По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.08.2014 по делу N А14-7864/2014 <Заявленные требования о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением , удовлетворены, так как индивидуальным предпринимателем не соблюдены правила хранения лекарственных препаратов, не обеспечен их минимальный ассортимент, а также осуществлен отпуск лекарственных средств без рецепта врача>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. по делу № А14-7864/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 18.08.2014.
Полный текст решения изготовлен 18.08.2014.
Прокурор Нижнедевицкого района Воронежской области обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ш. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 02.07.2014 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание, судебное разбирательство назначено на 18.08.2014.
С учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 18.08.2014 завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции по настоящему делу.
В порядке ст. ст. 156, 205 АПК РФ дело слушалось в отсутствие заявителя.
Заявитель поддержал требования в полном объеме, просил привлечь индивидуального предпринимателя Ш. (ИП Ш., лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.06.2014.
ИП Ш. заявленные требования не оспорила, с доводами прокурора согласилась, свою вину в совершении выявленного правонарушения признала, что подтверждается материалами дела.
Рассмотрев представленные по делу материалы, заслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, суд установил следующее:
ИП Ш. в аптечном пункте по адресу: <...>, осуществляет фармацевтическую деятельность - розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения на основании лицензии от 13.12.2013 № <...>, выданной Департаментом здравоохранения Воронежской области.
Прокурором Нижнедевицкого района Воронежской области 24.06.2014 была проведена плановая проверка соблюдения исполнения законодательства о лекарственных средствах и соблюдении прав граждан на лекарственное обеспечение в аптечном пункте ИП Ш. по адресу: <...>.
В ходе проведения проверки выявлены факты нарушения ИП Ш. лицензионных требований и условий, а именно: отпуск лекарственных средств без рецепта врача; несоблюдение температурного режима хранения ряда лекарственных средств; необеспечение утвержденного Правительством Российской Федерации и формируемого в установленном им порядке минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Результаты проверки были зафиксированы в протоколе осмотра от 24.06.2014 (в присутствии ИП Ш., понятых); акте проверки от 24.06.2014 2014 (в присутствии ИП Ш., понятых).
Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 25.11 КоАП РФ).
Согласно статье 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором, в сроки, предусмотренные статьей 28.5 КоАП РФ, выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
Прокурором Нижнедевицкого района Воронежской области на основании статей 28.4 КоАП РФ и 25 Федерального закона "О прокуратуре" с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, 25.06.2014 вынесено постановление о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя Ш. дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы об административном правонарушении в отношении ИП Ш. направлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
При этом заявитель полагает, что выявленные нарушения лицензионных требований являются основанием для привлечения ИП Ш. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, лицо, привлекаемое к административной ответственности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные Федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (ч. 6 ст. 205 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 49 и пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Лицензирование фармацевтической деятельности производится на основании Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081, утвердившего Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.
В соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, к лицензиату, при осуществлении им фармацевтической деятельности, предъявляются лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (п. 4 Положения), а также требования, указанные в п. 5 Положения.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ).
Согласно примечанию к ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" п. 5 настоящего Положения.
В соответствии с пп. "з" п. 5 Положения лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств, которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
В соответствии с п. 33 Приказа № 706н хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия пониженной температуры (лекарственные средства, физико-химическое состояние которых после замерзания изменяется и при последующем согревании до комнатной температуры не восстанавливается) организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В ходе проверки было установлено, что лекарственное средство "Полудан" лиофилизат для приготовления глазных капель хранилось ИП Ш. в холодильнике при температуре +7 градусов С при установленном температурном режиме не выше +4 градусов С, мазь для наружного применения "Нистатин" хранилось в холодильнике при температуре +7 градусов С при установленном температурном режиме не выше +5 градусов С, что подтверждено материалами дела и не оспаривается индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, ИП Ш. не выполняются лицензионные требования, установленные пп. "з" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности определено, что лицензионным требованием является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения; требований части 6 статьи 55 Закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (часть 6 статьи 55 Закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2010 № 805н, утвержден минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, в котором предусмотрены левоментола раствор в ментил изовалерате (таблетки), Сеннозид А+Б (таблетки).
Однако на момент проверки в аптечном пункте ИП Ш. указанные лекарственные средства отсутствовали, что подтверждает несоблюдение индивидуальным предпринимателем требований части 6 статьи 55 Закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", необеспечение минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В силу ч. 2 ст. 55 Закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 735н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации") все лекарственные средства, за исключением отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций только по рецептам врача (фельдшера), оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм. Согласно п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов.
В соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.09.2006 № 665, лекарственные средства "Амоксициллин ДС" капсулы, "Ранитидин" таблетки должны отпускаться только по рецепту врача.
ИП Ш. произведен отпуск лекарственных средств "Амоксициллин ДС" капсулы, "Ранитидин" таблетки без рецепта врача, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности. Доказательств того, что данные лекарственные средства могли быть отпущены без рецепта врача, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, заявителем доказано наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, при осуществлении ИП Ш. лицензионной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административным правонарушениях установлена административная ответственность.
Суд считает, что материалами дела подтвержден в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состав вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Оснований полагать, что нарушение ИП Ш. обязательных требований законодательства при осуществлении лицензируемой деятельности вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона судом не установлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности вины индивидуального предпринимателя в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Таким образом, заявление прокурора Нижнедевицкого района Воронежской области о привлечении ИП Ш. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ обосновано и подлежит удовлетворению.
Срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия решения не истек.
Предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ основания для освобождения ИП Ш. от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела судом не установлены.
Законодатель придал особый статус предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, установив повышенные требования к лицам, осуществляющим такую деятельность. Следовательно, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), характеризуется, по мнению суда, высокой степенью общественной опасности правонарушения, поэтому не может являться малозначительным.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности впервые (доказательств обратного суду не представлено), суд считает возможным назначить ИП Ш. наказание в виде административного штрафа в пределах минимального размера санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 4000 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать индивидуального предпринимателя Ш. <...>, <...> (ОГРН <...> ИНН <...>), <...>, виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель УФК по Воронежской области (Прокуратура Воронежской области л/счет 04311291700)
р/с 40101810500000010004
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области г. Воронеж
Номер счета получателя платежа - 40101810500000010004
БИК 042007001
ИНН 3664012520
и КПП 366401001
ОКТМО 20639000
КБК: 415 1 16 90050 05 6000 140.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента изготовления полного текста решения в Девятнадцатый Арбитражный Апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------