По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 25.09.2014 N 2.54-2014 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и текущем периоде 2014 года БУЗ ВО "Павловский санаторий для детей с родителями им. И.Г. Менжулина"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 25 сентября 2014 года № 17 (132)

ОТЧЕТ № 2.54-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2013 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2014 ГОДА
БУЗ ВО "ПАВЛОВСКИЙ САНАТОРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ
ИМ. И.Г. МЕНЖУЛИНА"

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.54 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 25.08.2014 № 59.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования учреждением средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и текущем периоде 2014 года.

Проверенный объект и оформленный акт: бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Павловский санаторий для детей с родителями им. И.Г. Менжулина" - акт № 2.54-2014 от 12.09.2014.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 02 сентября 2014 года по 12 сентября 2014 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
3. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
4. Анализ деятельности объекта проверки, в том числе:
- обоснованности и эффективности расходов учреждения (в том числе приобретение основных средств, медикаментов, продуктов питания, ГСМ, капитальный и текущий ремонт);
- штатной и фактической численности, оплаты труда.
5. Проверка порядка формирования и расходования средств от приносящей доход деятельности.
6. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.
7. Реализация областных и ведомственных целевых программ.
8. Анализ выполнения учреждением государственного задания.

Результаты контрольного мероприятия:
Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Павловский санаторий для детей с родителями имени И.Г. Менжулина" (далее - санаторий, учреждение) действует на основании Устава, утвержденного учредителем и согласованного с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО ВО). Целью создания учреждения является обеспечение детского населения Воронежской области и г. Воронежа квалифицированной специализированной лечебно-диагностической помощью, включая гарантированный объем медицинской помощи, установленный действующим законодательством Российской Федерации.
Предметом деятельности учреждения является санаторно-курортная деятельность. Санаторий принимает на лечение детей в возрасте от 3 до 15 лет, имеющих заболевания с различной соматической патологией.
Отбор детей для направления в санаторий осуществляется государственными медицинскими организациями Воронежской области и г. Воронежа.
Деятельность учреждения осуществляется в соответствии с выданными лицензиями.
Коечный фонд санатория, в соответствии с приказом департамента здравоохранения Воронежской области, утвержден в количестве 240 коек. Дети пребывают в санатории 21 день. Базовая стоимость путевки определена постановлениями правительства ВО - на 2013 год в размере 16584,6 рублей, на 2014 год - 17413,8 рубля.
Всего за год осуществляется 15 заездов. Реализовано 4108 путевок в 2013 году, в том числе детских путевок с лечением 3380, путевок сопровождения - 728, в I полугодии 2014 года - 1763 путевки (1431 и 332 соответственно). Наибольшее количество детей санаторий принимает в летний период (июнь 2013 года - 288 чел. и июнь 2014 год - 294 чел.). В соответствии с приказами главного врача на летний период для детей открываются два дополнительных корпуса на 56 коек (лечебный корпус № 3 и старый корпус "Мать и дитя"). Наименьшее количество детей находилось в санатории в октябре 2013 года - 188 чел., в январе 2014 года - 143 чел.
В летний период площадь палат из расчета на 1 койку не соответствует требованиям санитарных норм (не менее 6,0 кв. м) и составляет от 3,9 кв. м до 5,8 кв. м на 1 проживающего, что нарушает требования ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2843-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев".

Выполнение государственного задания

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ учреждению ежегодно доводится государственное задание на предоставление услуги "Услуги санаториев" и дополнительное государственное задание на предоставление услуги "Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей в летний период". Потребителями государственных услуг являлись физические лица.
В 2013 году учреждением не выполнено три утвержденных показателя - "Процент лиц, получивших услуги по санаторно-курортному лечению, из числа лиц, имеющих право на санаторно-курортное лечение в психоневрологическом санатории" (на 13,5%), "Процент потребителей, удовлетворенных качеством и доступностью услуг учреждения" (на 0,1%) и "Санаторно-оздоровительная помощь для детей и подростков" (на 12511 койко-дней). По объяснению руководства санатория невыполнение плана по показателю "Процент лиц, получивших услуги по санаторно-курортному лечению..." связано с невыполнением плана койко-дней по показателю "Санаторно-оздоровительная помощь для детей и подростков" по причине низкого процента использования квот по детским путевкам муниципальными районами области.
За 8 месяцев 2014 года санаторно-оздоровительную помощь получили 2669 детей, что составляет 62,8% годового плана.
Главным врачам 13 районных больниц в 2014 году учреждением направлены письма (от 25.07.2014 № 405) об активизации работы по реализации путевок, выделенных на оздоровление детского населения.
Показатель "Процент потребителей, удовлетворенных качеством и доступностью услуг учреждения" не выполнен из-за поступившей в 2013 году жалобы.

Финансовые источники учреждения

Финансовое обеспечение санатория в проверяемом периоде осуществлялось за счет средств субсидий из областного бюджета на выполнение государственного задания, на иные цели и средств от приносящей доход деятельности. Субсидии выделены на основании соглашений, заключенных с департаментом.
Структура финансовых источников учреждения приведена в таблице, тыс. рублей.

Таблица 1

Источники финансовых средств
2013 год
I полугодие 2014 года
План на год
Факт (с учетом остатка предыд. года)
% к плану
План на год
Факт
% к годовому плану
Субсидия на государственное задание
81 261,3
81 246,7
100
87 197,9
36 629,6
42
Субсидии на иные цели
1 215
1 214,8
100
300
54,1
18
Средства от приносящей доход деятельности
1 970,8
1 898,4
96
1 852,4
459,6
24,8
Итого
84 447,1
84 359,9
99,9
87 350,3
37 143,3
41,5

Согласно отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (формы 0503737) расходы учреждения (с учетом остатков) в 2013 году составили - 84359,9 тыс. рублей (99,9% плановых назначений), в I полугодии 2014 года - 37143,3 тыс. рублей, или 41,5% годового плана.

Проверка расходования субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания

Основная часть расходов, выделенных из областного бюджета на выполнение государственного задания, приходится на оплату труда с начислениями и составила в 2013 году - 63%, в I полугодии 2014 года - 67%. На питание израсходовано 28,9% и 17,2%, на оплату коммунальных услуг - 10,9% и 10,3%, прочие работы и услуги по содержанию имущества - 2,4% и 0,7% соответственно. На связь, прочие услуги, ГСМ, материальные запасы и текущий ремонт здания направлено менее 2% всех расходов.
Санаторием за счет средств областного бюджета по подстатье КОСГУ 340 "Питание" осуществлялись расходы на питание лиц, приобретавших путевки на платной основе. В результате нецелевое расходование субсидии областного бюджета составило порядка 432,0 тыс. рублей (за 2013 год - 153,4 тыс. рублей, за текущий период 2014 года - 278,6 тыс. рублей).

Проверка расходования субсидий на иные цели

В проверяемом периоде учреждению по соглашениям с учредителем предоставлены субсидии на иные цели на общую сумму 1515,0 тыс. рублей (в 2013 году исполнено 100%, в 2014 году исполнено 18%).
В 2013 году субсидии израсходованы на приобретение оборудования (оборудование установлено, принято к бухгалтерскому учету и используется по назначению), проведение капитального ремонта и противопожарных мероприятий (проверкой выполненных работ нарушений не установлено).
В I полугодии 2014 года по подпрограмме "Другие вопросы в сфере здравоохранения" государственной программы "Развитие здравоохранения" средства в сумме 54,1 тыс. рублей направлены на проведение противопожарных мероприятий. Нарушений договорных обязательств подрядчиками не установлено.
Необходимо отметить, что учреждением заключен договор подряда от 21.07.2014 № 26 с ООО "Гефест" (г. Павловск, Воронежская область) на выполнение работ по ремонту постов включения насоса повышения давления в системе водопровода на сумму 30,0 тыс. рублей. Обязательства должны быть исполнены в срок до 04.08.2014. Акт о приемке выполненных работ подписан также 04.08.2014. Однако на момент проверки (03.09.2014) работы по данному договору выполнены только на 57% (составлен акт контрольного осмотра). Установлено, что не выполнены работы по установке 3 кнопочных постов управления общего назначения на сумму порядка 13,0 тыс. рублей. Оплата выполненных работ по данному договору не осуществлялась. В ходе проверки (04.09.2014) работы по договору были выполнены в полном объеме, учреждением в адрес исполнителя направлено требование об уменьшении суммы договора на сумму неустойки (ст. 332 ГК РФ) в размере 247,5 рубля.

Приносящая доход деятельность

В соответствии с п. 2.5 Устава и на основании Положения об организации предоставления платных медицинских услуг учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность:
- реализация путевок на санаторно-курортное лечение;
- оказание платных медицинских услуг.
Необходимо отметить, что Положением определен уровень рентабельности не выше 25%, тогда как п. 4 Порядка <1> рентабельность должна предусматриваться не более 20%. Фактическая рентабельность составляет 20%.
--------------------------------
<1> Приказ департамента здравоохранения от 22.01.2013 № 77 "Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент здравоохранения Воронежской области"

В проверяемом периоде доходы учреждения составили 2448,9 тыс. рублей, в том числе: за 2013 год - 1749,6 тыс. рублей (100% плана), за I полугодие 2014 года - 699,3 тыс. рублей (39,2% годового плана).
Основная часть средств получена за реализацию путевок: в 2013 году - 1171,6 тыс. рублей (67% всех доходов), в I полугодии 2014 года - 516,9 тыс. рублей (73,9%) соответственно. На основании приказов департамента и в соответствии с прейскурантом цен стоимость путевки в 2013 году составляла для ребенка 16584,60 рубля, для сопровождающего - 13000,0 рубля, в 2014 году - 17413,80 рубля и 13600,0 рубля соответственно. В 2013 году учреждением реализовано 77 путевок, и в I полугодии 2014 года - 54 путевки.
Полученные средства от приносящей доход деятельности использовались на текущее содержание учреждения и составили в 2013 году - 1898,4 тыс. рублей, за I полугодие 2014 года - 459,6 тыс. рублей.
Основная часть расходов за 2013 год - около 41,7% приходится на приобретение оборудования, за I полугодие 2014 года около 38,6% израсходовано на приобретение материальных запасов.
Проверкой установлено, что в 2013 году учреждением были допущены неэффективные расходы в результате уплаты штрафов и пени в общей сумме 31,3 тыс. рублей.

Штаты и оплата труда

Штатное расписание на 2013 год и на 2014 год утверждено главным врачом учреждения и согласовано с учредителем в количестве 280 штатных единиц. На момент проверки вакансии составляют 24 ед. Остальные 256,0 ставки заняты: сотрудниками учреждения - 239 шт. ед., по внутреннему совместительству - 14 ед., внешнему совместительству - 3 ед.
В проверяемом периоде оплата труда работников учреждения осуществлялась на основании Положений об оплате труда работников бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Павловский санаторий для детей с родителями им. И.Г. Менжулина" от 08.04.2010 и от 24.12.2013.
Проверкой порядка начисления оплаты труда работникам санатория установлено, что в нарушение ст. 329 ТК РФ на основании приказов главного врача водители (2 шт. ед.) приняты на 0,5 ставки каждый по внутреннему совместительству. За каждым водителем закреплено по несколько машин. В соответствии со ст. 329 Трудового кодекса РФ "работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств". В результате за счет средств субсидии на выполнение государственного задания за проверяемый период водителям выплачено 91,5 тыс. рублей (2013 год - 50,1 тыс. рублей, I полугодие 2014 года - 41,4 тыс. рублей). В ходе проверки указанное нарушение устранено.
В нарушение п. 4.3.4 дополнительного соглашения к трудовому договору от 12.12.2008 № б/н, п. 6 Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений системы здравоохранения Воронежской области <2>, п. 5.4 Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений системы здравоохранения Воронежской области <3> главному врачу осуществлялись дополнительные выплаты (материальная помощь и премия) за счет средств субсидии на выполнение государственного задания без согласования с учредителем в общей сумме 359043,52 рубля. С учетом НДФЛ и начислений на оплату труда общая сумма неправомерных расходов составила 528246,37 рубля, в том числе: в 2013 году - 140025,32 рубля, в текущем периоде 2014 года - 219018,20 рубля. В ходе проверки главным врачом в кассу учреждения внесены денежные средства в сумме 359043,52 рубля и сданы на счет в банке. Перерасчет страховых взносов и НДФЛ, по объяснению главного бухгалтера, будет произведен в октябре.
--------------------------------
<2> Приказ департамента здравоохранения Воронежской области от 06.05.2013 № 758 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений системы здравоохранения Воронежской области".
<3> Приказ департамента здравоохранения Воронежской области от 14.03.2013 № 372 "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений системы здравоохранения Воронежской области".

Среднемесячная заработная плата работников учреждения в 2013 году составила 12865 рублей, за I полугодие 2014 года - 14370 рублей, в том числе:
- АУП - 41700 рублей и 48662 рублей соответственно по годам;
- врачи - 22227 рублей и 25092 рублей;
- средний медицинский персонал - 12491 рублей и 14617 рублей;
- младший медицинский персонал - 9582 рублей и 10028 рублей;
- прочие - 12327 рублей и 13399 рублей.

Имущество учреждения

Для обеспечения уставной деятельности за учреждением на праве оперативного управления закреплено государственное имущество Воронежской области.
Свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления выданы в 2008 - 2009 годах управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на 19 объектов недвижимости из 45, принятых к балансовому учету. На 11 объектов недвижимости документы по оформлению права собственности находятся в ДИЗО ВО. На остальные 15 объектов недвижимости свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления в период проверки не представлены.
Износ недвижимого имущества составляет 97%.
Проверкой использования нежилых помещений, находящихся за пределами санатория, установлено:
- в балансовом учете числятся 8 гаражей-сараев к жилым домам, 7 сараев с подвалами общей площадью 258 кв. м (70 - 80-х годов постройки) общей балансовой стоимостью 362,9 рубля. Данные постройки используются посторонними физическими лицами. На 4 объекта в учреждении имеются копии свидетельств о государственной регистрации права физических лиц, которые подтвердили свое право собственности в судебном порядке и предоставлены учреждению только в августе 2014 года. Подготовлен и направлен запрос (от 04.09.2014 № 475) в Павловский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о наличии у физических лиц на остальные 11 объектов права собственности. В ходе проверки подготовлено и направлено письмо в департамент здравоохранения Воронежской области от 04.09.2014 № 478 об изъятии неиспользуемого имущества;
- санаторием не используется здание пристройки к котельной (1949 год п.) площадью 124,9 кв. м балансовой стоимостью 719,4 тыс. рублей. В помещении пристройки без договора аренды и согласования собственника имущества (ст. 161, 298 ГК РФ) находится оборудование МП "Павловскводоканал" для обслуживания котельной. Из расчета среднерыночной стоимости арендной платы за 1 кв. м по г. Павловск (Интернет) упущенный доход учреждения составил порядка 150,0 тыс. рублей в год.
Площадь других, не используемых помещений (помещений изолятора, бухгалтерии, общежития, мастерской, гаража) составила 1048,8 кв. м, что классифицируется как неэффективное использование государственного имущества балансовой стоимостью 2932,3 тыс. рублей.
По состоянию на 01.09.2014 стоимость основных средств (ОС) составила 106891,9 тыс. рублей - нежилые помещения и сооружения, оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь, библиотечный фонд.
В проверяемом периоде учреждением приобретено ОС на общую сумму 1516, 4 тыс. рублей.
Приобретенное в проверяемом периоде оборудование поставлено на учет и используется по целевому назначению.

Транспортные средства, расходы на ГСМ

На балансе учреждения числится 7 автотранспортных средств.
Все транспортные средства используются для хозяйственных нужд учреждения.
При проведении сверки фактического пробега автомобилей (показаний спидометров) с данными путевых листов расхождений не установлено.
За счет средств областного бюджета расходы учреждения на приобретение ГСМ в 2013 году составили 500,0 тыс. рублей, за I полугодие 2014 года - 120,0 тыс. рублей Поставщиком ГСМ в проверяемом периоде являлось ООО "РН-Карт-Воронеж".
Выборочной проверкой порядка списания бензина в проверяемом периоде при эксплуатации автомобилей нарушений не выявлено.

Питание

В 2013 году учреждением по статье "Продукты питания" израсходовано 15471,7 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 15354 тыс. рублей, за счет средств от приносящей доход деятельности - 117,8 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования на 2014 год утверждены в сумме 15464,9 тыс. рублей, что выше уровня 2013 года на 0,7%. В I полугодии 2014 года финансирование произведено только за счет средств субсидии областного бюджета на сумму 6288,9 тыс. рублей.
Анализ расходов на продукты питания показал, что дети, проживающие в санатории и проходящие курс оздоровления, обеспечены продуктами питания в полном объеме.
Стоимость 1 койко-дня по питанию в 2013 году сложилась в сумме 188,4 рублей, или 114,3% плана (плановая стоимость - 164,8 рубля), в I полугодии 2014 года - 199,5 рубля или 105,3% плана (плановая стоимость - 189,5 рубля).

Приобретение медикаментов

В 2013 году по подстатье "Медикаменты" учреждением израсходовано 1438 тыс. рублей, в том числе за счет субсидии на выполнение государственного задания 1424,0 тыс. рублей (100% от доведенного объема финансирования).
Выборочная проверка оприходования и списания медикаментов проводилась путем сопоставления товарных накладных поставщиков, требований-накладных на выдачу медикаментов (формы № М-11), журналов учета, актов о списании материальных запасов (ф. 0504230). Нарушений не установлено.

Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству

В проверяемом периоде закупки осуществлялись на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ <4>, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ <5> и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ <6>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
<5> Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<6> Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В нарушение п. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в учреждении не назначен контрактный управляющий.
Повышение квалификации в сфере закупок прошло два сотрудника учреждения.
С января 2014 года закупки, производимые за счет средств от приносящей доход деятельности, осуществлялись в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и на основании Положения о закупках бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области, которое утверждено главным врачом 27.12.2013.
Выборочной проверкой нарушений Федеральных законов № 223-ФЗ, № 94-ФЗ в проверяемом периоде не выявлено.

Ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в учреждении осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н <7> и от 16.12.2010 № 174н <8> и на основании приказа от 09.01.2014 № 4/2/ОД.
--------------------------------
<7> Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
<8> Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

Кредиторская задолженность в учреждении является текущей.
В учреждении с 2002 года числится дебиторская задолженность по счету 420982000 в сумме 8,5 тыс. рублей по ущербу, причиненному учреждению хищением имущества. Списание дебиторской задолженности, по объяснению главного бухгалтера, не было произведено по причине отсутствия основания для списания. В ходе проверки направлен запрос в отдел МВД России по Павловскому району от 05.09.2014 № 480 с просьбой о выдаче справки по материалам расследования хищения.
Выборочной проверкой учета и обоснованности расчетов с подотчетными лицами установлено, что в проверяемом периоде допущено нарушение п. 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749: при направлении работников в командировку аванс на оплату расходов не выдавался.

Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия установлено, что деятельность учреждения соответствует основным целям его создания. Санаторий оказывает услуги по санаторно-курортному лечению детей и подростков. В то же время в учреждении установлены нарушения в части неправомерно выплаченных сумм главному врачу санатория, нецелевого использования средств областного бюджета, направленных на оказание услуг по питанию лицам, приобретавшим путевки на коммерческой основе; нарушения трудового законодательства (ст. 329 ТК РФ) по неправомерной занятости штатных ставок водителей по внутреннему совместительству.

Предложения:
В целях устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление БУЗ ВО "Павловский санаторий для детей с родителями им. И.Г. Менжулина" и информационное письмо в департамент здравоохранения Воронежской области.

Аудитор
В.В.РОДЮКОВА

Руководитель проверки
О.В.ЭПШТЕЙН


------------------------------------------------------------------