Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 21.08.2014 N 2.23-2014 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и текущем периоде 2014 года БУ ВО "Воронежский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств"
Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 21 августа 2014 года № 14(129)
ОТЧЕТ № 2.23-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2013 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2014 ГОДА
БУ ВО "ВОРОНЕЖСКИЙ ЦЕНТР КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И СЕРТИФИКАЦИИ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ"
Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.23 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 29.07.2014 № 49.
Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования учреждением средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и текущем периоде 2014 года.
Проверенный объект и оформленный акт: бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" - акт № 2.23-2014 от 14.08.2014.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 30 июля 2014 года по 14 августа 2014 года.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и видам, определенным его учредительными документами, в том числе:
- лабораторный контроль качества лекарственных препаратов;
- мониторинг качества лекарственных препаратов, поступающих на территорию Воронежской области;
- предупредительные меры и профилактика оборота некачественной лекарственной продукции;
- внедрение системы добровольной сертификации лекарственных препаратов, поступающих на территорию Воронежской области, и др.
3. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
4. Анализ выполнения учреждением государственного задания.
5. Проверка обоснованности расходования средств на оплату труда и порядка формирования штатной численности учреждения.
6. Проверка порядка поступления и расходования средств от приносящей доход деятельности.
7. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.
Результаты контрольного мероприятия:
Бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" (далее - учреждение, центр) действует на основании устава, утвержденного учредителем и согласованного с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО ВО). Центр находится в ведомственном подчинении департамента здравоохранения Воронежской области (далее - департамент, учредитель) и создан для проведения мероприятий по предотвращению реализации и применения некачественной лекарственной продукции на территории Воронежской области.
Для осуществления своей деятельности учреждение имеет: аттестат аккредитации испытательной лаборатории; свидетельство об аккредитации фармацевтической деятельности, производства лекарственных средств, оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, медицинской деятельности; лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений и на осуществление образовательной деятельности (бессрочные); свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ "Контроль-Фальсификат".
Всего на территории Воронежской области более 680 фармацевтических и медицинских организаций всех форм собственности, в том числе бюджетных и казенных учреждений - 249, коммерческих - 431. Все услуги для бюджетных, казенных учреждений и учреждений социального типа центром оказываются на безвозмездной основе, для коммерческих - на платной договорной основе.
На 01.08.2014 поставка лекарственных средств на территорию Воронежской области осуществляется 35 оптовыми организациями-поставщиками. Центром ведется и доводится (ежемесячно) до сведения лечебных, социальных и аптечных учреждений Воронежской области реестр оптовых фармацевтических организаций, выполняющих требования и условия контроля качества лекарственных средств (далее - ЛС) в части регистрации и выборочного посерийного контроля качества ЛС, который осуществляется на платной договорной основе при ввозе ЛС на территорию Воронежской области путем выборочного отбора образцов поступивших партий. В 2013 году на территорию Воронежской области поступило 839905 партий ЛС, в I полугодии 2014 года - 254042 партии.
Выполнение государственного задания
В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ в 2013 - 2014 годах центру доведены государственные задания на выполнение работы "Проведение сертификации и контроля качества лекарств, проведение мониторинга качества лекарственных средств".
Результатом выполнения государственной работы является количество времени (в часах), затраченного на проведение сертификации и контроля качества лекарств, проведение мониторинга качества лекарственных средств.
В 2013 году центру доведено государственное задание в количестве 13720 часов, выполнение составило 18408,55 часа, или 134,2% плана. Необходимо отметить, что на 2014 год учредителем утверждено 13896 часов, что составляет только 75% работ, выполненных центром в предыдущем году. Данный факт свидетельствует о доведении учредителем до учреждения заниженного объема государственного задания и требует его корректировки.
Трудоемкость затрат рассчитывается на основании методических рекомендаций <1>, инструкции по расчету стоимости медицинских услуг <2> и в соответствии с нормативами времени на работы, выполняемые провизорами-аналитиками и лаборантами контрольно-аналитических лабораторий <3>. Измеряется затратами времени на выполнение работы в условных единицах трудоемкости (УЕТ), приняв время, равное 10 минутам, за 1 УЕТ.
--------------------------------
<1> Методические рекомендации по определению стоимости анализов, связанных с контролем качества (сертификацией) лекарственных средств и лекарственного растительного сырья, утвержденные инспекцией государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Минздравмедпрома России 12.02.1996.
<2> Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная), утвержденная Минздравом РФ и Российской академией медицинских наук 10.11.1999 N№ 01-23/4-10, 01-02/41.
<3> Нормативы времени на работы, выполняемые провизорами-аналитиками и лаборантами контрольно-аналитических лабораторий, утвержденные В/О "Союзфармация" 28.08.1990 № 293-2/18-18.
Для выполнения государственного задания трудоемкость затрат центром рассчитана по 6 наименованиям работ, проверкой выполнения которых установлено следующее:
- отбор проб и проведение испытаний лекарственных препаратов (далее - ЛП) для медицинских, фармацевтических организаций и населения осуществляется отделом контроля качества и отделом мониторинга безопасности лекарственных средств.
В 2013 году при проведении испытаний готовых ЛП и фармацевтических субстанций лабораторией установлено несоответствие требованиям нормативной документации по качеству ЛП на сумму порядка 54,0 тыс. рублей, в I полугодии 2014 года на сумму более 1500,0 тыс. рублей. Кроме того, в 2013 году выявлены фальсифицированные лекарственные препараты - Энтеродез и Милдронат на общую сумму 32,7 тыс. рублей.
Выборочной проверкой (документы за июнь 2013 года и за июнь 2014 года) соответствия количества заявок на проведение испытаний продукции, журналов образцов испытуемой продукции, актов отбора образцов, протоколов испытаний с рабочими журналами результатов испытаний субстанций и ЛС и рабочих журналов проведения экспресс-анализов ЛС, изъятых из аптек (ведутся каждым сотрудником индивидуально) нарушений не выявлено. Количество проведенных испытаний, рассчитанных в соответствии с УЕТ, соответствует отчетным данным учреждения (проверено количество отработанных часов начальника отдела контроля качества, провизора-аналитика и 3 химиков-экспертов).
Кроме того, отделом мониторинга безопасности лекарственных средств в 2013 году зарегистрировано 45 неблагоприятных побочных реакций (далее - НПР) на применение 52 лекарственных препаратов, в I полугодии 2014 года - 22 НПР на применение 27 ЛП;
- сертификацию в системе "Фармконтроль" и мониторинг качества ЛС осуществляет отдел сертификации и инспекционного контроля ЛС.
Сертификаты соответствия системы "Фармконтроль" в 2013 году получили 24 медицинские и фармацевтические организации (в том числе 6 на платной основе), в I полугодии 2014 года - 5 (на безвозмездной основе). Нарушений при выдаче и списании бланков строгой отчетности не установлено.
Также отдел проводит мониторинг качества ЛС в соответствии с утвержденным графиком. Мониторинг осуществляется как с выездом на объект, так и дистанционно. По итогам мониторинга оформляется справка о деятельности организаций, участвующих в обороте лекарственных средств на территории Воронежской области. В 2013 году проведено 105 мониторингов, из них 51 - дистанционно, в I полугодии 2014 года - 34 мониторинга (24 - дистанционно);
- проведение информационного скрининга в информационно-поисковой программе (ИПП) "Контроль-Фальсификат" всех ввозимых партий ЛС, обучение и повышение квалификации фармацевтических работников области, проведение мониторинга параметров деятельности осуществляет отдел фармацевтической информации в режиме реального времени.
В настоящее время последняя версия программы "Контроль-Фальсификат" установлена в 681 учреждении, в том числе:
- в 129 медицинских, в 120 социально значимых организациях и в КП ВО "Воронежфармация" на безвозмездной основе;
- в 431 аптечной организации на платной основе.
За проверяемый период объем проверенных партий лекарственных средств составляет 1093947. С использованием программы предотвращена реализация некачественной продукции 2716 партий (в 2013 году - 1 868 партий, в I полугодии 2014 года - 848 партий);
- с целью постоянного взаимодействия с участниками лекарственного обращения на принципах "обратной связи" проводится мониторинг параметров деятельности медицинских и фармацевтических организаций по 4 направлениям: мониторинг безопасности ЛС и непредвиденной побочной реакции (НПР), мониторинг качества изготовления аптеками лекарственных форм, мониторинг информационного скрининга и мониторинг ввозимых на территорию Воронежской области партий ЛС. Ответственными лицами всех медицинских и фармацевтических организаций области в режиме текущего времени заполняются данные формы и направляются по электронной почте в центр. Ежедневно в центр поступает информация от 150 до 400 организаций. Полученные сведения проверяются с базами брака и фальсификации ЛС и по необходимости вводятся в единую базу данных.
В проверяемом периоде центром проводились обучающие семинары по вопросам контроля качества лекарственных средств (свидетельство получили 90 слушателей, в том числе на платной основе - 52 чел.), обучение по организации деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ центром по утвержденной учебной программе и учебному плану (удостоверения получили 81 чел., в том числе на платной основе - 7 чел.).
В 2013 году издано и передано учреждениям 419 штук сборников и журналов (17 бюджетным и казенным медицинским организациям на безвозмездной основе передано 111 шт.). В I полугодии 2014 года реализовано 154 сборника, из них безвозмездно передано 5 шт. БУЗ ВГКБ № 7.
Также центр осуществляет по поручению учредителя мониторинг цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. В 2013 году проведен мониторинг цен в 165 лечебных и аптечных учреждениях. Данные мониторинга ежемесячно направляются в департамент.
Кроме того, учреждение оказывает консультационные услуги жителям Воронежской области. Функционирует государственная справочная фармацевтическая служба. За проверяемый период оказано 26930 консультаций на безвозмездной основе.
Финансовые источники учреждения
В проверяемом периоде финансирование центра осуществлялось за счет средств субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания (75,4%) и средств от приносящей доход деятельности (24,6%).
На выполнение государственного задания, согласно отчету об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, в проверяемом периоде учреждением израсходовано 11127,1 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году (с учетом остатка) - 7628,6 тыс. рублей (98,7% плановых назначений), в I полугодии 2014 года - 3498,5 тыс. рублей (44,2% годового плана).
Основная часть субсидий израсходована на оплату труда с начислениями (2013 год 74,9%, или 5715,9 тыс. рублей, I полугодие 2014 года - 91,7%, или 3208,8 тыс. рублей). Остальные средства направлены на прочие работы и услуги (12% и 3% соответственно по годам), коммунальные услуги (2,5% и 2,6%), приобретение материальных запасов (5,9% и 0,4%), работы, услуги по содержанию имущества (2,4% - 2013 год). На услуги связи и прочие расходы использовано менее 1%.
Проверкой расходования денежных средств и выполнения подрядчиками и поставщиками договорных обязательств нарушений не установлено.
Приносящая доход деятельность
В соответствии с п. 2.5 устава и Положения о порядке оказания возмездных услуг, учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность. Цены на оказываемые услуги устанавливаются учреждением самостоятельно исходя из калькуляции стоимости платных услуг с учетом фактических затрат и планируемой рентабельности (прейскурант на возмездные услуги утвержден директором учреждения).
Доходы центра в рамках приносящей доход деятельности в 2013 году составили 2503,9 тыс. рублей, в I полугодии 2014 года - 1318,0 тыс. рублей, в том числе:
- основная часть доходов получена от проведения предупредительных мер и профилактики оборота некачественной лекарственной продукции (информационное обслуживание программы "Контроль-Фальсификат") - 1144,3 тыс. рублей и 591,2 тыс. рублей соответственно;
- за проведение контрольно-аналитических исследований и экспертизы лекарственных средств (контроль по трем показателям, полный химический анализ, реактивы, экспресс-анализ) - 948,4 тыс. рублей и 547,0 тыс. рублей;
- за оказание консультационно-информационных услуг по вопросам качества лекарственных средств и другим направлениям фармацевтической деятельности (реализация печатной продукции, изготовленной в учреждении) - 191,0 тыс. рублей и 75,2 тыс. рублей;
- за осуществление образовательной деятельности - 187,8 тыс. рублей и 104,6 тыс. рублей;
- за проведение добровольной сертификации систем менеджмента качества (выдано 6 сертификатов в 2013 году) - 31,5 тыс. рублей.
Фактические расходы средств, полученных от приносящей доход деятельности, составили в 2013 году 2401,1 тыс. рублей, в I полугодии 2014 года - 1237,0 тыс. рублей Основная часть расходов направлена на оплату труда с начислениями (56% - в 2013 году, 53% - в I полугодии 2014 года) и на оплату прочих работ и услуг, соответственно 12% и 28%.
Проверкой расходования средств от приносящей доход деятельности нарушений не выявлено.
Штаты и оплата труда
Штатные расписания на 2013 - 2014 годы утверждены директором центра и согласованы с руководителем департамента в количестве 25,5 шт. ед. Численный состав работников центра составляет 21 физическое лицо (занято 21 шт. ед.), при этом основными работниками занято 20,25 шт. ед. (20 чел.), внешними совместителями - 0,5 шт. ед. (1 чел.) и 0,25 ставки - внутреннее совмещение. Проверкой порядка формирования штатного расписания учреждения нарушений не установлено.
На момент проверки в учреждении вакантны 4,5 шт. ед. (по 1 ставке зам. директора, начальника отдела мониторинга безопасности ЛС, провизора-аналитика, инспектора по кадрам и 0,5 ставки зав. хозяйством). Проверкой установлено, что основная часть вакансий образовалась в текущем году.
Сплошной проверкой порядка заключения с сотрудниками трудовых договоров и заполнения табелей учета рабочего времени нарушений не установлено.
В проверяемом периоде оплата труда работников центра осуществлялась на основании коллективного договора, утвержденного на собрании трудового коллектива и положений об оплате труда, утвержденных директором центра. Среднемесячная заработная плата работников учреждения в 2013 году составила 22884,5 рубля, в I полугодии 2014 года - 25758,3 рубля.
Выборочной проверкой (III квартал 2013 года и II квартал 2014 года) начисления и выплаты заработной платы сотрудникам центра нарушений не установлено.
Заработная плата директора устанавливалась учредителем на условиях трудового договора от 15.07.2008 № 12 (дополнительное соглашение от 25.03.2013 № 378). Проверкой начисления и выплаты заработной платы руководителю центра нарушений не установлено.
Имущество учреждения
В соответствии с п. 4.1 устава имущество учреждения находится в государственной собственности Воронежской области и закреплено за ним на праве оперативного управления приказом Главного управления государственного имущества администрации Воронежской области (ДИЗО ВО) от 24.05.2010 № 09-213.
Учреждение располагается по адресу г. Воронеж, ул. Писателя Маршака, д. 1, в нежилом встроенном помещении общей площадью 376,2 кв. м, на основании договора от 09.06.2012 № 149-бп "О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование", заключенного с администрацией городского округа город Воронеж.
По состоянию на 30.06.2014 стоимость основных средств (ОС), числящихся на балансе учреждения, составляет 3735,5 тыс. рублей.
Выборочной инвентаризацией, проведенной в ходе проверки (04.08.2014), недостач и излишек ОС не обнаружено.
Все имущество учтено в бухгалтерском учете, инвентарные номера присвоены и нанесены на все объекты ОС.
На балансе учреждения числится 1 автотранспортное средство ВАЗ-21214 - 2006 года выпуска.
При проведении сверки фактического пробега автомобилей (показаний спидометров) с данными путевых листов расхождений не установлено.
Проверкой порядка списания бензина на эксплуатацию автомобиля нарушений не выявлено. Заполнение путевых листов производится в соответствии с п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152, и методических рекомендаций "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения", утвержденных Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32.
Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству
В проверяемом периоде закупки осуществлялись на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ <4>, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) <5> и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ <6>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
<5> Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<6> Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В учреждении согласно ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) приказом директора от 09.06.2014 № 101 функции контрактного управляющего возложены на начальника отдела сертификации и инспекционного контроля.
Проверкой нарушений Федеральных законов № 223-ФЗ, № 94-ФЗ и № 44-ФЗ в проверяемом периоде не выявлено.
Ведение бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет в учреждении осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н <7> и от 16.12.2010 № 174н <8>.
--------------------------------
<7> Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
<8> Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
Дебиторская и кредиторская задолженность в учреждении является текущей.
Проверкой учета и обоснованности расчетов с подотчетными лицами установлено нарушение п. 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 - в большинстве случаях при направлении работников в командировки не выдавался аванс на оплату расходов.
Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия можно сделать вывод, что деятельность центра соответствует целям и задачам его создания. Учреждение проводит все мероприятия по предотвращению реализации и применения некачественной лекарственной продукции на территории Воронежской области. В то же время при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждением допущено нарушение при направлении работников в командировку.
Предложения:
В целях устранения выявленного нарушения направить письмо БУ ВО "Воронежский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств". По вопросу корректировки государственного задания направить информационное письмо в департамент здравоохранения Воронежской области.
Заместитель начальника инспекции
Е.М.ТАРАКАНОВА
Руководитель проверки
О.В.ЭПШТЕЙН
------------------------------------------------------------------