Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.08.2014 по делу N А14-8079/2014 <Заявленные требования о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения удовлетворены, так как индивидуальный предприниматель осуществлял розничную продажу лекарственных средств для ветеринарного применения без лицензии на осуществление фармацевтической деятельности>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. по делу № А14-8079/2014
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2014.
Полный текст решения изготовлен 12.08.2014.
Прокурор Левобережного района г. Воронежа обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя М. (далее - ИП М., лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 03.07.2014 заявление прокурора принято к производству Арбитражного суда Воронежской области и назначено к рассмотрению на 12.08.2014.
На основании ст. ст. 156, 205 АПК РФ дело слушалось в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы заявления, просил привлечь ИП М. к административной ответственности по указанным основаниям, ссылаясь на наличие в ее действиях состава вменяемого административного правонарушения.
ИП М. с доводами прокурора согласилась, заявление не оспорила, отзыва не представила.
Из материалов дела следует:
Прокуратурой Левобережного района г. Воронежа Воронежской области 24.06.2014 по обращению гражданина Л. проведена проверка соблюдения ИП М. законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности.
В ходе проверки установлено, что ИП М. осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине "М", расположенном по адресу: <...>, что подтверждается договором аренды.
ИП М. в указанном магазине осуществляет фармацевтическую деятельность, розничную торговлю лекарственными средствами, предназначенными для животных, что в ходе проверки было подтверждено фактом реализации (кассовый чек от 24.06.2014), товарными накладными, предложением к продаже лекарственных препаратов для животных, объяснением ИП М. и продавца С.
По результатам проверки 24.06.2014 года в присутствии продавца С. составлен акт проверки.
25.06.2014 в присутствии ИП М. помощником прокурора Левобережного района г. Воронежа вынесено постановление о возбуждении в отношении ИП М. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Материалы административного производства направлены в Арбитражный суд Воронежской области в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ для рассмотрения и принятия решения.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела и оценив на основании ст. 71 АПК РФ все доказательства в их совокупности, суд находит заявление прокурора Левобережного района г. Воронежа подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:
На основании пункта 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором в предусмотренные статьей 28.5 КоАП РФ сроки выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные Федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются в силу статьи 202 АПК РФ по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях.
На основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).
Согласно статье 9 Закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Пунктом 47 статьи 12 Закона № 99-ФЗ в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включена фармацевтическая деятельность.
Отношения, возникающие в связи с обращением на территории Российской Федерации лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ).
Определение фармацевтической деятельности дано в п. 33 ст. 4 Закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Согласно этой норме фармацевтической признается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно ст. 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, приведен в Приложениях I и II к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081. В частности, фармацевтическая деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения включает следующие работы и услуги: оптовая торговля лекарственными средствами; хранение лекарственных средств; хранение лекарственных препаратов; перевозка лекарственных средств; перевозка лекарственных препаратов; розничная торговля лекарственными препаратами; отпуск лекарственных препаратов; изготовление лекарственных препаратов.
Под лекарственными средствами согласно п. 1 ст. 4 Закона об обращении лекарственных средств понимаются, в том числе, вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом животного, проникающие в органы, ткани организма животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом животного), лечения заболевания и реабилитации.
Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 01.04.2005 № 48, устанавливают единую процедуру государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных средств для животных. Информация о зарегистрированном лекарственном средстве для животных подлежит внесению в Государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок.
Из совокупности указанных норм следует, что розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, является фармацевтической деятельностью и подлежит обязательному лицензированию.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 301, ветеринарные препараты включены в раздел 93 0000 4 "Медикаменты, химико-терапевтическая продукция и продукция медицинского назначения" и группы 93 3700 "Препараты ветеринарные и средства химиотерапевтические прочие", 93 3740 "Препараты для ветеринарных целей прочие".
В Государственном реестре лекарственных средств содержится Перечень препаратов для ветеринарного применения (размещен на официальном сайте Россельхознадзора (fsvps.ru) в системе регистрации лекарственных средств и кормовых добавок "Ирена" (https://irena.vetrf.ru)).
Таким образом, если наименование препарата содержится в указанном реестре, он относится к числу лекарственных препаратов, соответственно, его реализация без специальной лицензии запрещена.
Согласно данным официального сайта указанные товары, предлагаемые ИП М., относятся к категории прочих лекарственных средств.
Таким образом, ИП М. осуществляла розничную продажу лекарственных средств для ветеринарного применения без специального разрешения (лицензии) на осуществление фармацевтической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административным правонарушениях установлена административная ответственность.
Суд считает, что материалами дела подтвержден в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состав вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
ИП М. не оспорила факт осуществления лицензируемого вида деятельности без полученной в установленном порядке лицензии.
В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Оснований полагать, что нарушение ИП М. обязательных требований законодательства о наличии лицензии для осуществления данного вида деятельности вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона судом не установлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности вины индивидуального предпринимателя в совершении вмененного ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах привлечение ИП М. к административной ответственности по основаниям, установленным ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, следует признать обоснованным.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Доказательства наличия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд считает возможным назначить ИП М. наказание в виде административного штрафа в пределах размера санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в размере 4000 руб.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Законодатель придал особый статус деятельности, подлежащей лицензированию, установив повышенные требования к лицам, осуществляющим такую деятельность. Следовательно, осуществление деятельности, требующей получения специального разрешения, без лицензии, характеризуется высокой степенью общественной опасности правонарушения, поэтому не может являться малозначительным.
Руководствуясь статьями 2.1, 4.1, частью 2 статьи 14.1, статьями 23.1, 29.10 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 202, 205, 206 АПК РФ, суд
решил:
Признать индивидуального предпринимателя М. (ОГРН <...> ИНН <...>), <...>, зарегистрированную по адресу: <...>, в свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 23.04.2004 серия <...> № <...> выдано ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель УФК по Воронежской области (прокуратура Воронежской области, л/с 04311291700)
р/с 40101810500000010004
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области г. Воронеж
БИК 042007001
ИНН 3664012520
КПП 366401001
ОКТМО 20701000
КБК 41511690040046000140 (по нормативу 100%).
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента изготовления полного текста решения в Девятнадцатый Арбитражный Апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.
------------------------------------------------------------------