Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.05.2014 по делу N А14-3735/2014 <Заявленные требования о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением , удовлетворены, так как им не соблюдены требования нормативной документации по хранению лекарственных средств в аптечном пункте>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. по делу № А14-3735/2014
(извлечение)
Острогожским межрайпрокурором Воронежской области (далее по тексту - прокурор или заявитель) заявлено требование о привлечении индивидуального предпринимателя Л. (далее по тексту - ИП Л. или лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по основаниям части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Определением суда от 08.04.2014 года указанное заявление принято к производству, и предварительное судебное заседание по его рассмотрению назначено на 13.05.2014 года.
На основании ч. 4 ст. 137 АПК РФ и с согласия прокурора суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство по рассмотрению спора по существу в отсутствие надлежащим образом извещенной ИП Л. В материалах дела от нее имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия.
С учетом мнения прокурора и на основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось без участия ИП Л.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы заявления, просит привлечь ИП Л. к административной ответственности по основаниям части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В письменном заявлении в суд ИП Л. высказала согласие с выявленным нарушением, просит назначить ей минимальное наказание.
В судебном заседании объявлялся перерыв на пять дней с 13 по 20 мая 2014 года (без учета выходных дней 17 и 18 мая).
Из материалов дела установлено.
На основании плана работы Острогожской межрайпрокуратуры Воронежской области на 1 полугодие 2014 года с предварительным извещением ИП Л. о предстоящей проверке помощником Острогожского межрайпрокурора Б. в присутствии ИП Л., с участием врача-эпидемиолога филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" и понятых Г. и В. 24.03.2014 года с осуществлением фотосъемки проведена проверка соблюдения ИП Л. требований законодательства о лицензировании в принадлежащем ей аптечном пункте, расположенном по адресу: <...>.
Свою деятельность по розничной торговле медицинскими препаратами ИП Л. осуществляет на основании бессрочной лицензии на осуществление фармацевтической деятельности № <...> от 20.09.2013 года, выданной Департаментом здравоохранения Воронежской области.
В ходе данной проверки в аптечном пункте, расположенном по адресу: <...> было обнаружено, что в нарушение Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 года № 706н, в аптечном пункте ИП Л. хранились лекарственные средства:
- салициловая кислота раствор две емкости по 40 мл (производитель ОАО "К") в холодильнике с ин. № 37 на полке № 3, где температура фактически составляет + 9 гр. C, в то время как согласно первичной и потребительской упаковке ее следует хранить при температуре от +12 до +15 гр. C;
- раствор аммиака 19 емкостей по 40 мл (производитель ОАО "К") с ин. № 37 на полке № 3, где температура фактически составляет + 9 гр. C, в то время как согласно первичной и потребительской упаковке его следует хранить при температуре от +12 до +15 гр. C;
- глицерин 9 емкостей по 25 мл (производитель ОАО "К") с ин. № 37 на полке № 3, где температура фактически составляет + 9 гр. C, в то время как согласно первичной и потребительской упаковке его следует хранить при температуре от +12 до +15 гр. C;
- сироп "Пертуссин-Ч" 7 емкостей по 100 мл (производитель ЗАО "Я") с ин. № 37 на полке № 1, где температура фактически составляет + 9 гр. C, в то время как согласно первичной и потребительской упаковке его следует хранить при температуре от +12 до +15 гр. C.
По результатам проверки 24.03.2014 года составлены акт, протокол осмотра помещения, отобраны объяснения от ИП Л., Г., В., фармацевта Щ.
25.03.2014 года Острогожским межрайпрокурором Воронежской области П. в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании статей 28.4 КоАП РФ и 25 Федерального закона "О прокуратуре" было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Л. по основаниям части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении в отношении ИП Л. были направлены в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, и оценив на основании ст. 71 АПК РФ все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором в сроки, предусмотренные статьей 28.5 КоАП РФ, выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
Согласно пункту 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующими изменениями), фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Материалами дела подтверждено, что ИП Л. осуществляет фармацевтической деятельности на основании бессрочной лицензии № <...> от 20.09.2013 года, выданной Департаментом здравоохранения Воронежской области.
Лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа:
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности перечислены в пунктах 4, 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081. При этом в силу пункта 6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 Положения.
Подпунктом "з" пункта 5 Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении фармацевтической деятельности отнесено соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, Правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Согласно пункту 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (с последующими изменениями), правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Как подтверждено материалами дела, ИП Л. был нарушен п. 2.2 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 года № 785, и Перечень лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 года № 665.
Частью 1 ст. 58 Федерального закона № 61-ФЗ предусмотрено, что хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Согласно части 2 вышеуказанного Закона правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 8 Правил хранения лекарственных средств установлено, что в помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом физико-химических свойств лекарственных средств; фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций), способа применения (внутреннее, наружное), агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).
При размещении лекарственных средств допускается использование компьютерных технологий (по алфавитному принципу, по кодам).
При этом хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации (пункт 32 Правил хранения лекарственных средств).
Несоблюдение требований нормативной документации по хранению лекарственных средств в аптечном пункте свидетельствует о невыполнении заинтересованным лицом лицензионных требований и условий, предусмотренных и подпунктом "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Документами, находящимися в материалах дела (протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений от 24.03.2014 года, актом проверки от 24.03.2014 года, объяснениями свидетелей и др.) подтверждается факт нарушения ИП Л. температурного режима хранения лекарственных средств в аптечной организации.
Совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о наличии в действиях ИП Л. признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания суд учитывает, что ИП Л. привлекается к административной ответственности впервые, и расценивает это в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает в связи с тем, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, характеризуется высокой степенью общественной опасности правонарушения. Кроме того, несоблюдение требований нормативной документации по хранению лекарственных средств создает реальную угрозу для жизни и здоровья людей.
Руководствуясь статьями 2.1, 4.1, частью 4 статьи 14.1, статьями 23.1, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, статьями 167 - 170, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального Российской Федерации, суд
решил:
привлечь индивидуального предпринимателя Л. (ОГРНИП <...> ИНН <...>) <...> к административной ответственности по основаниям ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Назначить индивидуальному предпринимателю Л. административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель УФК по Воронежской области (Прокуратура Воронежской области, л/с 04311291700)
ИНН 3664012520, КПП 366401001,
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области
БИК 042007001
р/с 40101810500000010004
ОКТМО 20631000
КБК 41511690050056000140
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.
------------------------------------------------------------------