По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 08.07.2014 N 2.36-2014 "По результатам комплексной проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Воробьевского муниципального района за 2013 год и текущий период 2014 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 08 июля 2014 года № 11(126)

ОТЧЕТ № 2.36-2014
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
И ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОБЬЕВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2013 ГОД И ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД 2014 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон Воронежской области от 5 января 1996 года № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.36 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 21.05.2014 № 37.

Цель проверки: оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе; анализ организации и исполнения бюджетного процесса, эффективность использования муниципальной собственности и земельных ресурсов; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств на образование, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство и другие расходы.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов (справок):
1. Отдел финансов администрации Воробьевского муниципального района - акт от 25.06.2014 № 2.36/1-2014.
2. Администрация Воробьевского муниципального района - акт от 25.06.2014 № 2.36/3-2014.
3. Администрация Воробьевского муниципального района - акт от 25.06.2014 № 2.36/9-2014.
4. Отдел по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Воробьевского муниципального района - справка от 25.06.2014 № 2.36/2-2014.
5. Отдел по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Воробьевского муниципального района - акт от 25.06.2014 № 2.36/4-2014.
6. Отдел по образованию администрации Воробьевского муниципального района - акт от 27.06.2014 № 2.36/5-2014.
7. Отдел по культуре и туризму администрации Воробьевского муниципального района - акт от 27.06.2014 № 2.36/6-2014.
8. Администрация Воробьевского сельского поселения Воробьевского муниципального района - акт от 25.06.2014 № 2.36/8-2014.
9. Муниципальное предприятие Воробьевского района "Коммунальное хозяйство" - акт от 25.06.2014 № 2.36/5-2014.
10. Сводный акт по результатам проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Воробьевского муниципального района за 2013 год и текущий период 2014 года - акт от 27.06.2014 № 2.36/10-2014.

Срок проведения мероприятия: с 26.05.2014 по 04.07.2014.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Оценка социально-экономического положения муниципального района, его инвестиционной деятельности, эффективности развития территории.
2. Анализ и оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе проведения мероприятий по снижению дотационности района.
3. Организация и исполнение бюджетного процесса в муниципальном районе, его соответствие действующему законодательству.
4. Анализ исполнения доходной части районного бюджета.
5. Оценка размера дефицита местного бюджета, его соответствия нормам БК РФ. Анализ источников финансирования дефицита бюджета. Оценка долговой политики, проводимой в районе.
6. Анализ и оценка эффективности исполнения расходной части бюджета.
7. Изучение структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета, городских и сельских поселений).
8. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами.
9. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства.

Результаты контрольного мероприятия:

1. Социально-экономическое положение муниципального района, инвестиционная деятельность и перспективы развития территории

Воробьевский район образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об образовании Воробьевского района в Воронежской области" 24 марта 1977 года. Район расположен в юго-восточной части Воронежской области и занимает площадь в размере 123562 га (2,4% территории области). Административная территория Воробьевского района представлена 11 сельскими поселениями. Количество домовладений - 8764 единицы. Районный центр - село Воробьевка, его удаленность от г. Воронежа - 220 км. На территории района расположены 28 населенных пунктов.
Среднегодовая численность постоянного населения района на 01.01.2014 насчитывает 17668 человек, из них в районном центре с. Воробьевка проживает 3806 человек. Всего в районе насчитывается экономически активного населения - 8,1 тыс. чел., из них занято в экономике - 7,1 тыс. человек, или 88% к численности экономически активного населения.
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий (организаций) района по состоянию на 1 января 2014 года составила 14378 рублей, что на 2443 рубля, или 21%, больше того же периода 2013 года.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами в 2013 году составил 451,5 млн. рублей (в 1,6 раза выше уровня 2012 года), в I квартале 2014 года - 125,0 млн. рублей.
Промышленные предприятия, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции, на территории района отсутствуют.
Сельскохозяйственное производство в 2013 году осуществляли 9 сельскохозяйственных предприятий, 3 филиала без образования юридического лица и 48 фермерских хозяйств. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 105,1 тысяч га, в том числе сельхозугодий - 96,3 тыс. га, пашни - 78,1 тыс. га. Наряду с такими финансово-устойчивыми предприятиями, как ФГУП "Воробьевское" Россельхозакадемии наук, колхоз "Новый Путь", в районе успешно осуществляет свою производственную деятельность УК "Агрокультура". Высокие производственные показатели в 2013 году достигли предприятия таких крупных инвестиционных компаний, как ГК "Продимекс" (филиал ОАО "ЦЧ АПК") и ОАО "МИнБ" (ООО "ВоробьевкаАгро").
Вследствие увеличения в 2013 году на 20% площадей посевов озимых зерновых и в три раза - площади посевов кукурузы - валовой сбор зерна был превышен на 12,7 тыс. тонн, или 18% от уровня 2012 года. В целом же по району получено зерна в зачетном весе 84,3 тыс. тонн при урожайности 22,3 ц/га.
Потенциал инвестиционного роста в растениеводстве на территории района практически исчерпан, свободных земельных массивов для привлечения крупных инвесторов нет. Наиболее востребованы для экономики района инвестиции в создание перерабатывающих мощностей, молочное и мясное животноводство. Приоритетными являются инвестиции в развитие животноводства на базе действующих в районе сельхозпредприятий с учетом возможности формирования собственной кормовой базы.
Муниципальные предприятия. На территории района осуществляют хозяйственную деятельность два муниципальных предприятия: МП "Транссервис" (осуществляет пассажирские перевозки) и МП "Коммунальное хозяйство" (оказывает услуги по отоплению, водоснабжению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов). Деятельность предприятий по итогам 2013 года являлась убыточной, тем не менее, финансовое состояние предприятий характеризуется как устойчивое.
Инвестиции. Основным документом, определяющим направления инвестиционного развития Воробьевского муниципального района, является комплексная программа социально-экономического развития на период 2012 - 2016 годов. В отчетном 2013 году в рамках программы было реализовано 26 мероприятий: 6 коммерческих инвестиционных проектов и 20 некоммерческих (социальных) проектов. Стоимость проектов, планируемых к реализации в 2013 году, составляла 434,9 млн. рублей, а фактически было реализовано проектов на сумму 492,5 млн. рублей, что на 57,4 млн. рублей (или 13%) больше запланированного.
Сдерживающими факторами для привлечения крупных внешних инвесторов являются:
- недостаточная мощность газораспределительных сетей района для подключения промышленных потребителей газа;
- удаленность от областного центра и магистральных автодорог федерального значения, отсутствие ценных полезных ископаемых;
- опережающий уровень развития территорий соседних муниципальных образований;
- ограниченная численность высококвалифицированных кадров.
В 2013 году в районе действовали 15 муниципальных целевых программ. Общий объем финансирования за весь период действия муниципальных программ запланирован в объеме 410,6 млн. рублей. За прошедшие периоды реализации (2011 - 2012 годы) сумма реализованных мероприятий составила 294,5 млн. рублей. За 2013 год общий объем финансирования по муниципальным программам составил 332,5 млн. рублей, что больше запланированного уровня на 29 млн. рублей (или 10%). По всем муниципальным целевым программам идет перевыполнение плановых показателей.
В 2013 году район участвовал в 21 из 36 утвержденных долгосрочных областных целевых программ.
Инвестиционные мероприятия областных целевых программ реализовывались в рамках областной адресной инвестиционной программы (далее - ОАИП). В рамках ОАИП в 2013 году осуществлялось финансирование следующих мероприятий:
- реконструкция районного дома культуры в с. Воробьевка (сумма инвестиций из областного бюджета составила 83,0 млн. рублей); строительство блочных котельных для МКОУ "Поселковая СОШ" (3,0 млн. рублей) и МКОУ "Руднянская СОШ" (8,2 млн. рублей), проектирование и строительство спортивной площадки при МКОУ "Березовская СОШ" (4,3 млн. рублей); реконструкция водной скважины № 2 в с. Березовка Березовского сельского поселения (1,1 млн. рублей, скважина реконструирована). Объекты сданы и приняты в эксплуатацию;
- проектирование: строительства системы водоснабжения в с. Воробьевка (4,8 млн. рублей), строительства системы водоснабжения с устройством водозабора в шести селах района: с. Мужичье (2,1 млн. рублей), с. Затон (1,4 млн. рублей), с. Солонцы (1,4 млн. рублей), с. Квашино (1,4 млн. рублей); пос. Первомайский (1,3 млн. рублей), с. Никольское-1 (0,7 млн. рублей), а также строительство скважин для хозяйственно-питьевого водоснабжения в двух селах: Рудня (0,3 млн. рублей) и Верхний Бык (0,3 млн. рублей). Вся документация разработана.
За счет средств дорожного фонда Воронежской области в 2013 году району выделены субсидии из областного бюджета на ремонт автомобильных дорог, проездов и дворовых территорий в сумме 5,8 млн. рублей, работы выполнены и профинансированы в полном объеме.
В рамках областного фонда софинансирования инвестиционных проектов (программ) в 2013 году из областного бюджета выделены средства объемом 6,3 млн. рублей, в том числе: на реконструкцию объектов социальной инфраструктуры в Березовском и Квашинском сельских поселениях - 5,2 млн. рублей; на реконструкцию артезианской скважины № 2 в с. Воробьевка - 1,1 млн. рублей. Работы выполнены, приняты по актам и оплачены в полном объеме.
На капитальный ремонт объектов социальной сферы в 2013 году выделены средства областного и федерального бюджетов в размере 6,5 млн. рублей, в том числе: МКОУ "Солонецкая СОШ" - 2,1 млн. рублей (средства областного бюджета); МКДОУ "Березовский детский сад" - 4,4 млн. рублей (средства федерального бюджета). На благоустройство дворовых территорий в Воробьевском сельском поселении из областного бюджета в 2013 году направлено 0,6 млн. рублей. На ремонт воинских захоронений - 0,7 млн. рублей. На реконструкцию здания МКДОУ "Воробьевский детский сад № 1" из федерального бюджета направлено 13,4 млн. рублей.
Всего за счет средств областного и федерального бюджетов в 2013 году осуществлялось финансирование мероприятий и объектов в Воробьевском муниципальном районе в объеме 146,6 млн. рублей, что составляет 30% от общего объема инвестиций, 5% составляют инвестиции местных бюджетов. Структура источников инвестиций в основной капитал: 1/3 бюджетные (социальные) и 2/3 - коммерческие (предпринимательские) соответствует структуре источников инвестиций, рекомендованной департаментом экономического развития Воронежской области для устойчивого социально-экономического развития территории.
На капитальный ремонт объектов образования из федерального и областного бюджетов в 2014 году предусмотрено 17,5 млн. рублей, из них:
- на МКДОУ "Воробьевский детский сад № 2" - 9,0 млн. рублей (федеральный бюджет);
- на МКОУ "Воробьевская СОШ" - 8,5 млн. рублей (областной бюджет).
В рамках областного фонда софинансирования инвестиционных проектов (программ) на устройство тротуаров с. Рудня в 2014 году в областном бюджете предусмотрены средства в объеме 2,3 млн. рублей.
Всего за счет средств федерального и областного бюджетов в 2014 году запланировано финансирование мероприятий и объектов в Воробьевском муниципальном районе в объеме 42,8 млн. рублей.
Отмечен высокий уровень участия Воробьевского муниципального района в долгосрочных областных целевых программах и эффективная работа районной администрации по привлечению средств федерального и областного бюджетов на реализацию мероприятий программы социально-экономического развития Воробьевского муниципального района на период 2012 - 2016 года.

2. Основные параметры и структура консолидированного бюджета муниципального района

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета района в 2013 - 2014 годах отражены в таблице.

тыс. рублей
Показатель
2013
2014 год
исполнено
отклонение к 2012 году (%)
Уточненный план
исполнено за 4 месяца
исполнение плана (%)
1
3
4
5
6
7
Доходы всего, в т.ч.
437 481,6
139,2
296 968,7
86 838,9
29,2
- налоговые/неналоговые
106 514,6
121,7
87 916,5
23 436,7
26,7
- безвозмездные перечисления
330 967,0
146,0
209 052,2
63 402,2
30,3
Расходы
435 523,2
140,4
304 862,9
93 135,7
30,6
Дефицит (-) / профицит (+)
1 958,4
48,2
- 7 894,10
- 6 296,8
-

В 2013 году доходы бюджета района по сравнению с предыдущим годом увеличились на 123284,2 тыс. рублей (39,2%) и поступили в сумме 437481,6 тыс. рублей. Рост связан с увеличением безвозмездных перечислений на 104321,4 тыс. рублей (46,0%) и налоговых и неналоговых доходов на 18962,7 тыс. рублей (21,7%).
Расходы возросли на 125389,9 тыс. рублей (40,4%) и составили 435523,2 тыс. рублей. По результатам исполнения консолидированного бюджета при плановом дефиците сложился профицит в размере 1958,4 тыс. рублей. Профицит сложился за счет недовыполнения плана по расходам, в результате средства остались в остатках на счетах районного бюджета и бюджетов поселений.
В 2014 году уточненный план по доходам бюджета района по сравнению с предыдущим годом снижен на 140512,9 тыс. рублей (32,1%). Это связано, в основном, со снижением по безвозмездным перечислениям на 36,8% (так как план по субсидиям уточняется по фактическому заключению соглашений). Кроме того, план по налоговым и неналоговым доходам снижен на 18598,1 тыс. рублей (17,5%). Основной причиной снижения послужило изменение норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц в 2014 году с 49% до 39% в соответствии с изменениями областного закона Воронежской области о межбюджетных отношениях.
Уточненный план по расходам соответственно ниже уровня 2013 года на 130660,3 тыс. рублей (30,0%). Плановый дефицит составляет 7894,1 тыс. рублей, источником покрытия которого являются остатки средств на счетах бюджетов.
В расчете на душу населения налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района в 2013 году составили 5963,2 рубля (16-е из 31 места среди муниципальных районов).

3. Исполнение районного бюджета

3.1. Организация и исполнение бюджетного процесса в муниципальном районе. Основные параметры районного бюджета:
Одним из основных участников бюджетного процесса является финансовый отдел, положение о котором утверждено постановлением администрации Воробьевского муниципального района. За 9 лет (с 2005 года по 2014 год) произошли значительные преобразования в бюджетной сфере Российской Федерации, что отражено во внесенных изменениях в Бюджетный кодекс, Закон Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области", в соответствии с которыми решением Совета народных депутатов Воробьевского муниципального района от 26.11.2013 № 30 утверждена новая редакция Положения о бюджетном процессе в Воробьевском муниципальном районе.
Следует отметить, что вышеуказанное положение об отделе не удовлетворяет нормам современного бюджетного законодательства. Так например, в функции отдела не включены составление, ведение и внесение изменений в сводную бюджетную роспись, осуществление внутреннего финансового контроля, управление муниципальным долгом, осуществление заимствований, предоставление бюджетных кредитов, ведение долговой книги, исполнение судебных актов и другие муниципальные и иные функции.
Следует отметить, что Положением о бюджетном процессе в Воробьевском муниципальном районе к бюджетным полномочиям финансового отдела отнесено:
- установление порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;
- предоставление бюджетам поселений из бюджета муниципального района бюджетных кредитов на срок до трех лет;
- установление в соответствии с общими требованиями порядка взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени;
- планирование бюджетных ассигнований бюджета муниципального района в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой финансовым отделом Воробьевского муниципального района;
- открытие и ведение лицевых счетов в финансовом отделе муниципального района в порядке, установленном финансовым отделом муниципального района;
- санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета муниципального района, в порядке, установленном финансовым отделом администрации муниципального района.
В нарушение норм Бюджетного кодекса РФ и Положения о бюджетном процессе в Воробьевском муниципальном районе все вышеуказанные порядки на момент проверки не разработаны и не утверждены.
Бюджет на 2013 год утвержден решением Совета народных депутатов Воробьевского муниципального района от 26.12.2012 № 42. Информация об утверждении, уточнении и исполнении районного бюджета в 2013 году приведена в таблице.

тыс. рублей
Показатель
Утвержденный план
Уточненный план
Отклонение
Исполнено
Исполнение уточненного плана (%)
Изменение факта 2013 к 2012 году (%)
1
2
3
4
5
6
7
Доходы всего, в т.ч.
205 751,3
393 055,7
187 304,4
389 678,5
99,1
140,9
- налоговые и неналоговые
53 531,0
60 584,7
7 053,7
61 512,5
101,5
118,9
- безвозмездные перечисления
152 220,3
332 471,0
180 250,7
328 166,0
98,7
146,0
Расходы
208 186,3
396 998,4
188 812,1
389 629,7
98,1
140,8
Дефицит (-) / профицит (+)
- 2 435,0
- 3 942,7
- 1 507,7
48,8


Отношение дефицита к доходам бюджета без учета безвозмездных перечислений (ст. 92.1 БК РФ)
4,55
6,51
1,96




Фактически доходы районного бюджета составили 389678,5 тыс. рублей (99,1% плана), расходы - 389629,7 тыс. рублей (98,1%). Бюджет исполнен с профицитом в сумме 48,8 тыс. рублей.
Отчеты об исполнении бюджета Воробьевского муниципального района за I квартал, I полугодие и 9 месяцев 2013 года и I квартал 2014 года не утверждались администрацией Воробьевского муниципального района, что нарушает нормы ст. 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в нарушение требований п. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание не подлежали официальному опубликованию.
Бюджет на 2014 год утвержден решением Совета народных депутатов Воробьевского муниципального района от 25.12.2013 № 41.

тыс. рублей
Показатель
Утвержденный план
Уточненный план
Отклонение уточненного от утвержденного
Исполнено на 01.05.2014
Исполнение уточненного плана (%)
1
2
3
4
5
6
Доходы всего, в т.ч.
237 992,1
253 923,6
15 931,5
75 999,4
29,9
- налоговые и неналоговые
49 264,0
49 264,0

13 938,5
28,3
- безвозмездные перечисления
188 728,1
204 659,6
15 931,5
62 060,9
30,3
Расходы
240 368,1
257 803,9
17 435,8
76 983,9
29,9
Дефицит (-) / профицит (+)
- 2 376,0
- 3 880,3
- 1 504,3
- 984,5

Отношение дефицита к доходам бюджета без учета безвозмездных перечислений (ст. 92.1 БК РФ)
4,8
7,9
3,1
7,1


За 4 месяца 2014 года план по доходам увеличен на 15931,5 тыс. рублей (на 6,7%) за счет увеличения на ту же сумму по безвозмездным перечислениям. План по расходам уточнен на 17435,8 тыс. рублей (7,3%). Фактически доходы районного бюджета за 4 месяца 2014 года исполнены в сумме 75999,4 тыс. рублей (29,9% уточненного годового плана), расходы - 76983,9 тыс. рублей (29,9%). Дефицит по исполнению составил - 984,5 тыс. рублей, источником покрытия которого послужили остатки средств на счете бюджета на начало года.

3.2. Исполнение районного бюджета по доходам:
В 2013 году по сравнению с 2012 годом доходы районного бюджета увеличились на 40,9% (113209,9 тыс. рублей) и поступили в сумме 389678,5 тыс. рублей.
Основным налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы районного бюджета, является налог на доходы физических лиц. В 2013 году поступления составили 36453,7 тыс. рублей, или 59,3% налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с предыдущим годом произошел рост суммы налога на 5,8% (1999 тыс. рублей), что вызвано ростом заработной платы работникам бюджетной сферы.
Единый налог на вмененный доход составил 5,6% налоговых и неналоговых доходов и поступил в сумме 3472,3 тыс. рублей, что на 3,3% больше уровня 2012 года. Рост к 2012 году достигнут за счет увеличения коэффициента базовой доходности и отработки недоимки прошлых лет.
Единый сельскохозяйственный налог в структуре составил 5,4% и поступил в сумме 3 385 тыс. рублей, что выше в 1,9 раза (на 1623 тыс. рублей) уровня предыдущего года. Увеличение связано с прекращением своей производственной деятельности ООО "МТС "Воробьевская", которое за счет продажи имущества единовременно проплатило налогов более 5 млн. рублей, в т.ч. в районный бюджет 2,5 млн. рублей.
Доходы от арендной платы за землю составили 6159,9 тыс. рублей, или 9,9% доходов. Уменьшение доходов от аренды за земельные участки на 6,9% в 2013 году по сравнению с 2012 годом произошло за счет продажи земельных участков.
Доходы от оказания платных услуг получены за 2013 год в сумме 4959,5 тыс. рублей.
Доходы от продажи активов составили 4705,0 тыс. рублей, в том числе от продажи имущества 121 тыс. рублей (продажа автомобиля и гаража) и продажи земельных участков 4584,0 тыс. рублей (продажа земельных участков районного фонда).
Штрафы в районный бюджет поступили в сумме 1063,7 тыс. рублей, что выше уровня 2012 года на 480,7 тыс. рублей, или в 1,8 раза, за счет увеличения количества правонарушений.

3.3. Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами:
В соответствии с реестром имущества, находящегося в муниципальной собственности района, по состоянию на 01.01.2013 в собственности Воробьевского муниципального района находилось 138 объектов недвижимого имущества. Право собственности зарегистрировано на 73 объекта недвижимости. Изменения в реестр муниципального имущества вносились на основании постановлений администрации района в результате принятия объектов в собственность муниципального района, передачи объектов в собственность сельских поселений, раздела нежилых зданий на отдельные помещения, а также выбытия объектов. По состоянию на 01.05.2014 реестр муниципального имущества включает 143 объекта недвижимого имущества, 42 земельных участка.
В 2013 году доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, составили 121,2 тыс. рублей. Из состава имущества района в соответствии с планом приватизации на основании независимой оценки и итогов проведения аукциона выбыли объекты: автомобиль ВАЗ 2121 по цене 16,2 тыс. рублей, гараж площадью 37,0 кв. м и земельный участок, на котором расположен гараж, по цене 105,0 тыс. рублей. В 2014 году по состоянию на 01.05.2014 реализация имущества не производилась.
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества в бюджете муниципального района в 2013 году составили 744,6 тыс. рублей, на 01.05.2014 - 196,1 тыс. рублей. Задолженность по оплате арендных платежей на 01.01.2014 составила 76,1 тыс. рублей, которая числится за арендатором ООО "Контингент". Администрацией района направлено исковое заявление о взыскании задолженности и решением Арбитражного суда от 30.05.2014 определено о взыскании задолженности с ООО "Контингент".
Площадь имущества, переданного в безвозмездное пользование, составляет 1029,3 кв. м. По договорам безвозмездного пользования уплату коммунальных платежей пользователи муниципального имущества производят самостоятельно. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование приводит к упущенным доходам бюджета района. Например, сумма выпадающих доходов за пользованием безвозмездно помещением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Воробьевскому району составляет 579,0 тыс. рублей в год. Годовая арендная ставка за использование 1 кв. м в данном помещении составляет 1500 рублей.
В ходе проверки также установлено, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 занимает помещения муниципальной собственности площадью 58,9 кв. м без оформления договорных отношений.
В соответствии с реестром движимого имущества на 01.01.2013 в собственности района находилось 77 единиц транспортных средств, которые переданы в оперативное управление структурным подразделениям администрации района и хозяйственное ведение муниципальным предприятиям района. В 2013 году администрацией района приобретен автомобиль марки CHEVROLET NIVA 212300-55 стоимостью 507,0 тыс. рублей, который передан на баланс администрации Воробьевского муниципального района, и автобус марки SETRA SA стоимостью 462,8 тыс. рублей для осуществления междугородних перевозок муниципальным предприятием "Транссервис". Также в 2013 году администрацией района приобретено два мусоровоза марки 434491 стоимостью 1219,5 тыс. рублей каждый для МП ВР "Коммунальное хозяйство". Кроме того, администрацией Воробьевского муниципального района в 2013 году проведена продажа на аукционе автомобиля марки ВАЗ 2121 и списание автомобиля марки ВАЗ 21043. Из муниципальной собственности Воробьевского района в собственность сельских поселений переданы 11 единиц тракторов. По состоянию на 01.05.2014 реестр движимого имущества включает 68 единиц транспортных средств.
Выездная проверка в МП "Транссервис" показала, что транспортные средства, числящиеся в реестре муниципальной собственности, подтверждаются их фактическим наличием на предприятии в количестве 19 единиц. Автобусы марки ПАЗ 3205 в количестве четырех единиц 1993, 1994, 2001 года выпуска предприятием не эксплуатируются.
ОАО "Воронежское пассажирское автотранспортное предприятие № 3" по договору аренды от 18.04.2014 предоставило МП "Транссервис" два автобуса 2014 года выпуска марки ПАЗ 32054 для осуществления перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Автобусы переданы МП "Транссервис" в аренду сроком на три года, с правом выкупа.
По результатам работы двух муниципальных предприятий района в 2013 году получены убытки, соответственно, уплата части прибыли муниципальными предприятиями в бюджет района не производилась.
В реестре муниципального имущества числятся жилые помещения в количестве 9 единиц. С нанимателями муниципального имущества заключены договоры социального найма служебного жилого помещения. В нарушение ст. 671 Гражданского кодекса, п. 2.18 Положения о специализированном жилищном фонде Воробьевского муниципального района от 05.08.2008 № 42 плата за пользование служебной жилой площадью в договорах социального найма не предусмотрена. Администрацией Воробьевского муниципального района заключены договоры социального найма с нанимателями, не относящиеся к категориям специалистов, предусмотренные положением: с оперуполномоченным отделения уголовного розыска РОВД по Воробьевскому району, с помощником прокурора прокуратуры Воробьевского района.
Уполномоченными органами по осуществлению земельного контроля на территории Воробьевского муниципального района до 2014 года являлись администрации сельских поселений. В декабре 2013 года на основании решений Совета народных депутатов сельских поселений функции муниципального земельного контроля были переданы администрации Воробьевского муниципального района. По состоянию на 01.05.2014 администрацией района проверки по земельному контролю за использованием земель не проводились. Осуществление муниципального земельного контроля может обеспечить дополнительные поступления в бюджет муниципального района в качестве штрафов за нарушения земельного законодательства.
За 2013 год в консолидированный бюджет Воробьевского муниципального района поступило 12141,6 тыс. рублей доходов от аренды земельных участков, в т.ч. в районный бюджет - 6160,0 тыс. рублей.
Задолженность по арендной плате за землю на 01.01.2014 составляет 1,9 тыс. рублей. Данная задолженность числится по одному краткосрочному договору, заключенному в 2013 году на срок до одного года с ИП Сулейманов Р.Г. Задолженность по оплате долгосрочных договоров аренды земельных участков не имеется.
На территории Воробьевского района отсутствуют водные объекты, находящиеся в собственности муниципального района и потенциально возможные к сдаче в аренду.
Доходы от продажи земельных участков за проверяемый период перечислены в бюджет в полном объеме. Поступления доходов в 2013 году в консолидированном бюджете муниципального района составили 5934,2 тыс. рублей, в т.ч. в районный бюджет - 4584,3 тыс. рублей.

3.4. Безвозмездные поступления районного бюджета в 2013 году составили 328166,0 тыс. рублей, с ростом к уровню предыдущего года на 103438,7 тыс. рублей (46,0%). При этом сумма дотаций на выравнивание снизилась на 478,0 тыс. рублей (1,7%) и составила 28303,0 тыс. рублей. Незначительное снижение произошло одновременно с увеличением размера субсидий на финансирование социально значимых расходов в 5,4 раза, которые поступили в сумме 17818,3 тыс. рублей. В целом, рост субсидий по сравнению с предыдущим годом составил 2,9 раза, в основном за счет поступлений на строительство и реконструкцию РДК в сумме 82799,5 тыс. рублей.
Субвенции поступили в сумме 118484,0 тыс. рублей, что на 8827,4 тыс. рублей, или 6,9%, ниже уровня 2012 года, что связано с передачей полномочий по расходам на здравоохранение на уровень субъекта.
В 2012 году доля межбюджетных трансфертов из областного бюджета, за исключением субвенций, в объеме собственных доходов районного бюджета составляла 65,3%. В 2013 году данный показатель составил 77,1%. "Уровень дотационности" в основном возрос из-за увеличения объема привлекаемых субсидий из областного бюджета на развитие (строительство и реконструкция РДК, строительство школьных котельных, водопроводов и др.).

3.5. Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет района за 2013 год увеличилась на 216,7 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2014 составила 1669,2 тыс. рублей, или 2,3%, налоговых доходов консолидированного бюджета района. Основную часть задолженности составляет задолженность по земельному налогу 1077,2 тыс. рублей, которая за 2013 год увеличилась на 476,1 тыс. рублей. Основная сумма задолженности числилась за физическими лицами - 860,2 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2013 числилась задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 626,6 тыс. рублей, которая в 2013 году была погашена, но за 4 месяца 2014 года вновь образовалась в объеме 521,8 тыс. рублей из-за неуплаты налога МП "Коммунальное хозяйство".

3.6. Структура и динамика муниципального долга:
Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2013 составлял 644,0 тыс. рублей, из них задолженность по кредитам, предоставленным из областного бюджета на кассовый разрыв, 611,0 тыс. рублей, централизованным кредитам - 33,0 тыс. рублей. В 2013 году бюджетные кредиты не привлекались. Погашено в 2013 году 63,6 тыс. рублей, в том числе по централизованным кредитам 33,0 тыс. рублей. Остаток задолженности по основному долгу на 01.01.2014 составил 580,4 тыс. рублей (менее 1% доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений), что удовлетворяет требованиям ст. 107 Бюджетного кодекса РФ в части предельного объема муниципального долга. В 2014 году привлечения и погашения кредитов не осуществлялось.

4. Исполнение расходной части районного бюджета

Расходы районного бюджета в 2013 году произведены в сумме 389629,7 тыс. рублей. Большая часть всех расходов, или 73,2% - это расходы, произведенные в отраслях бюджетной сферы, то есть бюджет Воробьевского муниципального района носит социальную направленность.

4.1. По разделу "Общегосударственные вопросы" расходы в 2013 году составили 28793,6 тыс. рублей и по отношению к 2012 году увеличились на 26,7%. Штатная численность должностей муниципальной службы составляла 32 единицы. Норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих на 2013 год составлял 16086,0 тыс. рублей, фактические расходы составили 15368,7 тыс. рублей (95,5% доведенного норматива), экономия норматива произошла за счет нахождения заместителя главы администрации более 9 месяцев на больничном листе.
4.1.1. При проверке деятельности администрации района выявлены отдельные нарушения бюджетного законодательства и ведения бухгалтерского учета:
1. Учетная политика в администрации района не утверждена.
2. Инвентаризация имущества перед составлением годовой отчетности находящегося на балансе администрации района, не проводилась.
3. Ведение кассовых операций бухгалтерией администрации осуществляется в нарушение Положения о порядке ведения кассовых операций.
4. В нарушение порядка хранение денежных средств в кассе администрации осуществлялось без утвержденного распорядительным актом администрации лимита остатка денежных средств. В ходе проверки принято распоряжение администрации об установлении лимита остатка денежных средств в размере 16,0 тыс. рублей.
В соответствии с распоряжениями главы администрации в проверяемом периоде производилась выдача денежных средств из кассы представителям военного комиссариата Воронежской области и КУ ВО "УСЗН Воробьевского района" по доверенности на приобретение ГСМ для доставки призывников в военный комиссариат Воронежской области и детей к местам отдыха. Расходы на ГСМ в 2013 году составили 104,3 тыс. рублей, на 01.05.2014 - 20,4 тыс. рублей. При этом денежные средства на ГСМ выделяла администрация района, а транспорт - отдел образования. Авансовые отчеты с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы на приобретение ГСМ, в ходе проверки не представлены.
В нарушение Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники принимаются к оплате документы, оформленные без указания обязательных реквизитов (наименование получателя, роспись в получении товара, Ф.И.О. лица, ответственного за совершение операции, и правильность ее оформления, ИНН продавца) - авансовый отчет № 2 от 25.03.2014, товарный чек № 251 от 05.02.2014 на сумму 1,5 тыс. рублей.
На основании авансового отчета № 2 от 25.03.2014 приобретенные материальные ценности (радиотелефон - 1 шт., телефон PANASONIC - 2 шт., телефонный аппарат - 1 шт.) списаны на дату приобретения, а не по фактическому использованию и без составления акта, что является нарушением п. 62 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н, и п. 38 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти..., утвержденного Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 38 Инструкции (Приказ Минфина РФ № 157н) материальные объекты имущества, независимо от стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев принимаются к учету в качестве основных средств.
На момент приобретения администрацией в декабре 2013 года автобус SETRA SA находился в неудовлетворительном техническом состоянии, в декабре 2013 года администрацией заключен договор от 24.12.2013 с ИП Макаров А.Н. на ремонт двигателя с заменой поршневой группы в сумме 87,3 тыс. рублей. Данный факт свидетельствует о неэффективном использовании средств в сумме 87,3 тыс. рублей (ст. 34 БК РФ).
При выборочной проверке документального оформления расходов на содержание автотранспорта администрации выявлено, что журнал регистрации путевых листов не ведется. При заполнении путевых листов допускаются нарушения, показатели "место отправления, место назначения" конкретно не прописаны и заполнены в виде записей "с. Воробьевка - по району". Отсутствие данных о точном маршруте следования не позволяет судить о том, что автомобили использовались именно в служебных целях. Путевые листы оформляются не ежедневно, а на несколько дней или рабочую неделю (3 - 5 дней), допускаются исправления.
В администрации района предрейсовые медицинские осмотры водителей автомобиля не проводились. Договоры на проведение этих осмотров с медицинским учреждением в проверяемом периоде не заключались.
Выборочной проверкой выявлены отдельные факты нарушений использования транспорта и учета списания ГСМ в администрации района.
Показания спидометра при выезде из гаража и при возвращении в гараж, указанные водителем и утвержденные механиком, не совпадают с данными бухгалтерского учета при составлении отчета о работе автотранспортных средств и актов на списание ГСМ. В отчете о работе автомашины ГАЗ 3102 госномер В 680 ОА за 3 марта 2014 года по данным бухгалтерского учета показания спидометра на начало работы 268897 км, показание спидометра на конец работы 268966 км, а по данным путевого листа водителя показания спидометра при выезде из гаража 278929 км, при возвращении в гараж 278998 км. Разница составляет 10032 км.
На 31.03.2014 показания спидометра при возвращении в гараж по данным путевого листа составили 282370 км, а по данным бухгалтерского учета, согласно отчету о работе автомобиля В 680 ОА, показания спидометра на конец работы 31.03.2014 272187 км, разница 10183 км. В результате разница за март месяц в показаниях спидометра автомобиля ГАЗ 3102 увеличилась на 151 км. (10183 км - 10032 км = 151 км).
Таким образом, сверка данных бухгалтерской отчетности и фактических показаний спидометров автотранспорта в администрации не проводится, контроль за использованием автотранспорта со стороны ответственных лиц не осуществляется.
В 2013 году администрацией не использовано средств в сумме 850,0 тыс. рублей, направленных из федерального и областного бюджетов на поддержку малого и среднего предпринимательства, что объясняется отсутствием необходимого количества заявок субъектов предпринимательства, удовлетворяющих требованиям порядка предоставления мер господдержки (планировалось 6 субъектов, фактически получил 1). Таким образом, работу администрации по программе поддержки развития малого и среднего предпринимательства следует признать неэффективной.
В нарушение ч. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ районным бюджетом предусматривались и осуществлялись выплаты почетным жителям Воробьевского района на основании решения Совета народных депутатов района. Почетным гражданам, независимо от места проживания, предусмотрено получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50% от установленной величины минимального размера оплаты труда за счет средств бюджета муниципального района (на 01.06.2014 составляет 2777 рублей на 1 человека). Общая сумма материальной помощи 12 почетным жителям района составила 521,8 тыс. рублей (2013 год - 377,4 тыс. рублей, на 01.05.2014 - 144,4 тыс. рублей).
Воробьевский муниципальный район, имея в 2012 - 2013 годах долю межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы более 30%, в соответствии с вышеуказанным требованием законодательства не имел права устанавливать и принимать расходные обязательства, не связанные с исполнением установленных для него полномочий.
Кроме того, в положении от 26.11.2012 также предусмотрены выплаты денежной компенсации почетным гражданам на санаторно-курортное лечение в размере 10% стоимости путевки, но не более 5,0 тыс. рублей (один раз в год) и иные льготы (бесплатный проезд на общественном транспорте, обслуживание в медицинских и культурно-просветительских учреждениях и т.д.). В проверяемом периоде данные льготы не назначались и не выплачивались.
Аналогично, на основании решения Совета народных депутатов "О социальной поддержке студентов высших учебных заведений здравоохранения" администрацией выплачивались стипендии 5 студентам ГБОУ ВПО "Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко" в 2-кратном размере по сравнению с государственными стипендиями для студентов государственных высших учебных заведений (на 01.06.2014 составляет 2200 рублей на 1 обучающегося). Фактические расходы на данные цели составили в 2013 году - 140,8 тыс. рублей, за 4 месяца 2013 года - 44,0 тыс. рублей.
Вместе с тем оказание вышеуказанных материальных выплат гражданам осуществлялось в нарушение норм статей 74, 217 Бюджетного кодекса РФ, без утвержденных в решении о бюджете условий предоставления средств из бюджета и порядка, установленного администрацией района.
Субсидии юридическим лицам и средства на культурные мероприятия предоставлялись из районного бюджета без утвержденных порядков, исполнялись расходные обязательства, не связанные с решением вопросов органов местного самоуправления (выплаты почетным гражданам, матерям, родившим двойню и более детей, материальная помощь) и др.
4.1.2. Администрация района в 2008 году выступала муниципальным заказчиком по строительству объекта "Биологические очистные сооружения в селе Воробьевка Воронежской области производительностью 700 куб. м/сутки с сетями канализации". В ходе проверки установлено следующее.
1. Договорные отношения:
В целях организации обеспечения населения с. Воробьевка услугами канализования в 2006 году между казенным предприятием Воронежской области "Дирекция по строительству объектов водопользования" (далее - Заказчик, КП ВО "Стройводдирекция"), действующего от имени Воронежской области, и закрытым акционерным обществом "ВОЛВА" (г. Нововоронеж, ул. Вокзальная, д. 4) (далее - Подрядчик) был заключен государственный контракт от 26.06.2006 № 03/06 на выполнение подрядных работ для государственных нужд по строительству объекта "Биологические очистные сооружения с сетями канализации в с. Воробьевка Воронежской области мощностью 700 куб. м/сутки с сетями канализации". Согласно п. 2.5 ст. 2 контракта срок выполнения работ должен был составить 272 календарных дня при условии полного финансирования, при этом в статье 4 контракта срок выполнения работ предусмотрен с 01.07.2006 по 31.12.2008. Стоимость строительства первоначально составляла 42512,6 тыс. рублей, на момент окончания срока строительства (декабрь 2008 года) - 74627,0 тыс. рублей, в т.ч. средства федерального бюджета 24277,8 тыс. рублей. График производства работ, являющийся приложением к контракту, в администрации отсутствует.
В ходе исполнения контракта между Заказчиком и Подрядчиком заключались дополнительные соглашения, вносящие изменения в контракт, в том числе и в части финансирования.
В целях приведения финансирования строительства данного объекта в соответствие требованиям бюджетного законодательства между управлением по экологии и природопользованию Воронежской области и администрацией Воробьевского муниципального района (далее - Администрация) в 2008 году было заключено соглашение от 26.03.2008 б/н, согласно которому, при осуществлении строительства очистных сооружений Администрация выполняет функции муниципального заказчика.
В целях обеспечения контроля за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета Администрацией заключен с КП ВО "Стройводдирекция" договор от 07.03.2008 № 03/08 о передаче части полномочий муниципального заказчика заказчику-застройщику, в том числе по осуществлению строительного контроля, проверке обоснованности цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявляемых подрядными организациями к оплате, ведению бухгалтерского учета и др. С августа 2010 года в связи с реорганизацией КП ВО "Дирекция по строительству объектов водопользования" функции заказчика-застройщика были переданы КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации".
2. Финансирование строительства:
Оплата выполненных работ осуществлялась в 2006 - 2007 годах Заказчиком. В 2008 и последующих периодах оплата осуществлялась администрацией Воробьевского муниципального района на основании актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Акты приемки в соответствии с переданными полномочиями в основном подписывались заказчиком-застройщиком и только 2 акта № 5 от 17.06.2008 на сумму 5047,7 тыс. рублей и № 9 от 07.08.2008 на сумму 3452,3 тыс. рублей подписаны Администрацией. Акт, подтверждающий завершение строительства, не подписан.
Несмотря на некачественное и крайне неудовлетворительное выполнение работ Подрядчиком, акты приемки выполненных работ КС-2 подписаны заказчиком-застройщиком в полном объеме, средства за объект администрацией района, в том числе и в счет оплаты услуг заказчика-застройщика перечислены полностью.
Проверкой установлено, что в бухгалтерском учете администрации района на момент проверки отсутствует информация о стоимости незавершенного строительства в объеме бюджетных средств, направленных в 2006 - 2010 годах на финансирование строительства данного объекта. Согласно пояснению главного бухгалтера администрации района, документы о работах, выполненных и оплаченных в 2006 - 2007 годах, в администрацию не поступали. В свою очередь администрацией района действенные меры по получению соответствующих документов и обеспечению бюджетного учета незавершенного строительства не предпринимались.
Отсутствие на момент проверки в администрации муниципального района учета незавершенного строительства является нарушением ст. 5 и ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 3 ч. 1 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления,..., утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов...".
3. Выполнение функций муниципальным заказчиком:
В связи с возложением функций муниципального заказчика с 2008 года на районную администрацию, в целях обеспечения контроля за выполнением строительства последней дополнительно проводилась определенная работа. А именно: на главного инженера МП ВР "Коммунальное хозяйство" Б.Ю.А. и инженера С.Ю.В. были возложены обязанности по контролю за ходом строительных работ. Специалистами МП ВР "Коммунальное хозяйство" в течение 2009 - 2011 годов осуществлялся контроль за устранением недостатков и приемка объекта в эксплуатацию.
В ходе осуществления контроля было выявлено, что строительные работы велись с отклонением от проекта и строительных норм и правил. О данных фактах направлялись письма Подрядчику, заказчику-застройщику и в проектную организацию.
Однако, в связи с отсутствием должного контроля со стороны заказчика-застройщика за ходом строительства, при приемке объекта в эксплуатацию были выявлены недостатки, не позволяющие эксплуатировать сооружение, в том числе не полностью смонтированное или смонтированное с отклонением от проекта оборудование, дефекты в укладке труб, отсутствие герметизации в местах присоединения труб к колодцам, отсутствие антикоррозийной защиты колодцев и др. Нарушения были отражены в акте от 30.12.2008 и подписаны представителями районной администрации и Подрядчика. Гидравлические испытания, проведенные весной 2009 года, выявили дополнительные недостатки в монтаже самотечного коллектора (прогибы трубы и отсутствие проходимости).
На совещаниях по вопросу строительства и ввода в эксплуатацию объекта, проводимых администрацией района в 2008 - 2010 годах, Подрядчику определялись сроки для устранения недостатков, которые последним постоянно нарушались.
В связи с затягиванием Подрядчиком сроков устранения недостатков, администрацией района направлялись письма в правительство Воронежской области и заказчику-застройщику с просьбой вмешаться в ситуацию. Однако, с августа 2011 года подрядчик ЗАО "ВОЛВА" полностью прекратил выполнение работ на объекте.
В целях привлечения Подрядчика к ответственности за несоблюдение сроков, установленных контрактом для выполнения работ, лишь 25.07.2011 администрацией района было направлено исковое заявление о взыскании неустойки в сумме 10196,5 тыс. рублей. Иск был удовлетворен частично в сумме 2336,7 тыс. рублей. В ходе исполнительного производства денежные средства не были взысканы в связи с отсутствием ликвидного имущества. Иные иски, направленные на понуждение Подрядчика к устранению недостатков, допущенных при производстве работ и вводу объекта в эксплуатацию, Администрацией не направлялись.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что меры, принимаемые администрацией района к Подрядчику, были недостаточными и неэффективными.
Со стороны заказчика-застройщика меры принуждения к Подрядчику вообще не применялись, что свидетельствует о халатности при исполнении последним своих функций.
В результате на момент проверки объект стоимостью более 74 млн. рублей в эксплуатацию не введен, не числится на балансе Администрации и не охраняется. Ни канализация, ни очистные сооружения не пригодны к эксплуатации.
Таким образом, бюджетные средства в сумме более 74 млн. рублей потрачены на строительство недействующего объекта, т.е. использованы неэффективно, с нарушением требования ст. 34 БК РФ.
В ходе визуального осмотра очистных сооружений установлено отсутствие оборудования для очистки воды (платинированные титановые электроды), оборудования душевых, а также наличие трещин в стенах производственно-вспомогательного здания.
Согласно пояснениям заместителя главы администрации района, установка очистки воды (ориентировочно стоимость 1000,0 тыс. рублей) находится на хранении в ООО инновационная фирма "МЕЛН" по адресу г. Воронеж, ул. Остужева, 3а, 134. Договор ответственного хранения или иной формы, позволяющей гарантировать возмещение стоимости товароматериальных ценностей в случае утраты, на момент проверки не заключен, т.е. фактически муниципальное имущество хранится незаконно, с нарушением требований ст. 887 ГК РФ.
4. Анализ услуг ЖКХ, оказываемых в с. Воробьевка:
В ходе анализа вопроса строительства в с. Воробьевка очистных сооружений установлено, что фактически вывозимый объем ЖБО за ряд последних лет составляет около 40 куб. м/сутки, то есть проектная мощность 700 куб. м/сутки превышает фактический вывозимый объем ЖБО почти в 15 раз, в связи с чем эксплуатация сооружения будет экономически нецелесообразна.
Согласно информации, предоставленной главой администрации муниципального района (пояснительная от 20.06.2014), муниципальным районом совместно с КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации" и управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области прорабатывается вопрос внесения изменений в существующий проект в части уменьшения мощности до 200 куб. м/сутки, однако даже такая мощность будет превышать фактически вывозимый объем ЖБО почти в 4 раза.
Кроме того, следует отметить, что администрацией муниципального района ни в 2006 году, ни на момент проверки не проводились расчеты предполагаемой стоимости услуг по канализованию для потребителей.
В ходе проверки установлено, что альтернативные варианты организации сбора и утилизации ЖБО администрацией не рассматривались.
Однако анализ годового потребления воды (приложение к акту проверки от 25.06.2014 № 2.36/9-2014) потребителями, которые потенциально могут быть подключены к центральной канализации, показывает, что 18 из 33 используют до 250 куб. м воды в год или до 0,68 куб. м в сутки. При этом фактический вывоз ЖБО колеблется в пределах от 3,6 до 58,8 куб. м в год. В настоящее время на рынке представлены септики, позволяющие обеспечить прием и очистку данного объема ЖБО. Так, например, установка ТОПОЛЬ-75ПР стоимостью около 500,0 тыс. рублей может принять до 12 куб. м/сутки.
Все вышеизложенное вызывает обоснованное сомнение в необходимости запуска очистных сооружений даже мощностью 200 куб. м/сутки.
4.2. По разделу "Национальная экономика" расходы составили 16666,9 тыс. рублей, или 87,7% плана (неисполнение 2327,4 тыс. рублей). Основными причинами явилось то, что было запланировано выделить 1050,0 тыс. рублей субсидий на развитие и поддержку малого предпринимательства, фактически поступило в конце года 800,0 тыс. рублей, а израсходовано 150,0 тыс. рублей (650,0 тыс. рублей возвращено в областной бюджет), и не были в полном размере профинансированы из областного бюджета расходы на строительство школьных котельных в сумме 1227,3 тыс. рублей (финансирование производилось по фактически выполненным работам (срок сдачи объектов 2014 год).
4.3. Раздел "Жилищно-коммунальное хозяйство" профинансирован в сумме 18949,8 тыс. рублей, процент выполнения плана составил 91,4%. Неисполнение произошло в связи с экономией по исполнению проектно-сметных документаций по строительству водопроводов. Объем расходов по отношению к 2012 году увеличился в 5,7 раза за счет средств областного бюджета, предоставленных на строительство, реконструкцию и изготовление проектно-сметных документаций на водопроводы.
4.4. Расходы на "Образование" составили 199180,7 тыс. рублей, рост расходов в 2013 году составил 30,1% по причине увеличения оплаты труда педагогическим работникам в целях реализации майских указов Президента РФ и за счет выделения средств из областного бюджета на строительство школьных котельных в сумме 10035,3 тыс. рублей.
Имущество за подведомственными учреждениями закреплено на праве оперативного управления. В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право оперативного управления на большинство объектов недвижимости муниципальными учреждениями образования не зарегистрировано. Свидетельства оформлены лишь на здания десяти общеобразовательных школ и двух детских садов.
В нарушение ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ в 2013 году отдел по образованию не доводил до подведомственных учреждений муниципальные задания, которые должны содержать количественные и качественные показатели деятельности учреждений. В 2014 году муниципальные задания доведены до всех подведомственных учреждений, за исключением: МКОУ ДОД "ЦРТДиЮ" и МКОУ ДОД "ДЮСШ". В период проверки разработаны и доведены муниципальные задания до вышеуказанных учреждений.
Субвенция из областного бюджета на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования в 2013 году поступила в сумме 107099,5 тыс. рублей, за январь - апрель 2014 года в сумме 35961,8 тыс. рублей. Проверкой использования областной субвенции установлено, что не соблюдался норматив расходования средств на учебные расходы, а также на оплату труда и начисления, установленный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 16.11.2012 № 1076. Согласно приказу, норматив на учебные расходы установлен в размере не менее 6% общих расходов, предусмотренных при выдаче субвенции. В 2013 году расходы на учебные цели составили 2,4% (26297,0 тыс. рублей), за январь - апрель 2014 года - 2,0% (803,9 тыс. рублей). В результате удельный вес субвенции в расходах на заработную плату составил 97,6%, 98,0% соответственно по годам. Превышение установленного норматива расходов на оплату труда с начислениями произошло по причине доведения заработной платы до средней заработной платы в регионе в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Для обеспечения выполнения Указа Президента РФ часть средств, запланированных на учебные расходы, была перераспределена на оплату труда с начислениями.
Средняя заработная плата педагогических работников общего образования (школ) в 2013 году составила 22121 рубль, в январе - апреле 2014 года - 24930 рублей. Средняя заработная плата соответствует требованиям Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597, а также соглашению, заключенному между администрацией района и департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 11.03.2013 № 27 "О взаимодействии по реализации мероприятий "дорожная карта"...".
Средняя заработная плата педработников дошкольного образования (детские сады) в 2013 году составила 18700 рублей, за январь - апрель 2014 года - 22246 рублей, планируется в 2014 году 22400 рублей.
В целях проведения оптимизации системы образования Воробьевского муниципального района отделом по образованию проведены определенные мероприятия. В 2013 году проведена реорганизация МКОУ Банновская ООШ путем присоединения к МКОУ Мужичанская СОШ, что позволило сократить расходы по образованию за 2013 год в сумме 1041,0 тыс. рублей.
На модернизацию системы общего образования направлено 7090,6 тыс. рублей, которые в полном объеме направлены на мероприятия, предусмотренные планом модернизации системы общего образования. Все показатели результативности предоставления субсидий, установленные в соглашении по модернизации общего образования между департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области и администрацией Воробьевского муниципального района, выполнены.
Расходы по физической культуре и спорту составили 1052,2 тыс. рублей. Средства направлены на проведение физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в план мероприятий Воронежской области и Воробьевского муниципального района. Расходование средств бюджета проводилось на основании распоряжений администрации района и смет расходов на проведение мероприятий. Положение о порядке финансирования за счет средств районного бюджета проведения физкультурных и спортивных мероприятий не утверждено.
4.5. Расходы по разделу "Культура" в 2013 году составили 14107,3 тыс. рублей. Для осуществления уставной деятельности учреждениям культуры на основании постановлений администрации Воробьевского муниципального района передано муниципальное имущество в оперативное управление. В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право оперативного управления на объекты недвижимости муниципальными учреждениями культуры не зарегистрировано.
Проверкой соответствия порядка приобретения работ, услуг для муниципальных нужд действующему законодательству нарушений не установлено. В соответствии с календарным планом работы учреждениями культуры в 2013 году проведено 98 мероприятий, в которых приняло участие свыше 31 тыс. человек.
4.6. Расходы по разделу "Межбюджетные трансферты общего характера" в 2013 году составили 10001,0 тыс. рублей (100,0% плана), на 2014 год запланировано 5864,2 тыс. рублей. На 2014 год предусмотрено снижение предоставления дотаций на выравнивание поселениям за счет средств районного бюджета на 49,1% и предоставление субсидий на социально значимые расходы бюджетам поселений на 66,4%.
Проверка расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов поселений за счет средств областного бюджета (в 2013 году 2897,0 тыс. рублей, в 2014 году - 2972,0 тыс. рублей) показала, что расчет распределения произведен в соответствии с методикой. В то же время в нарушение ст. 142.1 Бюджетного кодекса РФ и методики распределено дотаций на выравнивание бюджетам двух поселений на общую сумму 559,0 тыс. рублей, в том числе Никольскому 2-му сельскому поселению в сумме 227,0 тыс. рублей и Руднянскому сельскому поселению в сумме 332,0 тыс. рублей.
В ходе проверки муниципального предприятия Воробьевского района "Коммунальное хозяйство" установлено следующее:
Муниципальное предприятие Воробьевского муниципального района "Коммунальное хозяйство" (далее - МП ВР "Комхоз") является муниципальным предприятием по оказанию жилищно-коммунальных услуг, правопреемником муниципального унитарного предприятия "Районное коммунальное хозяйство", созданного постановлением администрации района от 30.11.2001 № 352, учредитель предприятия - администрация муниципального района. Единственным учредительным документом является устав предприятия, утвержденный решением комитета по управлению муниципальным имуществом Воробьевского района от 15.02.2010 № 3.
Для реализации цели деятельности предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности: теплофикация, электрификация, благоустройство, газификация, санитарная очистка, ремонт и строительство объектов, водоснабжение, оказание банных и гостиничных услуг, оказание платных услуг населению, управление деятельностью ярмарки.
Предприятие осуществляет деятельность на принципах хозяйственного расчета (п. 1.6 устава), применяется упрощенная система налогообложения (УСН) в соответствии со статьями 346.11, 346.12, 346.13 части II Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка 6% (ст. 346.20 НК РФ).
Следует отметить, что МП ВР "Комхоз" управляет деятельностью ярмарки (рынка) в с. Воробьевка, в нарушение п. 1 ст. 49 ГК РФ уставом предприятия указанный вид деятельности не предусмотрен. Неуставная выгода составила 747,6 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 588,6 тыс. рублей, в I квартале 2014 года - 159,0 тыс. рублей.
В стоимость активов предприятия, помимо основных средств, входит незавершенное строительство балансовой стоимостью 1091,6 тыс. рублей, в том числе: база ЖКХ (административное здание, гараж) балансовой стоимостью 835,0 тыс. рублей; ограждение ярмарки балансовой стоимостью 256,5 тыс. рублей и три квартиры остаточной балансовой стоимостью 418,9 тыс. рублей в с. Воробьевка (ул. Советская, д. 2, кв. 17, ул. Советская, д. 4, кв. 9, ул. Шевченко, д. 34, кв. 9), в которых проживают по договорам найма врач районной больницы, помощник районного прокурора и сотрудник РОВД.
Плата за наем была установлена на 2011 год в размере 0,65 рубля за 1 кв. м решением СНД Воробьевского сельского поселения от 29.11.2010 № 33, которое признано утратившим силу решением от 29.11.2011 № 36.
В 2012 - 2013 годах и I квартале 2014 года плата за наем квартир в нарушение п. 3 ст. 156 ЖК РФ взималась без утвержденного решением СНД Воробьевского сельского поселения тарифа, всего без оснований за указанный период получено 1693,68 рубля. В ходе проверки денежные средства в сумме 1693,68 рубля восстановлены на лицевые счета нанимателей.
Следует отметить, что в нарушение п. 1 ст. 49 ГК РФ деятельность по предоставлению в наем жилых помещений уставом предприятия не предусмотрена.
В нарушение п. 1 ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" квартира по адресу ул. Советская, д. 2, кв. 17 остаточной балансовой стоимостью приватизирована в 2013 году на основании постановления администрации муниципального района от 10.09.2013 № 406, но с баланса предприятия не списана и отражена в составе активов предприятия.
В ходе проверки установлено, что списанное с баланса в 2013 году неиспользуемое движимое имущество предприятия: экскаватор ЮМЗ-6, 1993 года в., гос. номер 48-01 ВА, ГАЗ-53, 1989 года в., гос. номер Х633НА, КАМАЗ ассовоз 1995 года в., гос. номер Х642НА, ВАЗ 2107, 2003 года в., гос. номер Т759ЕУ по состоянию на 20.06.2014 не реализовано и не утилизировано, расчетная упущенная выгода составила 95 тыс. рублей (более 15 т металлолома по цене 6 тыс. рублей за тонну).
Проверкой соблюдения сроков выплаты заработной платы установлены нарушения требований ст. 136 Трудового кодекса РФ. В 2013 году задержка выплаты заработной платы составляла от 5 календарных дней до двух месяцев, в I квартале 2014 года - от 6 до 25 календарных дней.
Финансовый результат предприятия существенно различается по видам оказываемых услуг. В 2013 году при суммарном убытке предприятия в размере минус 835,8 тыс. рублей по видам работ и услуг предприятием получены следующие результаты (прибыль (+), убыток (-): водоснабжение: -900,0 тыс. рублей, обслуживание жилфонда: 0,6 тыс. рублей, вывоз ЖБО: -414,3 тыс. рублей, вывоз ТБО: 2,5 тыс. рублей, теплоснабжение (газовые котельные): - 774,5 тыс. рублей, теплоснабжение (угольные котельные): -130,8 тыс. рублей, обслуживание котельных, ремонт котельных: 1202 тыс. рублей, управление деятельностью ярмарки: 35,7 тыс. рублей, выполнение работ по благоустройству: -409,6 тыс. рублей.
Анализ приведенных данных показывает, что в период с 01.07.2013 по 01.07.2014 предприятие не могло осуществлять безубыточную деятельность по водоснабжению в связи с установленным решением правления управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (УРТ) тарифом на водоснабжение в размере 28,03 рубля за 1 куб. м, что ниже размера рассчитанного предприятием тарифа на 40% (на 11,2 рубля за 1 куб. м). Рассчитанный предприятием тариф не может быть согласован УРТ в связи с действием Приказа ФТС России от 21.10.2013 № 192-э/3 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам РФ на 2014 год", в соответствии с которым до 30.06.2014 тарифы на холодное водоснабжение на территории Воронежской области заморожены, а с 01.07.2014 могут быть увеличены на 4,7%.
В связи с неисполнением требований УПФР по Воробьевскому району от 23.04.2014 № 7496, МИФНС № 9 от 22.04.2014 № 69, согласно решению МИФНС № 9 от 16.05.2014 № 234 с 16 мая 2014 года были приостановлены все расходные операции по счетам предприятия (блокировка) на сумму требований 1484,4 тыс. рублей, в т.ч. недоимка в ПФ РФ - 570,9 тыс. рублей, недоимка по налогам и сборам - 913,5 тыс. рублей.
В ходе проверки кредиторская задолженность в ПФ РФ погашена полностью, остаток задолженности по налогам и сборам на 25.06.2014 составляет 282,3 тыс. рублей. Задолженность основного дебитора БУЗ ВО "Воробьевская РБ" сократилась на 349,6 тыс. рублей - с 755,0 тыс. рублей до 405,4 тыс. рублей, платежи продолжают поступать ежедневно. При условии погашения недоимки по налогам и сборам в сумме 282,3 тыс. рублей счета предприятия будут разблокированы.
С учетом убытков предприятия в 2013 году в сумме 835,8 тыс. рублей и убытков по отдельным видам деятельности в I квартале 2014 года, финансовое состояние предприятия устойчивое, на 01.06.2014 кредиторская и дебиторская задолженности сопоставимы по величине (2 620,5 тыс. рублей и 2518,4 тыс. рублей), у предприятия нет обязательств по погашению кредитов и займов, с 01.07.2014 тариф на холодное водоснабжение повысится с 28,03 рубля/куб. м до 29,21 рубля/куб. м (на 4,2%), что повысит рентабельность деятельности предприятия по водоснабжению населения и организаций.

Выводы:
Анализ организации бюджетного процесса и оценки состояния экономики Воробьевского района показал, что за 2013 год и в 2014 году благодаря предпринятым администрацией района произошли изменения в социально-экономическом развитии района.
Район полностью является аграрным, промышленные предприятия, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции, на территории района отсутствуют.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг сложился в 2013 году выше уровня 2012 года в 1,6 раза. Инвестиции в основной капитал на территории района выросли в 2,2 раза к уровню 2012 года, при этом предпринимательские инвестиции составили 65% общего объема.
Отмечена активная работа района в привлечении средств областного бюджета, в 2013 году район участвовал в 21 из 36 утвержденных долгосрочных областных целевых программ. Это позволило реконструировать районный дом культуры, построить 2 школьные котельные, построить спортивную площадку, реконструировать водную скважину, спроектировать системы водоснабжения в 7 сельских поселениях района.
Отмечена положительная работа администрации по использованию земельных ресурсов. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 78% всех земель района, из них на государственный кадастровый учет поставлено 83%. Районом осуществляется контроль за поступлением платежей от аренды за земельные участки, задолженность по ним отсутствует.
Потенциал инвестиционного роста в растениеводстве на территории района практически исчерпан, свободных земельных массивов для привлечения крупных инвесторов нет. Наиболее востребованы для экономики района инвестиции в создание перерабатывающих мощностей, молочное и мясное животноводство. Приоритетными являются инвестиции в развитие животноводства на базе действующих в районе сельхозпредприятий с учетом возможности формирования собственной кормовой базы.
Бюджетный процесс в районе организован в рамках действующего бюджетного законодательства. При этом отмечена необходимость обновления положения о финансовом отделе и принятия ряда порядков, необходимых для качественной реализации бюджетного процесса, а также публикация ежеквартальных отчетов в СМИ.
Вместе с тем установлены отдельные нарушения и недостатки в исполнении бюджетного процесса.
Отмечена неэффективная работа администрации по отработке недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет района, которая выросла за 2013 год на 0,2 млн. рублей и на 01.01.2014 составила 1,7 млн. рублей, или 2,3% налоговых доходов консолидированного бюджета района. Основную часть задолженности составляет задолженность по земельному налогу, выросшая за 2013 год почти вдвое и составившая на 1 января 2014 года - 1,1 млн. рублей, из которой задолженность физических лиц 0,9 млн. рублей.
Кроме того, отмечена задолженность по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 01.01.2013 в сумме 626,6 тыс. рублей, которая в 2013 году была погашена, но за 4 месяца 2014 года вновь образовалась в объеме 521,8 тыс. рублей. Причина - неуплата налога МП "Коммунальное хозяйство" из-за существующей на предприятии просроченной дебиторской задолженности. Работа предприятия и администрации района по ее снижению является неэффективной. Следует отметить, что наиболее крупным дебитором и постоянным неплательщиком предприятия является БУЗ ВО "Воробьевская районная больница" (ее задолженность за поставленные коммунальные услуги составляет около 800,0 тыс. рублей).
В нарушение Бюджетного кодекса РФ и утвержденных методик за проверяемый период распределено дотаций на выравнивание на общую сумму 559,0 тыс. рублей.
Несмотря на высокий уровень дотационности, в нарушение законодательства РФ из районного бюджета осуществляются выплаты, не отнесенные к полномочиям муниципального района: материальная помощь почетным гражданам района и стипендии студентам, обучающимся в медицинской академии им. Бурденко.
Кроме того, при проверке деятельности администрации района выявлены многочисленные нарушения бюджетного законодательства и ведения бухгалтерского учета в части отсутствия учетной политики, инвентаризации имущества, ведения кассовых операций, расчетах с подотчетными лицами, учета и списания товарно-материальных ценностей и ГСМ и др.
Особое внимание обращено на проверку строительства объекта "Биологические очистные сооружения в с. Воробьевка Воронежской области производительностью 700 куб. м/сутки с сетями канализации" в 2006 - 2008 годах.
Выявлено некачественное и крайне неудовлетворительное выполнение работ Подрядчиком, в результате на момент проверки объект в эксплуатацию не введен и является "брошенным" (не числится на балансе администрации и никем не охраняется). Ни канализация, ни очистные сооружения на момент проверки не пригодны к эксплуатации.
Отмечено, что в целях приведения объекта в рабочее состояние, меры принуждения к Подрядчику со стороны заказчика-застройщика не применялись. Меры, принимаемые администрацией района, были недостаточными и неэффективными.
Кроме того, отмечено, что администрацией района ни в 2006 году, ни в настоящий момент не проводились расчеты стоимости услуг по канализованию, а также не рассматривались альтернативные варианты организации сбора и утилизации ЖБО (применение специализированных машин, локальных автономных канализаций).
По мнению Контрольно-счетной палаты Воронежской области:
1) эксплуатация построенных биологических очистных сооружений с сетями канализации в с. Воробьевка стоимостью более 74 млн. рублей с имеющимися недостатками невозможна;
2) прогнозируемая специалистами КП "Единая дирекция..." и управления ЖКХ и энергетики области реконструкция системы сбора и удаления ЖБО и очистных сооружений с уменьшением проектной мощности с 700 до 200 куб. м/сутки стоимостью от 50 до 70 млн. рублей исходя из фактически утилизируемого в настоящий момент в с. Воробьевка объема ЖБО экономически нецелесообразна;
3) для решения вопроса следует рассмотреть возможность внедрения альтернативных методов сбора и утилизации ЖБО, в том числе с применением специализированных машин и локальных автономных канализаций ТОПОЛЬ, ТОПАС и др.
Исходя из проведенной комплексной проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Воробьевского муниципального района за 2013 год и четыре месяца 2014 года работу администрации района и поселений, за исключением отдельных нарушений и недостатков, можно признать эффективной.

Предложения:
В целях улучшения социально-экономического развития района, повышения качества организации бюджетного процесса, а также устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления главе администрации Воробьевского муниципального района, главе администрации Воробьевского сельского поселения, руководителю финансового отдела администрации района, руководителю отдела по образованию администрации района, руководителю отдела по культуре и туризму администрации района, директору муниципального предприятия "Коммунальное хозяйство".
Кроме того, главе администрации муниципального района направить письмо с приложением копий актов и представлений, направленных в структурные подразделения администрации района, главе администрации Воробьевского сельского поселения, директору муниципального предприятия "Коммунальное хозяйство", с целью контроля за устранением выявленных нарушений и соблюдением сроков направления в Контрольно-счетную палату информации об их устранении.
Поставить на контроль в Контрольно-счетной палате Воронежской области устранение выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков.

Аудитор
С.И.МАКУШИН


------------------------------------------------------------------