Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.08.2014 по делу N А14-5100/2014 <В удовлетворении заявленных требований об отмене постановления о назначении административного наказания за нарушение процедур представления форм учета и отчетности по валютным операциям, представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций отказано, так как обществом в установленный законом срок не представлена справка о подтверждающих документах по вывозу товара за пределы Российской Федерации>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. по делу № А14-5100/2014
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2014.
Полный текст решения изготовлен 12.08.2014.
Общество с ограниченной ответственностью "Ш" (ООО "Ш", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области (ТУ Росфиннадзор по Воронежской области, административный орган) о назначении административного наказания от 16.04.2014 № 20-14/83.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2014 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с определением Арбитражного суда Воронежской области от 27.06.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства; назначил предварительное судебное заседание по настоящему делу на 05.08.2014. Кроме того, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области (397909, Воронежская область, г. Лиски, ул. Советская, д. 2).
05.08.2014 суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
На основании ст. ст. 156, 210 АПК РФ дело слушалось в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 05.08.2014 по ходатайству третьего лица объявлялся перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ до 12.08.2014 для представления дополнительных доказательств в подтверждение заявленных требований.
ООО "Ш" поддержало заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнении к заявлению.
ТУ Росфиннадзора в Воронежской области с заявленными требованиями не согласилось, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления; в материалы дела представлен отзыв.
МИФНС № 14 по Воронежской области полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, так как материалы административного дела были оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует:
17.04.2013 ООО "Ш" (Продавец) заключило с ООО "Р" Республика Беларусь (Покупатель), контракт № 1, в соответствии с которым ООО "Ш" продает, а ООО "Р" покупает на условиях FCA <...> (Инкотермс 2000) кожу натуральную, выделанную из шкур КРС по элементам: чепрак.
Общая стоимость товара, подлежащего поставке по указанному контракту, составляет 2000000 российских рублей. Оплата продукции производится Покупателем в течение 30 банковских дней с момента отгрузки.
Срок действия контракта от 17.04.2013 № 1 с 17.04.2013 по 31.12.2013, но в любом случае до исполнения сторонами своих обязанностей.
Продавец (ООО "Ш") поставил товар на общую сумму 2 000 000 рублей РФ, в том числе: по товарной накладной от 16.05.2013 № 339, CMR № 0043293 от 16.05.2013 на сумму 521 120 рублей РФ согласно счету-фактуре от 16.05.2013 № 00000421; по товарной накладной от 18.06.2013 № 427, CMR от 18.06.2013 № 9447 на сумму 522 256,00 рублей РФ согласно счету-фактуре от 18.06.2013 № 00000532; по товарной накладной от 15.07.2013 № 490, CMR от 15.07.2013 № 0043365 на сумму 520 136,00 рублей РФ согласно счету-фактуре от 15.07.2013 № 00000619; по товарной накладной от 17.07.2013 № 499, CMR от 17.07.2013 № 0043394 на сумму 436 488,00 рублей РФ согласно счету-фактуре № 00000630.
Покупатель перечислил в счет оплаты поставленного товара по контракту от 17.04.2013 № 1 денежные средства на общую сумму 2 000 000,00 рублей РФ, в том числе: 521 120,00 рублей РФ (платежное поручение от 27.05.2013 № 5, выписка из л/с от 28.05.2013); 522 256,00 рублей РФ (платежное поручение от 26.06.2013 № 6, выписка из л/с от 27.06.2013); 520 136,00 рублей РФ (платежное поручение от 25.07.2013 № 7, выписка из л/с от 26.07.2013); 436 488,00 рублей РФ (платежное поручение от 31.07.2013 № 8, выписка из л/с от 31.07.2013).
Документы, подтверждающие вывоз товаров по указанному контракту в июне 2013 года по товарной накладной от 18.06.2013 № 427, CMR от 18.06.2013 № 9447 на сумму 522 256,00 рублей РФ согласно счету-фактуре от 18.06.2013 № 00000532 и справка о подтверждающих документах не были представлены обществом с ограниченной ответственностью "Ш" в уполномоченный банк - "Ц", что подтверждено материалами дела и не оспаривается заявителем.
Просрочка представления указанных документов составила 256 дней.
Усмотрев из представленных ООО "Ш" налоговых декларациях совершение заявителем внешнеторговой деятельности, поставки товара в Республику Беларусь, МИФНС России № 14 по Воронежской области согласно поручению от 12.02.2014 № 3652201402120001 провела проверку соблюдения ООО "Ш" валютного законодательства за период с 01.02.2013 по 31.01.2014.
ООО "Ш" было уведомлено о проведении проверки 12.02.2013, что подтверждается материалами дела; в адрес общества 12.02.2013 направлен запрос о предоставлении документов и информации № 09-25/1.
ООО "Ш" представило налоговому органу запрашиваемые документы и информацию письмами от 12.02.2014 исх. № 232, от 12.03.2014 исх. № 353.
По результатам проведенной проверки МИФНС России № 14 по Воронежской области был составлен акт проверки соблюдения валютного законодательства от 12.05.2014 № 2, с которым было предложено ознакомиться ООО "Ш" (письмо от 13.05.2014 № 09-1-15/037521).
Уведомлением от 24.03.2014 № 4 ООО "Ш" предлагалось явиться в МИФНС России № 14 по Воронежской области (г. Лиски Воронежской области, ул. Советская, 2, кабинет № 39) к 10 час. 15 мин. 01.04.2014 для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
01.04.2014 должностным лицом МИФНС России № 14 по Воронежской области в присутствии законного представителя общества в отношении ООО "Ш" был составлен протокол № 3652201404010004 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
По материалам административного дела заместителем руководителя ТУ Росфиннадзора в Воронежской области 16.04.2014 в присутствии представителей общества вынесено постановление № 20-14/83 о признании ООО "Ш" виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленных порядка предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка предоставления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
ООО "Ш" не согласилось с указанным постановлением, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения третьего лица, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту Закон № 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 5 указанного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее Инструкция № 138-И) документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", связанные с проведением валютных операций (далее - документы, связанные с проведением валютных операций), представляемые резидентом в уполномоченный банк в соответствии с настоящей Инструкцией, должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", и могут представляться резидентом в уполномоченный банк в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Согласно п. 1.5 Инструкции № 138-И справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
В соответствии с п. 9.1 Главы 9 "Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки" Инструкции № 138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС, за исключением случая, указанного в пункте 9.5 настоящей Инструкции, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору): в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2011 № 40, которую резидент представляет в банк ПС в порядке, установленном в абзаце третьем настоящего подпункта.
Дополнительно резидент может представить в банк ПС и иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС после ее оформления и представления в таможенные органы без представления справки о подтверждающих документах. Если статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС одновременно со справкой о подтверждающих документах и другими подтверждающими документами, указанными в абзацах первом и втором настоящего подпункта, резидент заполняет справку о подтверждающих документах на основании других подтверждающих документов, указанных в абзацах первом и втором настоящего подпункта (п. п. 9.1.2 Инструкции № 138-И).
Пунктом 9.2 Инструкции № 138-И установлено, что справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 Инструкции № 138-И, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции (п. п. 9.2.2).
Датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2, 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку: дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе (п. 9.3 Инструкции № 138-И).
Исходя из изложенного, представление справки о подтверждающих документах по контракту от 17.04.2013 № 1 согласно товарной накладной от 18.06.2013 № 427, CMR от 18.06.2013 № 9447 на сумму 522 256,00 рублей РФ согласно счету-фактуре от 18.06.2013 № 00000532 должно было быть осуществлено ООО "Ш" в срок - 19.07.2013. Однако указанная справка обществом представлена не была, что подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Таким образом, ООО "Ш" совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Виновность лица в совершении административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 26.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В данном случае, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, заявитель должен не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
Однако ООО "Ш" не представило справку о подтверждающих документах по контракту от 17.04.2013 № 1 согласно указанной отгрузки, тем самым не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для выполнения требований валютного законодательства Российской Федерации, что указывает на наличие вины в действиях юридического лица.
Доказательства, свидетельствующие о том, что оно предприняло все зависящие от него меры для своевременного представления справки о подтверждающих документах по контракту от 17.04.2013 № 1 согласно товарной накладной от 18.06.2013 № 427, CMR от 18.06.2013 № 9447 в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 138-И, ООО "Ш" в материалы дела не представило.
Доказательства невозможности представления справки о подтверждающих документах по вывозу товара за пределы Российской Федерации по товарной накладной от 18.06.2013 № 427, CMR от 18.06.2013 № 9447 в установленный законом срок по объективным, не зависящим от общества причинам, при совершении последним всех необходимых мер по недопущению административного правонарушении, материалы дела также не содержат.
Следовательно, в действиях заявителя имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившегося в непредставлении справки о подтверждающих документах по вывозу товара за пределы Российской Федерации по товарной накладной № 339 от 16.05.2013 года по контракту № 1 от 17.04.2013 года в установленный законом срок.
Отягчающих вину Общества с ограниченной ответственностью "Ш" обстоятельств административным органом не установлено.
Смягчающие вину обстоятельства учтены административным органом при определении меры ответственности.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление о привлечении ООО "Ш" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ законно и отмене не подлежит.
Доводы ООО "Ш" в обоснование своих требований судом рассмотрены и признаны несостоятельными по следующим основаниям: указанными протоколами налоговый орган зафиксировал правонарушения, которые являются самостоятельными, оконченными правонарушениями.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).
Следовательно, за каждое из установленных правонарушений виновное лицо по правилам статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит привлечению к административной ответственности.
Указанная позиции согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.04.2010 № ВАС-4620/10 по делу № А56-20435/2009 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Согласно п. 22 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н, поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках. Следовательно, указанный документ не приобщается к материалам административного производства и не направляется заявителю, так же как и акт проверки.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах требование ООО "Ш" об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области по делу об административном правонарушении от 16.04.2014 года № 20-14/83 о привлечении к административной ответственности по основаниям ч. 6 ст. 15.25 в виде штрафа в размере 40 000 рублей удовлетворению не подлежит.
Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 65, 167 - 170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Ш" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 16.04.2014 № 20-14/83 о привлечении к административной ответственности по основаниям ч. 6 ст. 15.25 в виде штрафа в размере 40 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в порядке части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------