По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2014 по делу N А14-314/2014 <Заявленные требования общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за уклонение от подачи деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании этилового спирта удовлетворены, так как информация о составлении в отношении заявителя протокола об административном правонарушении не была в установленное время доведена до сведения его законного представителя>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. по делу № А14-314/2014

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - ООО "С" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО или административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 04.12.2013 года № 13/32395-2 о привлечении к административной ответственности по основаниям ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Определением от 06.02.2014 года заявление принято и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Определением от 31.03.2014 года суд перешел к рассмотрению заявления по общим правилам административного судопроизводства.
При проверке явки лиц в судебное заседание 17.06.2014 года установлено, что не явился административный орган, при этом извещен о месте и времени его проведения, направил в суд ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие.
С учетом мнения заявителя и на основании ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводилось без участия МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО.
ООО "С" поддержало требования заявления по изложенным в нем основаниям, ссылается на неизвещение его о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, что, по его мнению, является основанием для признания спорного постановления незаконным и его отмене.
В представленном отзыве и дополнительных пояснениях к нему МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО возражает против удовлетворения заявленных требований, полагает, что надлежащим образом известил заявителя его о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
В судебном заседании объявлялся перерыв на пять дней с 17 по 24 июня 2014 года (без учета выходных дней 21 и 22 июня).
Из материалов дела установлено.
ООО "С" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии регистрационный номер 36РПА0000984 сроком действия с 19.04.2013 по 18.04.2018 года.
При проверке представленных ООО "С" деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и спиртсодержащей продукции за 3 квартал 2013 года (Приложение № 11) МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО установило, что ООО "С" не отразило в декларации закупку алкогольной продукции у следующих организаций:
ООО "В" (ИНН <...>) по ТТН № 1113-02735 от 24.09.2013 года в общем объеме 1,79 дал, по ТТН № 1113-02510 от 17.09.2013 года в общем объеме 2,02 дал, по ТТН № 1113-00811 от 10.07.2013 года в общем объеме 0,84 дал, по ТТН № 1113-02129 от 03.09.2013 года в общем объеме 2,04 дал;
ООО "З" (ИНН <...>) по ТТН № 26275.21 от 10.09.2013 года в общем объеме 0,50 дал, по ТТН № 28442.21 от 30.09.2013 года в общем объеме 6,08 дал, по ТТН № 21844.21 от 31.07.2013 года в общем объеме 0,21 дал.
Искажение составило 13,48000 дал.
В результате неотражения закупки алкогольной продукции в 3-м квартале 2013 года обществом были нарушены требования Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
По факту выявленного нарушения 19.11.2013 должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя ООО "С" был составлен протокол об административном правонарушении № 05-13/3295-1 (л.д. 8 - 9).
О времени и месте составления протокола МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу известило ООО "С" 29.10.2013 путем направления электронного сообщения через "личный кабинет" от 29.10.2013 № у1@-ап4529.
По материалам административного дела заместитель руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в пределах полномочий, установленных ст. 23.50 КоАП РФ, 04.12.2013 года в отсутствие законного представителя юридического лица вынес постановление по делу об административном правонарушении № 05-13/3295-2 о привлечении ООО "С" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. При этом, как указано в постановлении, ООО "С" было уведомлено надлежащим образом о рассмотрении административного дела посредством электронной почты.
Копия постановления от 04.12.2013 года направлена административным органом в адрес ООО "С" 30.12.2013 года почтой, о чем свидетельствует штампы отделений почтовой связи на почтовом конверте (л.д. 17).
Не согласившись с приняты постановлением, ООО "С" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом его доводы сводятся к следующему.
Заявитель утверждает, что не был извещен как о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, так и о месте и времени рассмотрения административного дела.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, и оценив на основании ст. 71 АПК РФ все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (ред. от 28.07.2012) (далее - Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с п. 4 названной статьи порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, вступившим в законную силу 28.08.2012 года, утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В силу п. 13 указанных Правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 11.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 15 Правил).
Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях (п. 16 Правил).
Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
В силу п. 19 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается (ч. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ).
Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждено, что ООО "С" при наличии первичных учетных документов (товарных накладных) тем не менее, не внесло в декларацию по форме согласно приложению № 11 за 3 квартал 2013 сведения о получении от ООО "З" (ИНН <...>) и ООО "В" алкогольной продукции в общем объеме 13,48000 дал, тем самым предоставив в уполномоченный орган искаженные данные.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "С" состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, исключающих вину ООО "С" в предоставлении искаженных сведений, судом не установлено. Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него необходимых и достаточных мер по своевременному соблюдению требований Правил представления деклараций и Закона № 171-ФЗ, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется. Указанное свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, на основании материалов дела судом установлено, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО "С" составлен и обжалуемое постановление принято административным органом в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, ООО "С", надлежащим образом не извещенного о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Как указано в протоколе, извещение о его составлении направлено в адрес ООО "С" путем электронного сообщения от 29.10.2013 № у1@-ап4529.
В извещении от 19.11.2013 года указано о необходимости явки на рассмотрение дела об административном правонарушении, оно направлено в адрес ООО "С" почтовым отправлением по адресу: <...> и по электронным адресам: <...>, <...>.
Административный орган утверждает, что указанные извещения были направлены заявителю посредством электронной почты через "личный кабинет" по указанным выше адресам, были получены заявителем, и он считает данный способ надлежащим извещением.
Суд не может согласиться с указанными доводами административного органа.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении удостоверяет факт совершения административного правонарушения и составляется с учетом определенных требований.
Составление протокола производится в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которому разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается запись; законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствии (части 2 - 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Таким образом, закон требует известить привлекаемое к ответственности лицо о составлении протокола об административном правонарушении, допускает при надлежащем извещении осуществление административным органом указанных процессуальных действий в отношении юридического лица в отсутствие его законного представителя.
Судом установлено, что информация о составлении в отношении ООО "С" 19.11.2013 года в установленное время протокола об административном правонарушении не была доведена до сведения его законного представителя.
В качестве подтверждения извещения о составлении протокола Управление ссылается на направление заявителю электронного сообщения от 29.10.2013 № у1@-ап4529.
Суд не может признать это надлежащим доказательством, подтверждающим, что Управление приняло необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя Общества о времени и месте составления протокола, поскольку административный орган документально не подтвердил, кому и когда передано данное сообщение, кто его принял, а также отсутствует информация о содержании указанного сообщения.
В связи с этим Общество с ограниченной ответственностью "С" фактически было лишено возможности давать объяснения, квалифицированно и аргументированно возражать, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.
Нарушение порядка привлечения к административной ответственности является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ).
Из части 1 статьи 25.4 КоАП РФ следует, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.4 КоАП РФ).
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от 04.12.2013 года № 13/32395-2 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "С" к административной ответственности по основаниям ст. 15.13 КоАП РФ вынесено в отсутствие законного представителя ООО "С". Доказательств надлежащего извещения ООО "С" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Возможность устранения этих недостатков при рассмотрении дела отсутствует.
Электронные адреса, по которым административный орган извещал лицо, привлекаемое к административной ответственности, о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела, принадлежат физическим лицам, являются ли они сотрудниками ООО "С" и какие должности при этом занимают, такие доказательства в материалы дела не представлены.
Кроме того, административным органом представлены доказательства лишь направления таких уведомлений по указанным адресам. Отчет о доставке электронного сообщения, либо уведомление о его прочтении получателем, административным органом не представлено (ч. 4 ст. 210 АПК РФ). О наличии таких сведений у административного органа на день составления протокола и вынесения оспариваемого постановления в обжалуемом акте также не указано. Имеется лишь ссылка на направление уведомления по электронной почте.
При таких обстоятельствах следует признать, что на день составления протокола (19.11.2013) и вынесения оспариваемого постановления (04.12.2013), административный орган не располагал сведениями о надлежащем уведомлении ООО "С" о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства являются безусловным основанием для признания постановления незаконным.
На основании пункта 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Неоспоримых доказательств соблюдения указанных требований административный орган в материалы дела не представил.
С учетом изложенного заявление ООО "С" о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления МРУ Росалкогольрегулирования от 04.12.2013 № 13/32395-2 о привлечении его к административной ответственности по основаниям ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей подлежит удовлетворению.
Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211, 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН <...> ИНН <...> г. Москва) от 04.12.2013 года № 13/32395-2 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "С" (ОГРН <...> ИНН <...> г. Воронеж) к административной ответственности по основаниям ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения в Девятнадцатый Арбитражный Апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------