По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 30.07.2014 N 2.47-2014 "О результатах проверки законности и эффективности использования средств, полученных из областного бюджета и иных источников государственным бюджетным учреждением культуры Воронежской области Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина в 2013 году и текущем периоде 2014 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 30 июля 2014 года № 12 (127)

ОТЧЕТ № 2.47-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ ИМ. И.С. НИКИТИНА В 2013 ГОДУ
И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2014 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.47 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение заместителя председателя - аудитора Контрольно-счетной палаты от 30.06.2014 № 42.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и эффективности использования средств, полученных из областного бюджета и иных источников государственным бюджетным учреждением культуры Воронежской области Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина в 2013 году и текущем периоде 2014 года.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов: государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина - акт № 2.47-2014 от 21.07.2014.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 02 июля 2014 года по 23 июля 2014 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Соответствие деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
3. Исполнение учреждением задания учредителя по оказанию государственных услуг.
4. Анализ эффективности деятельности учреждения и выполнения государственного задания.
5. Проверка обоснованности и эффективности расходования средств областного бюджета, выделенных на обеспечение выполнения государственного задания.
6. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
7. Проверка порядка поступления и эффективности расходования средств от приносящей доход деятельности.
8. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.

Результаты контрольного мероприятия:
Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина (далее - Музей, Учреждение, ВОЛМ им. И.С. Никитина) создано в 1922 году как Дом-музей И.С. Никитина, в 1994 - переименовано в Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина. Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента культуры Воронежской области, который является его учредителем. Устав утвержден приказом учредителя и согласован с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО ВО).
Музей создан с целью выявления, собирания, хранения и изучения музейных предметов и музейных коллекций, осуществления экспозиционной, просветительной, образовательной, туристической и исследовательской деятельности.
Учреждение имеет обособленное подразделение - "Музей-усадьба Д. Веневитинова", по адресу Воронежская обл., Рамонский район, с. Новоживотинное, ул. Школьная, 18.
Кроме того, Музей имеет следующие подразделения:
- здание "Мещанская управа" по адресу г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 3;
- дом-музей И.С. Никитина - г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 19а;
- дом Тюриных - г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 22;
- музей-квартира М.Н. Мордасовой - г. Воронеж, пл. Ленина, д. 9, кв. 32.
По состоянию на 1 июля 2014 года общий состав фондов насчитывает 26600 единиц хранения, в том числе научно-вспомогательный фонд - 9905 ед. хранения, основной фонд Музея - 16695 ед. хранения.
В ходе контрольного мероприятия проведена выборочная проверка наличия музейных предметов и музейных коллекций Учреждения. Проверка проводилась по книгам поступлений (выборочно отобрано 84 предмета). Все предметы в наличии.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", государственный контроль за состоянием государственной части Музейного фонда РФ осуществляют, в том числе, органы исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложено государственное регулирование в области культуры. Согласно п. 3.1.30 Положения о департаменте культуры и архивного дела Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 12.05.2012 № 394, на него возложены функции государственного контроля от имени Воронежской области. За проверяемый период соответствующая деятельность департаментом не осуществлялась.
Проверка наличия музейных предметов и музейных коллекций ВОЛМ им. И.С. Никитина проводилась более 6 лет назад, в марте 2008 года. Иные контрольные мероприятия в отношении музейных предметов и музейных коллекций Учреждения департаментом в период с марта 2008 года по настоящее время не проводились, что свидетельствует об ослаблении последним контрольной деятельности по данному направлению.
Главным хранителем Музея совместно с сотрудниками отдела фондов в течение года согласно утвержденному директором Музея плану-графику проводятся сверки музейных предметов и музейных коллекций. Результаты оформляются актами сверки по видам коллекций. В проверяемом периоде оформлено 2 акта сверки.

Хранение музейных предметов и коллекций

На момент проведения проверки экспонируется порядка 1100 ед. музейных предметов и музейных коллекций. Остальные предметы и коллекции размещены в фондохранилище в здании "Мещанская управа".
В связи с комплексным обновлением экспозиции подразделения "Музей-усадьба Д. Веневитинова" значительная часть предметов, предназначенных для экспонирования в усадьбе, была перемещена в фондохранилище (в том числе крупногабаритные живописные полотна и скульптуры). Эти предметы приобретались непосредственно для экспонирования и никогда не размещались в фондохранилище, где в настоящий момент нет специализированного оборудования и площадей для их хранения.
Согласно п. 206 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР (утверждена Приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 года № 290) (далее - Инструкция по учету музейных ценностей), расстояние между стеллажами и шкафами должно быть не менее 1 - 1,5 м, а центральный проход - 2,5 - 3 м. В настоящий момент в фондохранилище Музея эти требования не соблюдаются.
В ходе проверки выявлены нарушения норм температурно-влажностного режима хранения музейного фонда, закрепленных в п. 209 Инструкции по учету музейных ценностей. Температура воздуха в музейных помещениях при комплексном хранении должна быть в пределах 17 - 19° C. По данным книги записи показателей температурно-влажностного режима, среднегодовой температурный показатель в помещении составляет 21,3° C, а в течение года температура колеблется от 16,9 до 25,8 градуса, что негативно сказывается на сохранности фондов Музея. В связи с чем требуется установка систем температурного регулирования.

Имущество Учреждения

В соответствии с п. 5.1 устава имущество Учреждения, за исключением музейных предметов и музейных фондов, находится в государственной собственности Воронежской области и закреплено за ним на праве оперативного управления приказами ДИЗО ВО.
На балансе Учреждения числятся нежилые помещения, автотранспортное средство, компьютерная и оргтехника, офисная мебель и другое имущество. Балансовая стоимость по состоянию на 01.07.2014 составляет 54934,7 тыс. рублей, в том числе особо ценное имущество - 29643,0 тыс. рублей. Кроме того, на праве постоянного (бессрочного) пользования Музеем используются 2 земельных участка. Права пользования имуществом зарегистрированы в соответствии с законодательством.
Учет имущества в Учреждении в целом осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Однако проверкой установлено, что в инвентарных карточках учета основных средств (ф. 0504031 утверждена Приказом Министерства финансов РФ от 15.12.2010 № 173н) отсутствует информация о характеристике объектов.
В здании "Мещанская управа" расположены администрация Музея, хранилище фондов, экспозиция и две выставки музейного типа. В связи с аварийным состоянием чердачного и межэтажного перекрытий третьего этажа, выявленного при проведении обследования, здание закрыто для проведения экскурсий с ноября 2013 года.
Нежилое помещение "Дом Тюриных" площадью 142,5 кв. м передано государственному бюджетному учреждению культуры Воронежской области "Журнал "Подъем" (далее - ГБУК ВО "Журнал "Подъем") в безвозмездное пользование на основании договора от 03.09.2012 № 1. Согласие собственника имеется.
Следует отметить, что согласно п. 3.1 договора оплата коммунальных услуг и затрат на содержание и эксплуатацию имущества производится балансодержателем. Согласно данным бухгалтерского учета Музея за проверяемый период на эти цели было направлено 554,3 тыс. рублей (оплата коммунальных платежей, заработная плата сторожей), в том числе в 2013 году - 372,2 тыс. рублей, в I полугодии 2014 года - 182,1 тыс. рублей.
Учитывая то, что помещение не используется для достижения целей создания Музея, а также то, что расходы на оплату коммунальных услуг не компенсируются ГБУК ВО "Журнал "Подъем", можно сделать вывод, что имущество балансовой стоимостью 46,1 тыс. рублей и средства в сумме 554,3 тыс. рублей использованы Учреждением в проверяемом периоде неэффективно (ст. 34 БК РФ).
Аналогичное нарушение было отражено и в акте Контрольно-счетной палаты Воронежской области по результатам предыдущей проверки (акт от 14.09.2010 № 64/3), когда здание использовалось ВРОООО "Союз писателей России" и ВРООО "Союз российских писателей". На необходимость устранения данного недостатка указывалось в представлении от 28.09.2010 № 06-707, направленном Учреждению по итогам проверки. Согласно ответу на представление исх. № 211 от 09.11.2010 данное нарушение должно было быть устранено до 31.12.2010, однако проверкой оно выявлено повторно.
Кроме того, в связи с недостаточностью площадей фондохранилищ (имеется 58,7 кв. м) данное здание целесообразно использовать для собственных потребностей Музея.
Визуальный осмотр здания и помещений в нем показал, что оно находится в аварийном состоянии (трещины в стенах, нарушение штукатурки внешних стен, наличие грибка на стенах).
Дом-музей И.С. Никитина на момент проверки не используется в связи с реконструкцией, хотя согласно предоставленным документам ремонт помещений должен быть завершен еще в декабре 2013 года. Работы по реконструкции не проводятся в связи с расторжением с 09.04.2014 договора с подрядчиком.
На момент проверки торги в целях завершения реконструкции не объявлены. Согласно пояснению директора Учреждения, заявка на проведение торгов размещается на сайте после согласования с учредителем, соответствующий запрос в адрес которого был направлен 20.03.2013 исх. № 84 и повторно 30.06.2014 исх. № 188. Согласование получено только 23.07.2014 (письмо от 23.07.2014 № 83-01-11/1110).
Музей-усадьба Д.В. Веневитинова и музей-квартира М.Н. Мордасовой функционируют и принимают посетителей.

Выполнение государственного задания

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ учредителем ежегодно доводится государственное задание на оказание 2 государственных услуг:
1. Работа по формированию, учету, хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации. Перечень потребителей данной услуги не определен, услуга оказывается в интересах общества в целом.
2. Предоставление услуг областных музеев. Потребителями являются физические и юридические лица.
Государственные задания утверждены департаментом 28.12.2012 и 31.12.2013, что соответствует срокам, установленным постановлением правительства Воронежской области "О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Воронежской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания" от 29.12.2010 № 1146.
Следует отметить, что данные услуги не входят в перечень государственных услуг департамента, закрепленных в Положении о департаменте культуры и архивного дела области, утвержденном постановлением правительства Воронежской области от 12.05.2012 № 394. Кроме того, данные услуги не отражены в указе губернатора Воронежской области от 27.05.2011 № 214-у "Об утверждении Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Информация об услугах отсутствует на сайте департамента и на Портале государственных и муниципальных услуг Воронежской области.
Государственным заданием доведены показатели, характеризующие объем и качество предоставляемых государственных услуг. Все показатели 2013 года выполнены, а степень выполнения показателей на 2014 год свидетельствует о реальной возможности достижения по итогам года.
Следует отметить, что плановое значение показателя "Процент потребителей, удовлетворенных качеством и доступностью услуг" в 2014 году снижено до 80% при уровне 97% в 2013. По мнению администрации Музея, частичное закрытие экспозиции здания "Мещанская управа" из-за аварийного состояния и длительная реконструкция Дома-музея Никитина может вызвать увеличение количества негативных откликов.
Кроме того, при фактическом выполнении в 2013 году показателя "Число экскурсий" в количестве 8494 ед., плановые значения на 2014 год определены в количестве 3550 ед. Согласно пояснению директора Учреждения, связано это с тем, что 2013 год - год открытия музея-усадьбы Д. Веневитинова, которое вызвало естественный повышенный интерес к экспозициям. А также был учтен такой негативный фактор, как удаленность от г. Воронежа и низкая транспортная доступность объекта.
Анализ посещаемости Музея за ряд лет, представленный в таблице, показывает постоянную положительную динамику, которая, в том числе, является следствием мер, принимаемых администрацией Музея по его популяризации. В 2013 году посещаемость Музея составила 45,1 тыс. посетителей и возросла в 6 раз к уровню 2009 года, когда Музей посетили 7,1 тыс. человек.

Финансирование и расходы Учреждения

В проверяемом периоде финансовое обеспечение расходов Учреждения на его содержание и обеспечение реализации полномочий в сфере культуры осуществлялось за счет средств областного бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности. Сведения об объемах финансирования представлены в таблице.

тыс. рублей
№ п/п
Наименование
2013 год
I полугодие 2014 года
Первоначальный план ФХД
Уточненный план ФХД
Кассовое исполнение
% освоения
Первоначальный план ФХД
Уточненный план ФХД
Кассовое исполнение
% освоения
1
Субсидии на выполнение государственного задания
18027,4
22555,2
21068,4
93,4
15004,0
15004,0
12636,3
84,2
2
Субсидии на иные цели
16000,0
16300,0
7716,7
47,3
4500,0
4500,0
4335,2
96,3
3
Платные услуги
733,6
1621,1
1058,2
65,3
1243,6
1243,6
812,4
65,3
4
Всего
34761,0
40476,3
29843,3
73,7
20747,6
20747,6
17783,9
85,7

Анализ таблицы показывает, что субсидия на иные цели в 2013 году освоена лишь на 47,3%. Причины неосвоения 8583,3 тыс. рублей следующие:
- не оплачены фактически выполненные в 2013 году работы ООО "СТЕПС" в сумме 62,7 тыс. рублей и ФГУП "Научно-производственная фирма "Ресма" - 3765,4 тыс. рублей;
- не в полном объеме выполнены работы по реконструкции здания Дом им. И.С. Никитина. Не освоено 3111,2 тыс. рублей;
- экономия по результатам торгов в сумме 1644,0 тыс. рублей.
Остаток неиспользованной субсидии на иные цели в полном объеме возвращен в январе 2014 года в областной бюджет.
Проверка исполнения условий договора № 2013.177771 от 15.10.2013 на сумму 6876,6 тыс. рублей, заключенного с ФГУП "Научно-производственная фирма "Ресма" (далее - Подрядчик) в целях реконструкции Дома им. И.С. Никитина, показала, что Подрядчиком были нарушены сроки выполнения работ. Согласно плану-графику в зависимости от вида работ был установлен срок от 21.10.2013 (земляные работы при устройстве гидроизоляции и отмостки) до 21.12.2013 (передача заказчику исполнительной и другой документации и сдача объекта Подрядчиком). Проверка показала, что все акты приемки выполненных работ датированы 21.12.2013.
Кроме того, работы выполнены не в полном объеме. Акты подписаны лишь на 3765,4 тыс. рублей, т.е. на 54,8% от стоимости контракта.
В связи с несоблюдением сроков и объемов выполнения работ дополнительным соглашением от 09.04.2014 № 2 договор расторгнут.
В целях устранения нарушений условий контракта Учреждением 06.12.2013 исх. № 309 была направлена Подрядчику претензия, однако финансовые требования в ней не заявлялись. В ходе проверки произведен расчет суммы неустойки, которая составляет 153,5 тыс. рублей.
В соответствии с уставом Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность. Стоимость входных билетов установлена в пределах от 40 рублей для детей до 100 рублей для взрослых. Расходование средств осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, при этом около 40% средств, поступающих от платной деятельности, направляется на выплату заработной платы, остальные на приобретение товаров, работ и услуг в целях обеспечения деятельности Музея.
Проверкой расходования средств от приносящей доход деятельности нарушений не выявлено.

Штаты и оплата труда

Наибольшая часть расходов Учреждения приходится на выплату заработной платы с начислениями - 59,7% в 2013 году и 65,8% в первом полугодии 2014 года.
Штатное расписание, действующее на момент проверки, утверждено директором учреждения и согласовано с Учредителем в количестве 65 штатных единиц.
Всего в учреждении на момент проверки работает 58 физических лица, которыми замещены 52 штатные должности, в том числе внешних совместителей - 11 и внутренних совместителей - 1. Вакантными являются 7 штатных единиц.
В проверяемом периоде оплата труда работников учреждения осуществлялась на основании положения об оплате труда работников Учреждения, утвержденного приказом директора с учетом положений коллективного договора.
Среднемесячная заработная плата по Учреждению в 2013 году составила 16467 рублей, в первом полугодии 2014 года - 21 605 рублей, основного персонала Учреждения - 22524 рубля и 26780 рублей, прочего персонала - 11737 рублей и 15386 рублей соответственно.
Выборочной проверкой табелей учета рабочего времени выявлены отдельные недостатки и нарушения, связанные с неправильным учетом отработанного времени (водитель Б.В.К., зав. отделом выставочно-экспозиционной и организационной работы Ф.К.А.) и неправильного учета дней выхода специалиста на работу (техник К.И.В.).
Кроме того, в ходе выборочной проверки начисления заработной платы выявлены переплата на сумму 20880,29 рубля (водитель Б.В.К., зав. отделом выставочно-экспозиционной и организационной работы Ф.К.А., главный хранитель П.Е.В.) и недоплата в размере 1500 рублей (специалист по связям с общественностью К.Н.В.). Причинами являются нарушения при учете рабочего времени и технические ошибки, допущенные бухгалтером при расчете.
В ходе проверки выявлено дублирование функций работников Учреждения. В соответствии с приказом директора Музея от 05.05.2014 № 82-л в общий отдел на должность техника по совместительству на 0,5 ставки с окладом 2777 рублей в месяц принят К.И.В. (основное место работы ГБУК ВО "Центр обеспечения деятельности учреждений культуры" в должности водителя с 21.04.2014).
При изучении должностных инструкций выявлено, что обязанности и виды выполняемых работ техником и рабочим по комплексному обслуживанию зданий и помещений идентичны. Кроме того, в функции начальника хозяйственного отдела также входят обязанности по обслуживанию здания. Учитывая то, что техник принят только с мая 2014 года, а также выявлено дублирование функций, можно сделать вывод о нецелесообразности содержания в Учреждении должности "техник". В ходе проверки приказом от 18.07.2014 № 121-л трудовой договор с техником расторгнут.

Ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в Учреждении в проверяемом периоде велся в целом в соответствии с действующим законодательством. Проверка учета наличных денежных средств и бланков строгой отчетности нарушений не выявила.
Выборочной проверкой учета и обоснованности расчетов с подотчетными лицами установлено, что в проверяемом периоде допущены нарушения Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки". В нарушение п. 10 Положения при направлении работников в командировки аванс на оплату расходов не выдавался. В нарушение п. 26 Положения авансовые отчеты об израсходованных суммах составлялись позднее 3 рабочих дней по возвращении из командировки.
Проверкой порядка заключения государственных контрактов и договоров в 2013 году и I полугодии 2014 года нарушений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлено.
Проверка проведена выборочно, по документам и справочным данным, представленным Учреждением.

Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия можно сделать вывод, что деятельность Музея соответствует целям и задачам его создания. Учреждением обеспечивается выявление, собирание, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций, осуществляется экспозиционная, просветительная, образовательная, туристическая и исследовательская деятельность. Изучение общественного мнения показывает степень удовлетворенности услугами Музея более 90%. Администрацией проводится работа, направленная на повышение популярности Музея.
Вместе с тем в ходе проверки установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 554,3 тыс. рублей, неэффективное использование объектов недвижимого имущества, являющихся объектами культурного наследия федерального значения, балансовой стоимостью 95,1 тыс. рублей. Кроме того, отмечены нарушения условий хранения музейных ценностей в части температурно-влажностного режима и размещения фондов.
В ходе проверки установлены также нарушения в начислении и выплате заработной платы сотрудникам Музея. Сумма заработной платы, выплаченная с нарушением законодательства, составляет более 22,0 тыс. рублей. Отмечены и иные недостатки при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Предложения:
По результатам контрольного мероприятия для устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления в департамент культуры и архивного дела Воронежской области и в государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина.

Заместитель начальника инспекции
И.И.МИНИНА

Руководитель проверки
Д.В.ОЛЕЙНИКОВ


------------------------------------------------------------------