Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.07.2014 по делу N А14-6089/2014 <В удовлетворении заявленных требований общества о признании недействительным предписания административного органа об устранении допущенных нарушений жилищного законодательства РФ отказано, так как заявителем не соблюдены обязательные требования определения размера платы за коммунальные услуги по электроснабжению, горячему, холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2014 г. по делу № А14-6089/2014
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18 июля 2014 г.
ОАО "У" г. Воронеж (заявитель по делу, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ответчик по делу, административный орган) от 09.06.2014 № 441.
Представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Государственной жилищной инспекции Воронежской области возражал относительно удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании объявлен перерыв до 18.07.2014.
Как следует из материалов дела, ОАО "У" осуществляет управление многоквартирным домом № <...> по ул. <...> города Воронежа.
На основании обращения жителей дома № <...> по ул. <...> в прокуратуру Воронежской области и Государственную жилищную инспекцию Воронежской области, административным органом на основании приказа от 12.03.2014 № 991 в отношении ОАО "У" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований определения размера платы за коммунальные услуги по электроснабжению и горячему, холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды (далее ОДН) по платежным документам за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 г. по многоквартирному жилому дому № <...> по ул. <...> г. Воронежа.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 09.04.2014 № 942.
В ходе проверки установлено, что управляющей компанией при производстве расчета платежа за вышеуказанные коммунальные услуги, нарушены требования второго абзаца пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила). При расчете объема коммунальных услуг, представленных на ОДН, распределяемого между потребителями для оплаты не применены нормативы по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на ОДН, установленные Приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.07.2013 № 120 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Воронежской области" и Приказом УРТ Воронежской обл. от 30.08.2012 № 39/1 "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Воронежской области".
В результате указанный объем превысил объем данных коммунальных услуг, рассчитанных из норматива потребления коммунальных услуг, предоставленных на ОДН. Потребителями услуг оплачена и та часть объема услуги, которая в силу третьего абзаца пункта 44 Правил подлежит оплате управляющей компанией за счет собственных средств.
ОАО "У" выдано предписание от 09.04.2014 № 441 на устранение нарушений требований второго и третьего абзацев пункта 44 Правил и упомянутых Приказа № 120 и Приказа № 39/1 со сроком исполнения до 26.06.2014 г.
Не согласившись с фактом выявленного нарушения и выданным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1086 (далее - Положение № 1086), органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту, предоставлением населению коммунальных услуг в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Полномочия жилищной инспекции по выдаче предписаний закреплены в пункте 6 пункте Положения № 1086, и вытекают из пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с указанными нормами жилищная инспекция вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, а также организациям и должностным лицам, связанным с содержанием, ремонтом и эксплуатацией жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства, предоставлением населению коммунальных услуг.
Согласно п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 26.03.2014) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Материалами дела установлено, что протокол внеочередного общего собрания собственников помещений, вышеуказанного многоквартирного жилого дома от 27.08.2013 г. в пункте 4 устанавливает решением собственников оплату коммунальных услуг для собственников равной показаниям ОДПУ.
Данное решение общего собрания полностью соответствует требованиям пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вышеуказанным пунктом установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
При этом, п. 4 решения общего собрания собственников помещений, вышеуказанного многоквартирного жилого дома от 27.08.2013 г. не является исключением указанным в п. 44 Правил № 354, так как не содержит решение собственников о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Доказательств принятия общим собранием собственников помещений в доме № <...> по ул. <...> г. Воронежа такого решения управляющей компанией не представлено ни административному органу, ни суду в ходе рассмотрения настоящего дела.
Отсутствие принятия такого решения подтверждается также фактом коллективного обращения жильцов МКД № <...> по ул. <...> в ГЖИ ВО и в прокуратуру Железнодорожного района г. Воронежа с просьбой устранения нарушений ОАО "У" расчета размера платежа за коммунальные услуги по электроснабжению и горячему, холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды по платежным документам за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 г., выраженном в превышении норматива потребления вышеуказанных коммунальных услуг, установленных Приказом № 120 и Приказом № 39/1.
Следовательно, в силу абз. 3 п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, ОАО "У" должна оплачивать за счет собственных средств.
Таким образом, управляющей компанией нарушены требования второго абзаца пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила), а именно: при расчете объема коммунальных услуг, представленных на ОДН, распределяемого между потребителями для оплаты не применены нормативы по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на ОДН, установленные Приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.07.2013 № 120 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Воронежской области" и Приказом УРТ Воронежской обл. от 30.08.2012 № 39/1 "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Воронежской области". В результате указанный объем превысил объем данных коммунальных услуг, рассчитанных из норматива потребления коммунальных услуг, предоставленных на ОДН. Потребителями услуг оплачена и та часть объема услуги, которая в силу третьего абзаца пункта 44 Правил подлежит оплате управляющей компанией за счет собственных средств.
В связи с чем, оспариваемое предписание № 441 от 09.04.2014, выданное заявителю жилищной инспекцией, следует признать законным, обоснованным и соответствующим требованиям статьи 20 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 "О государственном жилищном надзоре", Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 09.09.2013 № 799, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Административного регламента государственной жилищной инспекции Воронежской области по исполнению государственной функции "Осуществление регионального государственного жилищного надзора" от 14 мая 2014 г. № 13.
Учитывая изложенное, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 7 - 11, 65, 69, 110, 150, 167, 168, 170, 198 - 201 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Воронежской области.
------------------------------------------------------------------