, обеспечивают повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
1.2. Переход к программной структуре расходов бюджета городского округа город Воронеж.
Бюджет городского округа город Воронеж на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в структуре утвержденных муниципальных программ городского округа город Воронеж.
Формирование бюджета городского округа на основе программно-целевых принципов предъявляет дополнительные требования к его устойчивости, гарантированному обеспечению финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, в том числе в долгосрочной перспективе, прозрачному распределению имеющихся средств с учетом достигнутых результатов в той или иной сфере социально-экономического развития городского округа город Воронеж.
Переход к формированию программного бюджета должен повысить ответственность всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.
1.3. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
В рамках Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 1275-р, с 1 января 2012 года систематически проводится работа по размещению информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru).
В рамках создания муниципального сегмента "Электронный бюджет" проведена оптимизация используемой системы автоматизации финансово-казначейских органов "АЦК-Финансы" и приобретены дополнительные подсистемы:
- анализа средств на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений;
- управления поступлениями;
- сопоставления кассовых операций с данными органов Федерального казначейства.
Кроме того, внедрена подсистема обеспечения удаленного доступа пользователей к системе "АЦК-Финансы" с использованием интернет-браузера как современного средства удаленного доступа клиентов.
Реализация указанных мероприятий позволила повысить качество управления муниципальными финансами, систематизировать и оптимизировать многие процессы, повысить прозрачность финансовой системы, сделать ее более понятной и доступной.
2. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной системы, не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления муниципальными финансами, работают в полную силу. В настоящее время в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд недостатков и проблем, на решение которых направлена настоящая Программа, в том числе:
- слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
- необходимость повышения действенности муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- отсутствие современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- необходимость совершенствования системы планирования муниципальных заказов, повышения ответственности муниципальных заказчиков за конечные результаты закупок в условиях развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- невысокий уровень участия представителей гражданского общества в обсуждении целей и результатов использования бюджетных средств.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста и достижения других стратегических целей социально-экономического развития городского округа город Воронеж.
Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативно-правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами еще не завершен.
Исходя из этого целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) завершить полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс. При этом для повышения эффективности реализации муниципальных программ при планировании бюджетных ассигнований необходимо особое внимание обращать на их увязку с показателями муниципальных программ;
2) реализовать меры по повышению эффективности предоставления муниципальных услуг;
3) обеспечить повышение качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
4) повысить открытость и прозрачность управления муниципальными финансами.
При этом важнейшей предпосылкой для достижения цели и решения задач Программы является обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета городского округа город Воронеж.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И
СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета городского округа является важнейшей предпосылкой для сохранения экономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста.
Первоочередной мерой обеспечения долгосрочной устойчивости бюджета городского округа и противодействия бюджетным рискам должно выступать применение механизма ограничения роста расходов бюджета при безусловном исполнении принятых расходных обязательств, в том числе в рамках утвержденных муниципальных программ.
Переход к формированию бюджета городского округа на основе муниципальных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации муниципальной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации финансовых ресурсов на важнейших направлениях деятельности.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета городского округа необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.
4.1. Поддержание безопасного уровня и оптимальной структуры муниципального долга городского округа город Воронеж.
В условиях риска увеличения дефицита бюджета городского округа необходимой мерой ограничения долговой нагрузки на бюджет является разработка одновременно с основными направлениями бюджетной и налоговой политики основных направлений долговой политики городского округа город Воронеж на среднесрочный период.
В целом политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости поддержания на приемлемом уровне объема муниципального долга. Такой подход обеспечит устойчивость бюджета, поскольку позволит в случае необходимости несколько увеличить в целях покрытия дефицита бюджета объем муниципального долга при сохранении контролируемых уровня долговой нагрузки и структуры обязательств.
4.2. Реализация мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа в соответствии с распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 28.05.2013 № 391-р "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, сокращению муниципального долга городского округа город Воронеж на 2013 - 2032 годы". В рамках данного плана предусмотрена реализация мер по увеличению доходов и оптимизации расходов бюджета городского округа, а также совершенствованию долговой политики городского округа город Воронеж.
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ
ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Очередным этапом перехода к программно-целевым методам управления муниципальными финансами стала реализация положений Бюджетного кодекса РФ с учетом изменений в части обеспечения законодательной основы для формирования бюджетов в программной структуре. В 2013 году органами местного самоуправления городского округа город Воронеж проведена большая подготовительная работа по переходу на "программный" бюджет.
Внедрение "программного" бюджета потребовало изменения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, корректировки системы бюджетной классификации и бюджетной отчетности, в связи с чем на муниципальном уровне разработана вся необходимая нормативная, правовая и методологическая база для формирования и исполнения начиная с 2014 года бюджета городского округа на основе муниципальных программ.
Накапливая опыт реализации муниципальных программ в условиях "программного" бюджета и реализуя изменения бюджетного законодательства, предлагается продолжать вносить уточнения в утвержденные муниципальные программы, а при необходимости и в порядок и методологию их разработки и реализации.
В условиях "программного" бюджета необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ.
Эффективность "программного" бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления, в рамках которой предстоит решить задачу перехода к долгосрочному бюджетному планированию с последующей интеграцией в среднесрочной перспективе муниципальных программ в единую систему стратегического и бюджетного планирования исходя из целей прогноза социально-экономического развития городского округа на долгосрочный период. Таким образом, муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Ключевой предпосылкой для этого может стать установление по каждой муниципальной программе предельных объемов (потолков) расходов на весь срок ее реализации, при определении которых необходимо учитывать как параметры прогноза социально-экономического развития, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг, так и обеспечение достижения стратегических целей социально-экономического развития.
Потолки расходов не предопределяют объем и структуру расходных обязательств и бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных программ. Это индикативная (условная) оценка объема расходов, отражающая приоритеты муниципальной политики в соответствующих сферах.
В то же время, несмотря на аналитический характер, потолки расходов позволяют определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, сформировать полноценные и обеспеченные финансированием муниципальные программы, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
Муниципальные программы призваны стать механизмом для принятия решений о распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности.
В целях повышения финансовой самостоятельности ответственных исполнителей муниципальных программ представляется оправданным расширение их прав в распределении общего (доведенного) объема бюджетных ассигнований по подпрограммам, основным мероприятиям и соисполнителям муниципальных программ. Фактически ответственные исполнители должны иметь возможность влияния на объемы финансового обеспечения реализации тех или иных мероприятий, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями), возможно, с определенными ограничениями.
Для реализации данного направления необходимо закрепить полномочия ответственных исполнителей муниципальных программ в рамках бюджетного процесса как на стадии формирования проекта решения о бюджете, так и на стадии исполнения бюджета с внесением в случае необходимости изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
6. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
В 2012 году завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг в рамках реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В целом проведение мероприятий в рамках данного Закона обеспечило положительные результаты как для потребителей муниципальных услуг, так и для органов местного самоуправления. Однако лишь его реализация не является достаточным условием для повышения качества оказываемых (выполняемых) муниципальных услуг (работ) и эффективности бюджетных расходов на их оказание (выполнение). В ходе реализации первого этапа этой системной реформы выявились следующие проблемы и ограничения:
формальное проведение преобразований при фактическом сохранении ранее сложившихся механизмов функционирования учреждений, их взаимодействия с органами власти и потребителями;
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет.
В рамках настоящей Программы необходимо провести работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов. Этого можно достичь в том числе за счет более рационального и экономного использования бюджетных средств муниципальными учреждениями (в частности, при проведении закупок), передачи оказания (выполнения) части муниципальных услуг (работ) в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих муниципальных учреждений).
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач.
6.1. Использование инструмента муниципального задания на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений. Сводные показатели муниципальных заданий должны включаться в состав индикаторов муниципальных программ, в рамках которых осуществляется организация оказания (выполнения) этих муниципальных услуг (работ), а параметры муниципальных заданий формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих муниципальных программ.
6.2. Оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления.
6.3. Формирование ведомственных перечней муниципальных услуг (работ) на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности.
В рамках Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах предусматривается создание условий для перехода к формированию муниципального задания на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) на основе единого перечня государственных и муниципальных услуг (работ) и единых подходов к определению нормативов их финансового обеспечения.
Для реализации данного подхода внесены изменения в статью 69.2 Бюджетного кодекса РФ. На муниципальном уровне соответствующие поправки, которые будут применяться при формировании муниципальных заданий на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, предусмотрены Положением о бюджетном процессе в городском округе город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 20.11.2013 № 1340-III.
В рамках реализации Программы на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг (работ) предстоит сформировать исчерпывающий ведомственный перечень муниципальных услуг (работ), на основе которого должно формироваться муниципальное задание с учетом результата проведения мониторинга потребности в муниципальных услугах (работах), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями.
Кроме того, предстоит установить прозрачную методику по определению стоимости муниципальных услуг путем введения единых (групповых) значений нормативов затрат формирования субсидий на выполнение муниципального задания с использованием корректирующих показателей.
6.4. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства муниципальных учреждений в части взимания платы за оказание услуг, гарантированных населению за счет средств бюджета городского округа, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений теневых платных услуг.
6.5. Проведение мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, включающее создание механизма стимулирования к повышению качества услуг (работ), установление взаимосвязи между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг (работ), создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей муниципальных учреждений.
Одним из направлений совершенствования оплаты труда работников и руководителей муниципальных учреждений является работа по заключению "эффективных контрактов". При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
6.6. Переход от мониторинга разработанных в рамках Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ органами местного самоуправления нормативных правовых актов к мониторингу результатов и эффектов от проведения реформы муниципальных учреждений в условиях реализации принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ.
Развитие указанной системы мониторинга является важной самостоятельной задачей, для решения которой необходимо:
- разработать показатели эффективности деятельности муниципальных учреждений;
- усовершенствовать механизм осуществления мониторинга, сократив объем собираемых в его процессе сведений. Необходимо продолжить систематическое наполнение официального сайта в сети Интернет www.bus.gov.ru, который должен стать основным источником информации о деятельности муниципальных учреждений.
Реализация указанного комплекса мероприятий должна привести к повышению качества и доступности муниципальных услуг за счет перехода к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) и вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг, а также к повышению удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставляемых муниципальных услуг.
7. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ГЛАВНЫХ
РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как на ведомственном уровне, так и на уровне муниципальных учреждений.
Финансовый менеджмент органов местного самоуправления должен стать процессом, который охватывает все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый аудит).
Создание полноценной и эффективной системы финансового менеджмента способно повысить прозрачность деятельности, дисциплину и ответственность органов местного самоуправления городского округа за последствия принятых решений.
В ходе финансового менеджмента главными распорядителями бюджетных средств должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного и результативного использования бюджетных средств. Наибольшее внимание следует уделить вопросу обеспечения ритмичности их освоения в целях исключения риска возникновения неэффективных расходов.
Наиболее важным условием обеспечения эффективного финансового менеджмента становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и аудита, которые должны превратиться в постоянный процесс по соблюдению принципа эффективности использования бюджетных средств.
Первоочередным мероприятием по развитию систем внутреннего финансового контроля и аудита является формирование нормативных правовых актов, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового контроля и аудита как в системе главных распорядителей бюджетных средств, так и в муниципальных учреждениях.
Для реализации новых подходов к деятельности органов внутреннего финансового контроля в условиях расширения их функционала необходимо:
- выработать единую методику осуществления внутреннего финансового контроля;
- предусмотреть применение комплексных мер ответственности и мер принуждения за каждое нарушение в сфере закупок, влекущее нанесение финансового ущерба муниципальному образованию городской округ город Воронеж;
- внедрить систему мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов внутреннего финансового контроля на основе установленных количественных показателей эффективности;
- обеспечить координацию осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита;
- перейти к электронному санкционированию - проверке в автоматическом режиме финансовым органом документов, подтверждающих возникновение у заказчика - получателя бюджетных средств денежных обязательств по муниципальным контрактам (договорам) на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ).
Мероприятия по осуществлению внутреннего финансового контроля должны быть направлены на:
- соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета как главными распорядителями бюджетных средств, так и муниципальными учреждениями;
- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств бюджета городского округа.
Органы местного самоуправления - учредители должны иметь возможность получения оперативной оценки качества деятельности подведомственных муниципальных учреждений. В этих целях необходимо создать систему мониторинга качества финансового менеджмента подведомственных учреждений, в результате которого должна объективно оцениваться деятельность любого муниципального учреждения на основе показателей, характеризующих:
- объем предоставленных муниципальных услуг (работ), их качество и доступность;
- обоснованность планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений;
- качество финансовой дисциплины, выражающейся в соблюдении планов финансово-хозяйственной деятельности, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и учетной политики;
- обоснованность наличия остатков в части субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;
- долю кассовых расходов, произведенных подведомственными учреждениями в IV квартале текущего финансового года за счет средств бюджета городского округа.
Кроме того, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к контролю законности составления и исполнения бюджета также отнесены полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля по контролю в сфере закупок для муниципальных нужд. В частности, предметом анализа должны стать действия муниципального заказчика по определению начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта с единственным поставщиком (в том числе в соотношении с референтными (среднерыночными) ценами).
В рамках исполнения муниципальных контрактов планируется создать механизмы определения объема остатков бюджетных ассигнований на оплату муниципальных контрактов, подлежащих оплате, но не оплаченных в текущем финансовом году, в целях использования данных объемов бюджетных ассигнований в очередном финансовом году на оплату указанных контрактов.
Планы закупок и сведения о поставленных на учет бюджетных обязательствах позволят получить информацию о принимаемых и действующих бюджетных обязательствах, а реестр контрактов и сведения плана-графика - информацию о заключенных муниципальных контрактах, объемах и сроках исполнения денежных обязательств. На основе полученных показателей можно производить расчет остатков не использованных на начало очередного финансового года бюджетных ассигнований на исполнение заключенных муниципальных контрактов и принимать решения об их перераспределении, что будет являться исключительной мерой, направленной на снижение зависимости муниципального заказчика от действий поставщика (исполнителя, подрядчика) в конце финансового года.
Реализация мероприятий по повышению качества финансового менеджмента будет способствовать укреплению финансово-бюджетной дисциплины всех органов местного самоуправления, повышению эффективности деятельности муниципальных учреждений, а также повышению ответственности органов местного самоуправления за проведение ответственной бюджетной политики, направленной на наиболее полное удовлетворение спроса граждан на муниципальные услуги.
8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ И
ПРОЗРАЧНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления городского округа, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления муниципальными финансами в целом.
Для обеспечения финансово-бюджетной прозрачности необходимы:
- общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития муниципальных финансов;
- открытость деятельности органов местного самоуправления по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета городского округа;
- наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности;
- публикация бюджета городского округа на официальном сайте в сети Интернет;
- обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении муниципальных финансов.
В связи с этим необходимо обеспечить публичность всего процесса управления муниципальными финансами и обеспечить прозрачность не только данных о планируемых параметрах бюджета городского округа, но и целей расходования бюджетных средств, процессов управления муниципальными финансами, а также прозрачность решений на протяжении всего бюджетного цикла. Цели бюджетной политики должны представляться в понятной и доступной для граждан форме.
В рамках Программы будут реализованы меры по следующим основным направлениям:
8.1. Организация деятельности по участию граждан в бюджетном процессе в рамках системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов в сфере управления муниципальными финансами, результатах их общественных обсуждений.
8.2. Использование возможностей "Электронного бюджета" в целях:
- обеспечения доступа заинтересованных пользователей к актуальной информации на протяжении всего бюджетного цикла:
о ходе исполнения бюджета городского округа;
о выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений;
о достигнутых муниципальными учреждениями результатах по объему и качеству оказанных (выполненных) муниципальных услуг (работ).
8.3. Регулярная публикация в сети Интернет "бюджета для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджете городского округа и отчетах о его исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении муниципальными финансами.
"Бюджет для граждан", сформированный в соответствии с проектом решения Воронежской городской Думы о бюджете городского округа город Воронеж на очередной финансовый год и плановый период, должен включать информацию о расходах бюджета городского округа по муниципальным программам.
"Бюджет для граждан", сформированный на основе решения Воронежской городской Думы об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа город Воронеж за отчетный финансовый год, должен содержать информацию об итогах реализации муниципальных программ в отчетном году.
Повышение финансовой прозрачности и подотчетности органов местного самоуправления необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что позволит обеспечить:
- повышение финансовой грамотности населения;
- доступность для населения информации о бюджетном процессе в городском округе город Воронеж;
- открытость информации о деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений;
- расширение доступа граждан и заинтересованных пользователей о муниципальных финансах в рамках развития интегрированной информационной системы "Электронный бюджет".
9. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Эффективная реализация настоящей Программы может быть осуществлена при условии создания действенных организационных механизмов ее реализации.
Инструменты реализации Программы:
- исполнение этапов мероприятий по реализации направлений Программы с обязательным регулярным мониторингом их эффективности;
- реализация мероприятий, предусматривающих отражение направлений Программы в действующих и вновь разрабатываемых муниципальных программах;
- оперативная публикация на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет организационных, нормативных, аналитических и методических материалов, касающихся реализации мероприятий настоящей Программы;
- ежеквартальная отчетность структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж, указанных в качестве исполнителей по реализации плана мероприятий повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года (приложение к Программе), представляемая в управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (по итогам года - в срок до 25 марта года, следующего за отчетным годом);
- ежегодный сводный отчет управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, основанный на результатах мониторинга реализации мероприятий настоящей Программы и включающий в себя предложения по корректировке содержания мероприятий, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
И.о. руководителя управления
финансово-бюджетной политики
Л.А.ХАВАНСКАЯ
Приложение
к программе
повышения эффективности управления
муниципальными финансами
на период до 2018 года
План
мероприятий повышения эффективности управления
муниципальными финансами на период до 2018 года
№ п/п
Наименование мероприятия
Вид документа (проект)
Срок
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
5
1
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета городского округа город Воронеж
1.1
Подготовка основных направлений долговой политики городского округа город Воронеж на очередной финансовый год и плановый период
основные направления долговой политики на очередной финансовый год и плановый период
01.01.2016, далее - ежегодно
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
1.2
Реализация плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, сокращению муниципального долга городского округа город Воронеж на 2013 - 2032 годы, утвержденного распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 28.05.2013 № 391-р
в соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 28.05.2013 № 391-р
главные распорядители бюджетных средств
2
Совершенствование бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления
2.1
Внесение изменений в утвержденный перечень муниципальных программ, предлагаемых к финансированию из бюджета городского округа город Воронеж на очередной финансовый год и плановый период
постановление администрации городского округа город Воронеж
по мере необходимости
управление стратегического планирования и проектов развития администрации городского округа город Воронеж
2.2
Формирование и утверждение муниципальных программ, предлагаемых к финансированию из бюджета городского округа город Воронеж начиная с очередного финансового года
постановление администрации городского округа город Воронеж
до принятия решения о бюджете городского округа город Воронеж на очередной финансовый год и плановый период
главные распорядители бюджетных средств
2.3
Подготовка и направление в управление стратегического планирования и проектов развития администрации городского округа город Воронеж ответственными исполнителями муниципальных программ годовых отчетов о ходе их реализации для проведения оценки эффективности муниципальных программ
годовой отчет о реализации муниципальной программы
до 20 февраля года, следующего за отчетным
главные распорядители бюджетных средств
2.4
Подготовка сводного годового отчета о реализации муниципальных программ с оценкой эффективности их реализации
сводный годовой отчет о реализации муниципальных программ с оценкой эффективности их реализации
до 1 апреля года, следующего за отчетным
управление стратегического планирования и проектов развития администрации городского округа город Воронеж
2.5
Актуализация порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа город Воронеж
постановление администрации городского округа город Воронеж
по мере необходимости
управление стратегического планирования и проектов развития администрации городского округа город Воронеж
3
Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
3.1
Внесение изменений в Порядок формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений городского округа город Воронеж и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденный постановлением администрации городского округа город Воронеж от 31.05.2011 № 472
постановление администрации городского округа город Воронеж
01.07.2015
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
3.2
Внесение изменений в муниципальные программы городского округа город Воронеж в части включения сводных показателей муниципальных заданий в состав показателей (индикаторов) муниципальных программ
постановление администрации городского округа город Воронеж
01.07.2015
главные распорядители бюджетных средств
3.3
Разработка порядка формирования и ведения ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями
постановление администрации городского округа город Воронеж
по мере разработки порядка на федеральном уровне
управление экономики администрации городского округа город Воронеж
3.4
Формирование ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями городского округа город Воронеж, на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности
постановление администрации городского округа город Воронеж
по мере разработки базового перечня на федеральном уровне
главные распорядители бюджетных средств
3.5
Разработка порядка применения нормативов затрат на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) при формировании бюджета городского округа город Воронеж
постановление администрации городского округа город Воронеж
по мере разработки порядка на федеральном уровне
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
3.6
Утверждение нормативов затрат на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) с учетом общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности
постановление администрации городского округа город Воронеж
по мере разработки общих требований на федеральном уровне
главные распорядители бюджетных средств
3.7
Разработка порядка проведения мониторинга результатов совершенствования правового положения муниципальных учреждений городского округа город Воронеж
постановление администрации городского округа город Воронеж
01.03.2015
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
3.8
Разработка мероприятий по переходу работников муниципальных учреждений на эффективный контракт
положение об эффективном контракте
01.11.2014
главные распорядители бюджетных средств
3.9
Заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками муниципальных учреждений в связи с переходом на эффективный контракт
дополнительные соглашения к трудовым договорам
01.01.2015
главные распорядители бюджетных средств, руководители муниципальных учреждений
4
Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных учреждений
4.1
Разработка и утверждение порядка осуществления муниципального внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета
постановление администрации городского округа город Воронеж
01.12.2014
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
4.2
Установление порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения
приказ руководителя управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
в течение месяца после разработки порядка на федеральном уровне
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
4.3
Разработка порядка проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств
постановление администрации городского округа город Воронеж
01.01.2015
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
4.4
Оценка и анализ качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств
аналитические материалы
ежегодно
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
4.5
Проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
аналитические материалы
ежегодно
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
5
Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов
5.1
Публикация муниципальных программ в полном объеме (с внесенными изменениями) на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж в сети Интернет
размещение на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж
постоянно
управление информации администрации городского округа город Воронеж
5.2
Размещение на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж в сети Интернет сводного годового отчета о ходе реализации муниципальных программ и оценке эффективности реализации муниципальных программ
размещение на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж
ежегодно
управление информации администрации городского округа город Воронеж
5.3
Организация органами местного самоуправления общественного обсуждения проектов муниципальных правовых актов, а также важнейших вопросов социально-экономического развития городского округа город Воронеж в соответствии с действующим законодательством и размещение результатов их общественного обсуждения на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж в сети Интернет
размещение на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж
по мере необходимости
управление информации администрации городского округа город Воронеж
5.4
Ведение специализированного раздела в сети Интернет о муниципальных финансах городского округа город Воронеж
наполнение официального портала о муниципальных финансах
постоянно
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
5.5
Размещение информации о муниципальных учреждениях городского округа город Воронеж на Общероссийском официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в сети Интернет
размещение на официальном сайте www.bus.gov.ru
постоянно
главные распорядители бюджетных средств
5.6
Подготовка и опубликование в сети Интернет "бюджета для граждан"
размещение на официальном портале о муниципальных финансах
по проекту бюджета городского округа - до 15 ноября текущего финансового года, по годовому отчету - до 1 июля текущего финансового года
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
5.7
Проведение публичных слушаний по проекту бюджета городского округа город Воронеж на очередной финансовый год и плановый период и по годовому отчету об исполнении бюджета городского округа город Воронеж
в соответствии с действующим законодательством
управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж
И.о. руководителя управления
финансово-бюджетной политики
Л.А.ХАВАНСКАЯ
------------------------------------------------------------------