По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.06.2014 по делу N А14-962/2014 <Заявленные требования общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за включение в декларацию заведомо искаженных данных об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции удовлетворены, так как совершенное им правонарушение не содержит каких-либо опасных угроз для общества или государства и является малозначительным>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу № А14-962/2014

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "С" (ООО "С", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 09.12.2013 № 05-13/3044-2.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 02.04.2014 заявление ООО "С" принято и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
О принятии заявления стороны извещены в порядке, установленном статьей 228 АПК РФ.
Административный орган 25.04.2014 представил отзыв, в котором требования заявителя не признал, указал на правомерность привлечения Общества к административной ответственности.
Из материалов дела следует:
ООО "С" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии регистрационный № 36РПА0000423 сроком действия с 17.12.2009 по 16.12.2014.
ООО "С" при включении данных в декларацию об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 11 за 3 квартал 2013 года не отразило закупку алкогольной продукции у ООО "П" (ИНН <...>) по ТТН от 02.07.2013 № 3129 в общем объеме 3,00 дал.
МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу было установлено неотражение заявителем закупки алкогольной продукции у ООО "П" по указанной выше ТТН.
При этом Управление посчитало, что в результате неотражения закупки алкогольной продукции в 3 квартале 2013 года Обществом были нарушены требования Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
По факту выявленного нарушения 11.11.2013 должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), был составлен протокол об административном правонарушении № 05-13/3044-1 в отношении ООО "С".
По материалам административного дела заместитель руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу 09.12.2013 в отсутствии надлежаще извещенного законного или уполномоченного представителя юридического лица (извещение от 26.11.2013 исх. № у1-ап9334/05) вынес постановление по делу об административном правонарушении № 05-13/3044-2 о привлечении ООО "С" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
ООО "С" не согласилось с постановлением от 09.12.2013 № 05-13/3044-2, что и явилось основанием для обращения в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (Закон № 171-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается (часть 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ).
Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, вступившим в законную силу 28.08.2012, утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (Правила).
Правила устанавливают, кто должен представлять декларации, по какой форме. Этим Постановлением утверждены 12 форм деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (статья 15.13 КоАП РФ в действовавшей на момент спорных правоотношений редакции).
В диспозиции статьи 15.13 КоАП РФ указывается три способа совершения правонарушения: уклонение от подачи декларации; несвоевременная подача декларации; включение в декларацию заведомо искаженных данных. Субъектами указанного правонарушения являются организация, обязанная представлять декларации; должностное лицо организации, ответственное за составление и представление декларации.
Административным органом в вину Общества вменено включение в декларацию заведомо искаженных данных.
ООО "С", не оспаривая неотражение в декларации за 3 квартал 2013 года закупки алкогольной продукции у ООО "П" (ИНН <...>) по ТТН от 02.07.2013 № 3129 в общем объеме 3,00 дал., ссылается на техническую ошибку исполнителя при формировании декларации, на подачу корректирующих деклараций в установленный срок и, следовательно, на отсутствие состава правонарушения.
На основании пункта 4 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (статья 24.5 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 29.4 Кодекса при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, разрешая вопрос о правомерности привлечения Общества к административной ответственности, суд должен исходить из имеющихся в деле доказательств, представленных административным органом.
Согласно оспариваемому постановлению административный орган подтверждает состав вменяемого административного правонарушения протоколом по делу об административном правонарушении от 11.11.2013 № 05-13/3044-1, декларацией об объемах розничной алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2013 года (приложение № 11 к правилам) ООО "С", корректирующей декларацией за 3 квартал 2013 года, представленной в ходе административного расследования, 05.11.2013, пояснениями ООО "С".
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако, Обществом не представлено допустимых доказательств того, что им были предприняты все возможные меры в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, в частности для достоверности сведений деклараций.
Таким образом, с учетом сроков представления указанной декларации, сроков представления корректирующей декларации, недоказанности заявителем принятия им всех возможных мер в целях соблюдения правил и норм, ООО "С" действительно было совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Вместе с тем суд считает возможным в данном случае применить в отношении ООО "С" положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам, предусмотренным КоАП РФ.
При этом суд отмечает, что законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях").
Учитывая обстоятельства дела, пояснения заявителя при рассмотрении настоящего дела, представление заявителем корректирующей декларации, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, суд считает, что правонарушение, совершенное обществом, при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для общества или государства, совершено без прямого умысла и является малозначительным.
Как указано в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", арбитражный суд, установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, малозначительность правонарушения, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах требования Общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления от 09.12.2013 № 05-13/3044-2 о привлечении ООО "С" к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 1.5, 1.6, 2.1, 2.9, 15.13, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от 09.12.2013 № 05-13/3044-2 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "С" (ОГРН <...> ИНН <...>), <...> к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в порядке части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------