По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.06.2014 по делу N А14-4545/2014 <В удовлетворении заявленных требований о привлечении бюджетного учреждения к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением , отказано, так как административным органом не доказано событие административного правонарушения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2014 г. по делу № А14-4545/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 04.06.2014.
Полный текст решения изготовлен 04.06.2014.
Департамент здравоохранения Воронежской области (далее - Департамент, заявитель, административный орган) обратился 21.04.2014 в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении бюджетного учреждения Воронежской области "Н" (БУ ВО "Н", лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Определением суда от 22.04.2014 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено 04.06.2014.
С учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 04.06.2014 завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции по настоящему делу.
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, просил привлечь БУ ВО "Н" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 14.04.2014.
БУ ВО "Н" заявленные требования не оспорило, однако просило принять во внимание, что учреждение является некоммерческой организацией, создано для оказания социальных услуг, готовность устранить допущенные нарушения; планирование изменения штатного расписания.
Из материалов дела следует:
На основании приказа департамента здравоохранения Воронежской области от 26.03.2014 № 642 проведена плановая выездная проверка в отношении БУ ВО "Н" с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок. Задачей проведения данной плановой проверки являлось осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований и условий БУ ВО "Н".
БУ ВО "Н" 27.03.2014 было проинформировано о проведении плановой проверки; 12.04.2014 - копия приказа от 26.03.2014 № 642 передана руководителю учреждения.
Однако приказом департамента здравоохранения Воронежской области от 26.03.2014 № 642 предполагалась проверка областного государственного учреждение "Н".
Какие-либо пояснения о правомерности проведения проверки БУ ВО "Н" на основании приказа, которым предписывалась проверка областного государственного учреждение "Н" в материалах проверки отсутствуют.
В ходе проведения проверки выявлены факты нарушения лицензионных требований и условий, а именно: в штатном расписании дома-интерната отсутствует ответственное лицо с медицинским образованием и сертификатом специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 14.04.2014.
По факту выявленных в ходе проведения проверки нарушений 14.04.2014 в отношении БУ ВО "Н" в присутствии руководителя дома-интерната, должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы об административном правонарушении в отношении БУ ВО "Н" направлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
При этом заявитель полагает, что выявленные нарушения лицензионных требований являются основанием для привлечения БУ ВО "Н" к административной ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя и БУ ВО "Н", суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные Федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (ч. 6 ст. 205 АПК РФ).
Согласно Положению о департаменте здравоохранения Воронежской области, утвержденному постановлением правительства Воронежской области от 23.04.2009 № 288, Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Воронежской области.
В силу возложенных на него полномочий, Департамент осуществляет лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) и вправе составлять протоколы об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (часть 3 статьи 28.3 КоАП РФ).
Согласно пункту 1 статьи 49 и пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Лицензирование медицинской деятельности производится на основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
Согласно представленной в материалы дела лицензии от 24.03.2010 № ФС-36-01-000140 сроком действия до 24.03.2015 на осуществление медицинской деятельности областное государственное учреждение "Н" (ныне БУ ВО "Н") вправе осуществлять медицинскую деятельность при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу.
БУ ВО "Н" осуществляет указанную медицинскую деятельность по адресу: <...>.
В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, к лицензиату, при осуществлении им медицинской деятельности, предъявляются лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (п. 4 Положения), а также требования, указанные в п. 5 Положения.
В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
По утверждению заявителя, БУ ВО "Н" было допущено нарушение п/п "в", "и" п. 4 указанного Положения.
В соответствии с п/п "в" п. 4 Положения лицензионным требованием является наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности; руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности; руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность либо индивидуального предпринимателя высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности согласно п/п "и" п. 4 Положения являются наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии со ст. 90 Закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ внутренний контроль является одной из форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности, который согласно ч. 2 ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, осуществляется путем: соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации; определения показателей качества деятельности медицинских организаций; соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством РФ об ОМС; создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг; создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
Данный перечень является закрытым и не подлежит ни дополнению, ни расширенному толкованию.
С учетом вышеизложенного руководитель медицинской организации в силу требований п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 87, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в рамках осуществления внутреннего контроля качества должен:
- обеспечить соблюдение требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
- создать систему оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении от 14.04.2014 в отношении БУ ВО "Н" не содержит предусмотренных ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ данных о событии административного правонарушения, о доказательствах, позволяющих утверждать о нарушении п/п "в" и "и" п. 4 Положения.
Ни протокол об административном правонарушении от 14.04.2014, ни иные материалы административного дела не подтверждают отсутствие высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье у сотрудников БУ ВО "Н", из числа перечисленных (указанных) в п/п "в" п. 4 Положения.
Отсутствуют в материалах административного дела и надлежащие доказательства того, что БУ ВО "Н" не проводится внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности: не указано, что из предусмотренных ст. 87 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" мероприятий отсутствует, не проводится в проверенном учреждении.
В силу пункта 6 Положения о лицензировании для квалификации правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, как осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, административному органу следовало установить обстоятельства невыполнения лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Между тем, в протоколе от 14.04.2014 вышеуказанные обстоятельства зафиксированы не были, административным органом в качестве нарушений были указаны несоблюдение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "в", "и" п. 4 Положения, при этом описание обстоятельств, повлекших за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" отсутствует, надлежащими процессуальными документами не зафиксировано.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении от 14.04.2014, были совершены при осуществлении предпринимательской деятельности.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Учитывая приведенные положения, а также установленные по делу обстоятельства, оценив в совокупности доказательства, представленные участниками процесса, Арбитражный суд приходит к выводу, что административным органом не доказан факт осуществления лицом, привлекаемым к административной ответственности, лицензионной деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
С учетом изложенного, основания для привлечения БУ ВО "Н" к административной ответственности, предусмотренной по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 14.04.2014 отсутствуют; заявление департамента здравоохранения Воронежской области о привлечении БУ ВО "Н" к административной ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 9, 65, 167 - 170, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований департамента здравоохранения Воронежской области о привлечении бюджетного учреждения Воронежской области "Н" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 14.04.2014 отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.


------------------------------------------------------------------