Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 21.08.2014 N 2.48-2014 "О результатах проверки законности и эффективности использования средств, полученных из областного бюджета и иных источников государственным бюджетным учреждением культуры Воронежской области "Центр обеспечения деятельности учреждений культуры" в 2013 году и текущем периоде 2014 года"
Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 21 августа 2014 года № 14 (129)
ОТЧЕТ № 2.48-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ" В 2013 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2014 ГОДА
Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.48 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение заместителя председателя - аудитора Контрольно-счетной палаты от 24.07.2014 № 48.
Цель контрольного мероприятия: оценка законности и эффективности использования средств, полученных из областного бюджета и иных источников государственным бюджетным учреждением культуры Воронежской области "Центр обеспечения деятельности учреждений культуры" в 2013 году и текущем периоде 2014 года.
Проверенный объект и оформленный акт: государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области "Центр обеспечения деятельности учреждений культуры" - акт № 2.48-2014 от 13.08.2014.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 24 июля 2014 года по 15 августа 2014 года.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Соответствие деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
3. Исполнение учреждением задания учредителя по оказанию государственных услуг.
4. Анализ эффективности деятельности учреждения и выполнения государственного задания.
5. Проверка обоснованности и эффективности расходования средств областного бюджета, выделенных на обеспечение выполнения государственного задания.
6. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
7. Проверка порядка поступления и эффективности расходования средств от приносящей доход деятельности.
8. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.
9. Проверка устранения нарушений, отраженных в акте Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 07.10.2010 № 64/7.
Результаты контрольного мероприятия:
Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области "Центр обеспечения деятельности учреждений культуры" (далее - Учреждение, ГБУК ВО "ЦОДУК", Центр) создано на основании приказа департамента культуры Воронежской области от 06.09.2011 № 681-ОД "О переименовании" путем изменения типа существующего областного государственного учреждения культуры "Техническая инспекция".
Учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Воронежской области полномочий в сфере культуры, является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении департамента культуры и архивного дела Воронежской области (далее Учредитель, Департамент, ДКАД ВО).
Имущество Учреждения
Учет имущества в проверяемом периоде осуществлялся в соответствии с действующим законодательством. Последняя инвентаризация проведена на основании приказа от 16.12.2013 № 57, недостачи или излишков не выявлено. Выборочной проверкой наличия имущества отклонений не выявлено.
Недвижимое имущество
В соответствии с уставом имущество находится в государственной собственности Воронежской области и закреплено за ним на праве оперативного управления, зарегистрированного в установленном порядке, в том числе:
- по адресу: г. Воронеж, ул. Богачева, д. 1в - административное здание площадью 183,1 кв. м, 4 здания гаражей площадью 216,8 кв. м, 367,5 кв. м, 886,4 кв. м и 998,6 кв. м;
- по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 51 - нежилое здание площадью 579,7 кв. м. Данное здание используется департаментом культуры и архивного дела Воронежской области на основании договора безвозмездного пользования от 01.01.2013 № 1/2013, заключенного между Центром и Учредителем. Согласование ДИЗО ВО имеется. Коммунальные услуги оплачиваются Департаментом.
Кроме того, Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены 2 земельных участка по адресу: г. Воронеж, ул. Богачева, д. 1в (право пользования зарегистрировано) и г. Воронеж, ул. К. Маркса, д. 51 (право пользования регистрируется).
Здания гаражей имеют 35 боксов, из которых 6 используются Учреждением для хранения и обслуживания автомобилей, находящихся на балансе. В 19 - на основании договоров хранения автотранспорта размещаются транспортные средства учреждений, подведомственных Департаменту. В остальных 8 - мастерская, автомойка, складируется имущество, располагается тепловой узел.
Имущество ГБУК ВО "Воронежоблкинофонд", принятое на хранение на основании договора от 01.03.2013 № 1-кф, размещено в боксе площадью 96,3 кв. м. В ходе визуального осмотра установлено, что имущество хранится в беспорядке, внешний вид позволяет сделать вывод о непригодности его к эксплуатации. При этом следует отметить, что у Кинофонда имеются здания площадью 1211,8 кв. м, в которых возможно организовать хранение.
В ходе проверки установлено, что в гаражных боксах № 15 и 16 на хранении находятся автомобили частных лиц. По документам данные боксы используются ГБУК ВО Государственный Воронежский театр драмы им. А. Кольцова (договор от 01.01.2014 № 4) и ГУК Воронежский государственный театр оперы и балета (договор от 01.01.2014 № 5) соответственно. Документы, подтверждающие право на размещение транспортных средств физических лиц в данных боксах, не предъявлены. Тем самым Учреждением не выполняются условия договоров хранения с вышеназванными учреждениями.
Кроме того, плата за размещение автомобилей с физических лиц не взимается, т.е. имеет место упущенная выгода. Изучение цен на аренду гаражей в Воронеже, проведенное по данным объявлений в газетах "Камелот", "Из рук в руки" позволяет сделать вывод, что средняя цена аренды в месяц составляет 2,0 тыс. рублей. Соответственно расчетная упущенная выгода по двум гаражам в месяц составляет 4,0 тыс. рублей. От пояснения по данным фактам руководитель отказался.
Проверкой фактической постановки автомобилей установлено, что автомобили государственный номер н002НЕ36, принадлежащий ГБУК ВО Воронежский литературный музей им. И.С. Никитина, государственный номер р011НТ36, принадлежащий АУК ВО "Воронежский камерный театр", в боксы на хранение не ставились. Тем самым руководители данных подведомственных учреждений нарушают требования п. 3.1 Порядка по эксплуатации и обеспечению безопасного использования автотранспортных средств, утвержденного приказом Департамента от 15.05.2012 № 275-ОД.
Нарушения в части организации эксплуатации машин свидетельствуют об ослаблении соответствующего контроля со стороны руководства Учреждения.
Автотранспортные средства
На балансовом учете Учреждения числятся 7 автотранспортных средств: 6 автомобилей и трактор Беларус-82.1.
Согласно данным бухгалтерского учета на забалансовом счете учтен автомобиль ГАЗ 3110 1997 года выпуска, который согласно приказу ДИЗО от 27.05.2010 № 867 списан. Проверкой установлено, что данный автомобиль не утилизирован и хранится в Учреждении, что привело к неэффективному использованию областного имущества (стояночное место). Согласно пояснению руководителя, автомобиль не утилизирован в связи с отсутствием счета для получения денежных средств.
В соответствии с приказами Учредителя 4 автомобиля (ГАЗ 3102 - 2 шт., ТОЙОТА CAMRY, ГАЗ 3221) обеспечивают деятельность Департамента.
Автомобиль УАЗ находится в неисправном состоянии и не эксплуатируется. Согласно пояснению руководителя, Учреждения автомобиль был получен в нерабочем состоянии, восстановление не производилось в связи с экономической нецелесообразностью. Длительное хранение (с марта 2009 года) непригодного к эксплуатации автомобиля привело к неэффективному использованию областного имущества стояночного места и самого автомобиля.
Трактор Беларус-82.1, оборудованный погрузчиком ПФС-0,75 и щеткой коммунальной УМТ 80/82, используется для уборки территории Учреждения. Анализ загрузки показал, что в проверяемом периоде он использовался 46,5 моточаса, в том числе в 2013 году - 20, в I полугодии 2014 года - 26,5. Данный факт свидетельствует о низкой загрузке транспортной единицы, т.е. данная техника используется неэффективно.
Путевые листы при эксплуатации автомобилей заполняются в соответствии с требованиями Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". При этом в ходе проверки установлено, что в путевых листах автомобиля Тойота CAMRY государственный номер а054АА136 за 2014 год отсутствуют подписи лица, использовавшего автомобиль (автомобиль обслуживает руководителя Департамента).
Нарушения, отраженные в акте Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 07.10.2010 № 64/7, устранены.
Особо ценное имущество
В соответствии с требованиями приказа от 06.08.2012 № 462-ОД Учреждением ведется перечень особо ценного движимого имущества. На момент проверки в него включено 57 объектов балансовой стоимостью 5582,3 тыс. рублей.
Анализ выполнения государственного задания
Объемы субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания представлены в таблице.
тыс. рублей
№ п/п
Наименование
2013 год
I полугодие 2014 года
Первоначальный план ФХД
Уточненный план ФХД
Кассовое исполнение
% освоения
Первоначальный план ФХД
Уточненный план ФХД
Кассовое исполнение
% освоения
1
Субсидии на выполнение государственного задания
10361,4
12215,1
12117,8
99,2
16136,0
16136,0
6322,2
39,2
Освоение средств субсидии в первом полугодии 2014 года лишь 39,2% связано с тем, что не оплачены на отчетную дату счета за приобретенные коммунальные услуги и ГСМ - 276,3 тыс. рублей. Кроме того, по результатам торгов сложилась экономия в сумме 241,9 тыс. рублей. А также не наступил срок оплаты по договору от 30.06.2014 на сумму 309,3 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ Учредителем ежегодно доводится государственное задание на оказание 5 государственных услуг. Информация о выполнении Учреждением показателей госзадания представлена в таблице.
Наименование услуги
Единица измерения
2013 год
I полугодие 2014 года
план
факт
% выполнения
план
факт
% выполнения
1. Сопровождение документооборота
млн. рублей
178
388,7
218,4
60
221,6
в 3,7 раза
2. Проверка сметной документации
млн. рублей
140
163,1
116,5
60
125,95
в 2,09 раза
3. Обеспечение автотранспортными средствами
Машино/день
912
1120
122,8
445
532
119,5
4. Обеспечение хранения автотранспортных средств
шт.
34
34
100
34
34
100
5. Содержание объектов недвижимости
дней
365
365
100
181
181
100
Услуга 1. "Сопровождение документооборота, обеспечение контроля и отчетности при формировании и размещении государственного заказа областными государственными учреждениями культуры". В рамках реализации данной услуги Учреждение представляет интересы областных государственных учреждений культуры в контролирующих органах по вопросам размещения государственного заказа. Услуга выполняется отделом договоров и организации торгов Учреждения. В 2013 году план по сопровождению документооборота перевыполнен Учреждением на 210,7 млн. рублей, или в 2,2 раза. По объяснению директора, дополнительно к плану было обеспечено размещение государственного заказа (формирование документационных дел) на сумму 201,0 млн. рублей, в том числе: за счет средств резервного фонда губернатора на 70,4 млн. рублей, средств ВЦП "Обеспечение сохранности архивных документов и архивных фондов Воронежской области на 2013 - 2015 годы" - 77,8 млн. рублей; за счет перевыполнения плана по собственным доходам - 52,8 млн. рублей, за счет ГП ВО "Доступная среда" - 3 млн. рублей.
В первом полугодии 2014 года для нужд подведомственных учреждений департамента культуры и архивного дела области осуществлена проверка 7 комплектов документации на проведение открытых конкурсов на сумму 50,9 млн. рублей, 24 комплектов документации на проведение аукционов в электронной форме на сумму 22,5 млн. рублей, проведена проверка комплектов документов и контроль за опубликованием извещений о запросах котировок цен по 13 котировкам на сумму 1,4 млн. рублей, проведена проверка и учет 864 государственных контрактов, размещенных у единственного поставщика, на сумму 35,9 млн. рублей, проведена проверка 2438 шт. договоров, заключенных в соответствии с п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, на сумму 66,5 млн. рублей. Показатели отчетности по выполнению Учреждением государственного задания подтверждены данными формы федерального статистического наблюдения № 1-торги.
В первом полугодии 2014 года показатель государственного задания по услуге перевыполнен в 3,7 раза по причине того, что плановый показатель выполнения данной услуги при доведении госзадания был занижен более чем в три раза, не учтены фактические результаты выполнения показателя в 2013 году, что свидетельствует о некачественном планировании Учредителем государственного задания.
Услуга 2. "Проверка сметной документации на соответствие нормативным документам в области строительства".
За проверяемый период в рамках госзадания осуществлена проверка предоставленных смет в количестве 541 шт. на сумму 289020,0 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 420 смет на сумму 163062,3 тыс. рублей, в I полугодии 2014 года - 125957,7 тыс. рублей. Показатель объема осмеченных работ рассчитывается в соответствии с порядком, утвержденным приказом Учредителя от 18.11.2010 № 556-ОД "О порядке формирования и ведения единого реестра объектов капитального и текущего ремонта управления культуры Воронежской области". В первом полугодии 2014 года количественный показатель перевыполнен Учреждением в 2,09 раза по причине того, что количественный плановый показатель выполнения данной услуги при доведении госзадания был занижен более чем в два раза, без учета фактических результатов 2013 года, что свидетельствует о некачественном планировании Учредителем государственного задания.
Услуга 3. "Обеспечение Учредителя и областных учреждений культуры автотранспортными средствами". Услуга оказывается отделом по эксплуатации транспортных средств Учреждения. В рамках данной услуги для нужд департамента предоставляются автомобиль Тойота Камри, три автомобиля ГАЗ ВОЛГА, один автомобиль Газель. В 2013 году услуга предоставлена в количестве 1120 машино-дней (122,8% плана), в первом полугодии 2014 года - 532 машино-дней (119,5% плана).
Услуга 4. "Обеспечение хранения автотранспортных средств областных учреждений культуры". Услуга предоставляется по причине отсутствия в отдельных областных учреждениях культуры оборудованных мест хранения автотранспорта. В соответствии с госзаданием в 2013 и 2014 годах Учреждение должно было обеспечить 34 машино-места для хранения 34 единиц транспорта. По отчетам за 2013 год было предоставлено 34 машино-места, по состоянию на момент проверки на хранении в Учреждении находятся 37 единиц техники и занимают 37 машино-мест, в том числе 3 автобуса хранятся на улице.
Услуга 5. "Содержание объектов недвижимости, передаваемых в безвозмездное пользование органам государственной исполнительной власти". Учреждение осуществляет организационное и техническое обслуживание зданий и помещений, осуществляет контроль за техническим состоянием зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, контроль качества капитального и текущего ремонта, подготавливает здания и помещения к осенне-зимней эксплуатации, обеспечивает контроль Правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил. Объекты находятся по адресам: ул. Карла Маркса, д. 51 (административное здание департамента культуры и архивного дела области) и ул. Богачева, д. 1в (административное здание Учреждения). Услуга осуществляется отделом по эксплуатации зданий и сооружений в составе: комендант, слесарь-ремонтник, уборщик территории и два уборщика служебных помещений. Услуга оказывается 365 дней в году.
Стандарты качества предоставления государственных услуг утверждены приказом учредителя от 30.12.2011 № 869-ОД. Качественные показатели государственного задания Учреждением в 2013 году и первом полугодии 2014 года выполнены в полном объеме, жалоб на оказание услуг не поступало.
Бухгалтерский учет, финансирование и расходы Учреждения
Бухгалтерский учет в Учреждении в проверяемом периоде велся в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Приказами Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н <1>, от 06.12.2010 № 162н <2> и учетной политикой, утвержденной приказом от 25.12.2012 № 162-л.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
<2> Приказ Министерства финансов РФ от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
Анализ остатков денежных средств по записям в кассовых книгах отклонений не выявил. На момент проверки наличные денежные средства в кассе отсутствуют.
Финансовое обеспечение расходов Учреждения на его содержание и обеспечение реализации полномочий в сфере культуры в проверяемом периоде осуществлялось за счет средств областного бюджета. Помимо субсидий на выполнение государственного задания, Учреждению предоставлялись субсидии на иные цели, в 2013 году выделены в сумме 3200,0 тыс. рублей и I полугодии 2014 года - в сумме 3500,0 тыс. рублей. Средства предоставлялись в порядке и на условиях, определенных соглашениями между департаментом культуры и архивного дела области и Учреждением, в рамках реализации мероприятий социально-творческого заказа. Освоение средств составило соответственно по годам 3199,6 тыс. рублей (99,9%) и 1998,0 тыс. рублей (57%). Проверкой использования средств нарушений не установлено.
Проверкой порядка заключения государственных контрактов и договоров в 2013 году и I полугодии 2014 года нарушений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" нарушений не установлено.
Кроме бюджетного финансирования, Центр может осуществлять приносящую доход деятельность в части оказания транспортных услуг, услуг по хранению, ремонту и мойке автомобилей, по разработке смет. В проверяемом периоде данные услуги не оказывались.
Структура, штат и оплата труда
Штатное расписание на 2013 год было утверждено директором Учреждения и согласовано с Учредителем в количестве 26 единиц. В связи с передачей в оперативное управление здания по адресу г. Воронеж, ул. К. Маркса, д. 51 в 2013 году дополнительно введено 6 единиц обслуживающего персонала. Кроме того, была введена должность специалиста контрактной службы. Приказом директора Учреждения от 01.02.2013 № 45-л утверждено новое штатное расписание в количестве 33 штатных единиц.
Штатное расписание, действующее на момент проверки, утверждено приказом директора Учреждения от 09.01.2014 № 1-л и согласовано с руководителем Департамента в количестве 33 штатных единиц.
Структура Учреждения состоит из административного персонала Учреждения и пяти отделов.
Всего в Учреждении на момент проверки работает 29 физических лиц, которыми замещены 30 штатных должностей, в том числе внешних совместителей - 5 и внутренних совместителей - 6.
Деятельность совместителей осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Вакантными являются: ставка инженера-сметчика, слесаря-ремонтника - 1,5 ставки и бухгалтера - 0,5 ставки.
Среднемесячная заработная плата основного персонала Учреждения в 2013 году составила 16305 рублей, в первом полугодии 2014 года - 19308 рублей, директора - 40519 рублей и 50023 рубля, главного бухгалтера - 39826 рублей и 38517 рублей соответственно.
Выборочной проверкой начисления и выплаты заработной платы сотрудникам нарушений не установлено.
Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия можно сделать вывод, что деятельность Учреждения соответствует целям и задачам его создания, количественные и качественные показатели государственного задания выполняются, обоснованных жалоб потребителей услуг в проверяемом периоде не было.
Вместе с тем в ходе проверке отмечены отдельные нарушения и недостатки, выразившиеся в неэффективном использовании государственного имущества - стояночных машино-мест и автотранспортной техники. Выявлены нарушения Учреждением условий договоров хранения автотранспортной техники. Установлено некачественное планирование учредителем государственного задания, в результате чего ряд показателей перевыполняется в 2 и более раза без увеличения объема субсидии и штатной численности Учреждения.
Предложения:
По результатам контрольного мероприятия для устранения выявленных нарушений и недостатков направить письмо в департамент культуры и архивного дела Воронежской области и в государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области "Центр обеспечения деятельности учреждений культуры".
Аудитор
С.И.МАКУШИН
Руководитель проверки
Д.В.ОЛЕЙНИКОВ
------------------------------------------------------------------