По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.03.2014 по делу N А14-14172-2013 <Заявленные требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок и обязании регистрирующего органа зарегистрировать указанное право собственности удовлетворены, так как противоречия между заявленными на регистрацию и уже зарегистрированными правами отсутствуют>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. по делу № А14-14172-2013

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 27 марта 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 31 марта 2014 года.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области) от 09.09.2013 № 26/055/2013-16 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>; а также просит обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "Р" в лице Воронежского филиала "В" - правопреемник Юго-Восточного государственного лесоустроительного предприятия.
В судебном заседании 25.03.2014 на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 27.03.2014.
В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие надлежаще извещенного третьего лица.
Заявитель поддерживает заявленные требования.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует:
18.07.2013 ТУ ФАУГИ по ВО обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>.
На государственную регистрацию были представлены следующие документы:
- заявление о государственной регистрации от 18.07.2013;
- доверенность от 14.08.2012 на Р.;
- кадастровый паспорт земельного участка от 28.03.2013 <...>;
- учредительные документы ТУ Росимущества в Воронежской области.
Уведомлением от 06.08.2013 № 26-055/2013-16 государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок была приостановлена на срок до 06.09.2013, в связи с отсутствием в заявлении указания на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации; а также с отсутствием правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества, что свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на этот спорный объект.
Государственным регистратором была запрошена информация из государственного фонда данных, согласно которой 29.07.1994 администрацией Рамонского района было выдано свидетельство на право постоянного бессрочного пользования Юго-Восточному лесоустроительному предприятию на земельный участок в размере 1,5 га для строительства артскважины и очистных сооружений.
Однако в данном свидетельстве отсутствует информация об адресе (местоположении) земельного участка, категории земель и площади, составляющей 1,5 га, указанная в представленном для регистрации права собственности кадастровом паспорте.
В связи с несоответствием информации, указанной в кадастровом паспорте и в свидетельстве на право постоянного бессрочного пользования, государственным регистратором сделан запрос в муниципальное казенное учреждение "Р".
Согласно поступившему из МКУ "Р" ответа, постановлением администрации Рамонского района от 02.03.1994 № 126 земельный участок пл. 1,5 га был изъят из земель гослесфонда Подгоренского лесничества Семилукского мехлесхоза (<...>) и отведен Юго-Восточному лесоустроительному предприятию под строительство очистных сооружений и артскважин.
Согласно ответу администрации Рамонского района данными о присвоении адреса земельному участку администрация района не располагает.
В связи с чем, государственный регистратор сделал вывод о невозможности идентификации объекта недвижимого имущества, заявленного к государственной регистрации.
Кроме того, в связи с сомнением государственного регистратора в том, не входит ли спорный земельный участок, относящийся к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, полностью или частично в границы каких-либо лесных участков, зарегистрированных за Российской Федерацией на праве собственности в ЕГРП, им также сделан запрос в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Воронежской области.
В ответе на запрос № 774/04-26-12 от 08.08.2013 филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Воронежской области указал на невозможность однозначного определения того, входит ли земельный участок с кадастровым номером <...> полностью или частично в состав земельного участка с кадастровым номером <...> в связи с отсутствием в ГКН сведений об описании местоположения границ последнего земельного участка.
Сообщением от 09.09.2013 № 26/055/2013-16 Управление Росреестра по Воронежской области отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, в связи с наличием противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными (абз. 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997).
Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконным необходимо наличие обоих условий - не соответствие их закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (статья 2 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997).
Статьей 16 указанного Закона установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 9 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 порядком проводится правовая экспертиза документов с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Судом установлено, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 757-р разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесного фонда, в том числе и в Воронежской области площадью 3,75 гектара.
Земельный участок площадью 3,75 га был передан Юго-Восточному лесоустроительному предприятию в постоянное (бессрочное) пользование, что подтверждается книгой № 4 отвода и приемки земель гослесфонда, выкопировкой планшета № 22 лесоустройства 2003 года кварталы <...>, а также свидетельствами постоянного (бессрочного) пользования от 29.07.1994 на земельные участки площадью 1,5 га и 2,25 га.
При этом, земля площадью 2,25 га передана Юго-Восточному лесоустроительному предприятию для строительства жилых домов (решение администрации Рамонского района № 125 от 02.03.1994), земля площадью 0,44 га - для строительства артскважины, а земля площадью 1,12 га - для строительства очистных сооружений (решение администрации Рамонского района № 126 от 02.03.1994).
Из пояснений третьего лица следует, что в 2006 году земельные участки с кадастровыми номерами <...> были поставлены на государственный кадастровый учет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области.
Постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области № 1693-и от 04.07.2013 по заявлению филиала ФГУП "Р" "В" право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами <...> (<...> площадью 11205 кв. м) и <...> (<...> площадью 4400 кв. м) прекращено.
Довод регистрирующего органа о том, что правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, является несостоятельным.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Юго-восточное лесоустроительное предприятие, которому данный земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, относится к данной категории.
Согласно ст. 30.1 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
ТУ Росимущества в Воронежской области обратилось в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.
Управление Росреестра по Воронежской области при проведении правовой экспертизы документов были запрошены сведения из государственного фонда данных, из которых регистрирующий орган получил информацию о наличии свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Юго-Восточным лесоустроительным предприятием в размере 1,5 га для строительства артскважины и очистных сооружений, выданного 29.07.1994 г. администрацией Рамонского района Воронежской области на основании Постановления администрации Рамонского района Воронежской области от 02.03.1994 № 126.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Кроме того, согласно с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим до введения в действие Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования Юго-Восточному лесоустроительному предприятию, подтверждено действующим законодательством.
Основанием для отказа в государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, послужило наличие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами (абз. 11 п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997).
Однако отказ в регистрации права по вышеуказанному основанию противоречит материалам дела.
Управление Росреестра по Воронежской области в материалы дела не представила достоверных доказательств того, что площадь земельного участка с кадастровым номером <...> вошла в площадь и границы лесного участка с кадастровым номером <...>, а также иных зарегистрированных за Российской Федерацией лесных участков.
Таким образом, суд считает, что противоречия между заявленными на регистрацию и уже зарегистрированными правами материалами дела не подтверждены.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Управлением Росреестра по Воронежской области не доказаны обстоятельства, на основании которых заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ в государственной регистрации права на спорный объект недвижимости неправомерен и нарушает права и законные интересы заявителя, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360, юридический адрес: г. Воронеж, ул. Донбасская, 2) от 09.09.2013 № 26/055/2013-16 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------