Постановление Правительства Воронежской обл. от 30.12.2014 N 1227 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 г. № 1227
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ
РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ (РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ) СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО
БЮДЖЕТА, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ)
ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона Воронежской области от 10.10.2008 № 81-ОЗ "О бюджетном процессе в Воронежской области" правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя правительства Воронежской области Ревкова А.А.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
Утвержден
постановлением
правительства Воронежской области
от 30.12.2014 № 1227
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ (РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ)
СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ГЛАВНЫМИ
АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет организационные основы осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
2.1. Целями осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - главные администраторы (администраторы) средств областного бюджета) внутреннего финансового контроля являются:
- соблюдение правовых актов главного администратора (администратора) средств областного бюджета, регулирующих составление и исполнение областного бюджета, формирование бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики (далее - внутренние стандарты);
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.2. Субъектами внутреннего финансового контроля являются руководители (заместители руководителей) и иные должностные лица главного администратора (администратора) средств областного бюджета (далее - должностные лица), которые в соответствии с должностными регламентами организуют и участвуют в выполнении бюджетных процедур, установленных внутренними стандартами (далее - внутренние бюджетные процедуры).
2.3. Объектами внутреннего финансового контроля являются структурные подразделения главного администратора (администратора) средств областного бюджета и получателя средств областного бюджета, исполняющие бюджетные полномочия.
2.4. Предметом внутреннего финансового контроля являются осуществляемые главным администратором (администратором) средств областного бюджета и получателем средств областного бюджета внутренние бюджетные процедуры, включая:
- составление и представление документов в департамент финансов Воронежской области, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
- составление и представление документов главному администратору (администратору) средств областного бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета;
- составление и представление документов в департамент финансов Воронежской области, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств областного бюджета;
- составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств областного бюджета;
- составление и представление документов в департамент финансов Воронежской области, необходимых для составления и ведения кассового плана;
- составление, утверждение, ведение и исполнение бюджетных смет и свода бюджетных смет;
- формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений;
- принятие и исполнение бюджетных обязательств;
- выполнение условий предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе грантов и бюджетных инвестиций;
- осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, пеней и штрафов по ним, а также поступления источников финансирования дефицита областного бюджета;
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
- принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в областной бюджет;
- ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
- составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
- исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета.
2.5. Методами осуществления внутреннего финансового контроля являются:
- проверка оформления документов на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов, а также обоснованности, полноты и достоверности отраженных в них данных и информации;
- анализ отчетной и иной информации об исполнении бюджетных обязательств, использовании средств областного бюджета, выполнении государственных заданий;
- согласование документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, одобрение сделок;
- авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
- наблюдение за выполнением внутренних бюджетных процедур, в том числе полнотой и своевременностью их исполнения;
- сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.6. Контрольные действия в зависимости от охвата операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) могут проводиться сплошным или выборочным способом, а в зависимости от использования средств автоматизации - визуальным, автоматическим или смешанным способами.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении каждой проведенной операции, выборочный способ - в проведении контрольного действия в отношении отдельной проведенной операции.
При визуальном способе контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. При автоматическом способе контрольные действия проводятся с применением прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. При смешанном способе контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.7. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются контрольные действия, применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подведомственности или подчиненности.
Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении бюджетных процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств областного бюджета, администраторами доходов областного бюджета и администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета, путем проведения проверок соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Воронежской области, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, обоснованности, полноты и достоверности отраженных в них данных и информации; анализа отчетной и иной информации об исполнении бюджетных обязательств, использовании средств областного бюджета, выполнении государственных заданий; согласования документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, одобрения сделок.
Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя) и руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) средств областного бюджета сплошным способом путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), наблюдения за их исполнением, а также сбора и анализа информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого структурного подразделения главного администратора (администратора) средств областного бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации и Воронежской области, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностным регламентам, а также оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
2.8. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств областного бюджета, курирующие структурные подразделения главного администратора (администратора) средств областного бюджета, в соответствии с распределением обязанностей.
2.9. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля и включает в себя следующие этапы:
- формирование карты внутреннего финансового контроля;
- утверждение карты внутреннего финансового контроля;
- актуализация карты внутреннего финансового контроля;
- оформление (отражение) результатов внутреннего финансового контроля;
- принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений и (или) недостатков;
- формирование отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
2.10. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.11. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах, способах и формах контроля, периодичности контрольных действий, оформлении (отражении) результатов внутреннего финансового контроля.
2.12. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
- анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов, способов и форм контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
- формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
Формирование (актуализация) карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.
2.13. Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств областного бюджета.
2.14. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
- до начала очередного финансового года;
- при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств областного бюджета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
- в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
2.15. Формирование, утверждение и актуализация карт внутреннего финансового контроля, а также оформление (отражение) результатов внутреннего финансового контроля и формирование соответствующей отчетности осуществляется в порядке, установленном главным распорядителем средств областного бюджета, главным администратором доходов областного бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита областного бюджета.
2.16. Результаты внутреннего финансового контроля по уровню подведомственности оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
2.17. Результаты внутреннего финансового контроля по уровню подчиненности и самоконтроля оформляются:
- визированием документов;
- внешним согласованием;
- санкционированием (авторизацией) операций;
- записями в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
2.18. Выявленные нарушения и (или) недостатки при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах появления рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.
2.19. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном главным администратором (администратором) средств областного бюджета порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
2.20. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется структурным подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, или уполномоченным подразделением руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств областного бюджета с установленной руководителем главного администратора (администратора) средств областного бюджета периодичностью.
2.21. В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть применены бюджетные меры принуждения и (или) предусмотрена административная ответственность, соответствующая информация с приложением подтверждающих документов в обязательном порядке направляется в орган внутреннего государственного финансового контроля.
2.22. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения в целях:
- обеспечения применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранения недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также исключения неэффективных автоматических контрольных действий;
- изменения карт внутреннего финансового контроля с целью увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур;
- актуализации системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств областного бюджета;
- уточнения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
- изменения внутренних стандартов, в том числе учетной политики главного администратора (администратора) средств областного бюджета;
- уточнения прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
- устранения конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- проведения служебных проверок и применения материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
- ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) средств областного бюджета.
2.23. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств областного бюджета.
2.24. Главный распорядитель средств областного бюджета, главный администратор доходов областного бюджета и главный администратор источников финансирования дефицита областного бюджета обязаны представлять Контрольно-счетной палате Воронежской области и департаменту финансов Воронежской области запрашиваемые ими информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля.
2.25. Главный распорядитель средств областного бюджета, главный администратор доходов областного бюджета и главный администратор источников финансирования дефицита областного бюджета вправе определить порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля.
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
3.1. Целями осуществления главными администраторами (администраторами) средств областного бюджета внутреннего финансового аудита являются:
- анализ организации и осуществления внутреннего финансового контроля, совершенствование и повышение его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
3.2. Субъектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения и (или) уполномоченные должностные лица, работники главного администратора (администратора) средств областного бюджета, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, функциональной независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Субъект внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита) не может осуществлять полномочия, исполнение которых может привести к возникновению конфликта интересов, и подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) средств областного бюджета.
3.3. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора (администратора) средств областного бюджета, подведомственные распорядители и получатели средств областного бюджета, администраторы доходов областного бюджета, администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - объекты аудита).
3.4. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектами аудита, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
3.5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. При этом аудиторские проверки могут быть камеральными (проводимыми по месту нахождения субъекта аудита) и выездными (проводимыми по месту нахождения объекта аудита), а также комбинированными (проводимыми как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объекта аудита).
Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств областного бюджета (далее - план).
Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании решения руководителя главного администратора (администратора) средств областного бюджета, принятого в связи с поступлением обращений (поручений) губернатора Воронежской области, правительства Воронежской области, органов прокуратуры, следственных и правоохранительных органов, депутатских запросов, а также мотивированных обращений иных государственных органов, граждан и организаций, содержащих информацию о финансовых нарушениях в подведомственной сфере.
3.6. Субъект аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам полноты представляемых документов и достоверности содержащихся в них сведений, направляемых в департамент финансов Воронежской области в целях составления и рассмотрения проекта областного бюджета, в порядке, установленном главным распорядителем средств областного бюджета, главным администратором доходов областного бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита областного бюджета.
3.7. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов.
3.8. Должностные лица субъекта аудита обязаны:
- соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
- проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
- знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки и ее результатами.
3.9. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств областного бюджета.
3.10. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объект аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
3.11. При планировании аудиторских проверок учитываются:
- значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств областного бюджета в случае неправомерного исполнения этих операций;
- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
- наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
- степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3.12. В целях составления плана субъект аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
- проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Воронежской области и департаментом финансов Воронежской области в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
3.13. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
3.14. Аудиторская проверка проводится на основании приказа руководителя главного администратора (администратора) средств областного бюджета.
3.15. Аудиторская проверка проводится в соответствии с утвержденной руководителем субъекта аудита программой аудиторской проверки, которая должна содержать тему аудиторской проверки, наименование объекта аудита, перечень вопросов, охваченных аудиторской проверкой, а также сроки ее проведения.
3.16. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
В состав аудиторской группы могут включаться должностные лица иных структурных подразделений главного администратора (администратора) средств областного бюджета, обладающие специальными знаниями и навыками, необходимыми при проведении данной проверки.
3.17. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
- осуществления внутреннего финансового контроля;
- законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств областного бюджета;
- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
- применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
- вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
- наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
- формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
- бюджетной отчетности.
3.18. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
При проведении аудиторской проверки для сбора доказательств могут использоваться следующие способы (приемы):
- инспектирование, заключающееся в исследовании записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
- наблюдение, представляющее систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
- запрос или обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- подтверждение, подразумевающее получение доказательств о достоверности информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
- пересчет, представляющий проверку точности арифметических расчетов, осуществленных объектом аудита, либо самостоятельный расчет должностным лицом субъекта аудита;
- аналитические процедуры, представляющие анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
3.19. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию (формированию документов и иных материалов, подготавливаемых или получаемых на всех этапах организации и проведения аудиторской проверки). Материалы аудиторской проверки включают:
- документы, подтверждающие правовые основания проведения аудиторской проверки;
- сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
3.20. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки. Подписанный руководителем аудиторской группы акт аудиторской проверки вручается руководителю или иному уполномоченному лицу объекта аудита для ознакомления и подписания. Объект аудита вправе представить письменные возражения, которые приобщаются к акту аудиторской проверки.
3.21. На основании материалов аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- сведения о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и стоимостном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о бюджетных рисках;
- сведения о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3.22. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением материалов аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств областного бюджета, который по результатам их рассмотрения принимает решение:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в департамент финансов Воронежской области и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и Воронежской области, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
3.23. Субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
3.24. Годовая (квартальная) отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств областного бюджета.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств областного бюджета.
3.25. Сроки и последовательность осуществления административных процедур, порядок и формы соответствующих документов, оформляемых на всех этапах организации и проведения аудиторской проверки, а также ответственность должностных лиц субъекта аудита устанавливаются приказами главного распорядителя средств областного бюджета, главного администратора доходов областного бюджета и главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета.
3.26. Главный распорядитель средств областного бюджета, главный администратор доходов областного бюджета и главный администратор источников финансирования дефицита областного бюджета обязаны представлять в Контрольно-счетную палату Воронежской области и департамент финансов Воронежской области запрашиваемые ими информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
------------------------------------------------------------------