Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.09.2014 по делу N А14-7681/2014 <В удовлетворении заявленных требований общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений отказано, так как заявителем не обеспечено исправное состояние отопительных приборов и оконных заполнений на лестничных клетках подъездов жилого дома, а также допущено повреждение цементного пола лестничной клетки>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2014 г. по делу № А14-7681/2014
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Р" (далее - ООО УК "Р", заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления № 614 от 04.06.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
Определением суда от 31.07.2014 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Через канцелярию суда 19.08.2014 Государственная жилищная инспекция Воронежской области представила отзыв, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
В материалы дела от заявителя 26.08.2014 (согласно отметке канцелярии) поступило ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
Арбитражным судом Воронежской области 27.08.2014 вынесено определении о рассмотрении дела по общим правилам административного производства, предварительное судебное заседание назначено на 23.09.2014.
Предварительное судебное заседание с учетом мнения лиц, участвующих в деле, окончено 23.09.2014, в порядке ст. 137 АПК РФ суд перешел к судебному разбирательству.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Административный орган не согласен с требованиями заявителя, ссылаясь на правомерность оспариваемого постановления, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 23.09.2014 объявлен перерыв до 29.09.2014 г.
Как следует из материалов дела, 10.12.2013 государственной жилищной инспекцией Воронежской области, на основании приказа № 1353 от 28.04.2014, была проведена выездная внеплановая проверка с целью проверки обращения жильцов дома <...> по <...> (№ 2638 от 10.04.2014) по факту нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, связанных с ненадлежащим исполнением обязанностей по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, находящегося на обслуживании ООО УК "Р".
В соответствии с п. 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 09.09.2013 № 799, Государственная жилищная инспекция Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Уведомлением от 28.04.2014 № 1459-13 Общество извещено о времени и месте проведения проверки и одновременно о составлении протокола об административном правонарушении (получено 28.04.2014 нарочно Д.О., л.д. 37), что признано заявителем в ходе рассмотрения дела.
Государственным жилищным инспектором в присутствии представителя Общества - Д.А. 20.05.2014 проведена проверка, составлен акт № 1655 (л.д. 50 - 53), согласно которому в содержании жилого дома <...> по <...> допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), выразившиеся, в следующем:
- не обеспечено исправное состояние отопительных приборов на лестничных клетках подъездов <...> (обрезаны трубопроводы, отсутствуют отопительные приборы) (п. 3.2.2, 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1 Правил № 170);
- не обеспечено исправное состояние оконных заполнений лестничных клеток подъездов <...> (частично отсутствуют вторые рамы и остекление) (п. 4.8.14 Правил № 170);
- повреждение цементного пола на первом этаже лестничной клетки подъезда 2 (выбоины, разрушение цементного слоя) (п. 4.4.1, 4.4.15 Правил № 170).
Административным органом выдано предписание № 636 от 20.05.2014 о выполнении работ по выявленным нарушениям, действующих нормативно-технических требований по использованию, содержанию и эксплуатации жилищного фонда, придомовых территорий, гостиниц, связанных с ними объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг, на основании которого заявителю предписано устранить выявленные нарушения сроком до 15.10.2014 (л.д. 54 - 57).
В отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, 20.05.2014 должностным лицом составлен протокол № 765 об административном правонарушении (л.д. 58 - 59), ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Протокол направлен заявителю с сопроводительным письмом № 2024-16 от 26.05.2014 (л.д. 60).
Уведомлением от 27.05.2014 № 514п-17 заявителю сообщено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (получено 02.06.2014, л.д. 61).
На основании указанного материала 04.06.2014 врио руководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области К.В. с участием законного представителя Общества - директора С.С. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 614 о привлечении ООО УК "Р" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000,00 руб. (л.д. 63 - 64), которое получено заявителем 10.06.2014 (уведомление Почты России, л.д. 65).
ООО УК "Р" не согласилось с данным постановлением, что и послужило основанием для обращения в суд 26.06.2014 с заявленными требованиями. При этом заявитель ссылается на отсутствие его вины, недостаточность денежных средств, а также на то, что работы по ремонту системы отопления являются капитальным ремонтом, что не входит в обязанности Общества.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как видно из материалов дела, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок для обращения с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Оспариваемое постановление о привлечении ООО УК "Р" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ вынесено врио руководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области К.В. в рамках его полномочий.
На основании статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения в данном случае составляют действия либо бездействие, в результате которых лицом, ответственным за содержание домов, не соблюдаются закрепленные в нормативных правовых актах правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно п. 1.1 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (п. 1.2 ст. 164 ЖК РФ).
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Пунктами N№ 10, 11, 13, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 (далее - Правила № 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Управляющая организация должна производить осмотры общего имущества, обеспечивающие своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, осуществлять текущее содержание и текущий ремонт общего имущества дома. Управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 года № 5176, опубликованы в "Российской газете" № 214 от 23.10.2003 года и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно разделу II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии с 3.2.2 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках;
- требуемое санитарное состояние лестничных клеток;
- нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Согласно п. 5.1.1 Правил № 170 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны:
проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу;
своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования;
совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность;
внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем;
широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации.
Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями (п. 5.1.2 Правил № 170).
В соответствии с п. 4.8.14 Правил № 170 в отношении технического обслуживания лестничных клеток установлено:
- должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки;
- помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С;
- должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц;
- рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега;
- входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку;
- устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов;
- восстановление защитно-отделочных покрытий;
- периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях (п. 4.4.1 Правил № 170).
Согласно п. 4.4.15 Правил № 170 заделка разрушенных мест в цементных, мозаичных и асфальтовых полах должна производиться слоями той же толщины и из тех же материалов, что и ранее уложенные полы. Поверхность основания под полы должна быть прочной, насеченной, очищенной от пыли, а также увлажненной (под асфальтовые полы основание не увлажняется). Отремонтированные места цементных полов на вторые сутки следует зажелезнить цементом.
В соответствии с п. 11 приложения № 7 к Правилам № 170 установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные, относится к текущему ремонту.
Факт наличия у заявителя обязательств, связанных с содержанием, текущим ремонтом многоквартирного жилого дома № <...> по <...> ООО УК "Р", подтверждается протоколом № 2 от 12.03.2012 года внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанном адресу, договором № 5/34 от 22.03.2012 управления многоквартирным домом (далее - договор) и не оспаривается последним.
В соответствии с вышеуказанным договором, заключенным между ООО УК "Р" и собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <...>, заявитель обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и лицам, пользующимся на законном основании помещениями в этом доме, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Пунктом 1.3 договора стороны определили состав общего имущества многоквартирного дома, в которые в том числе входят помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудования (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с п. п. 3.1.2, 3.1.3 договора управляющая компания обязана обеспечивать содержание общего имущества, с учетом его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния, а также осуществлять в объемах фактического финансирования текущий ремонт общего имущества согласно перечню работ и услуг. Управляющая компания обязуется проверять техническое состояние общего имущества.
В Перечне услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, установленном приложением № 2 к договору № 5/34 от 22.03.2012, указано, что Управляющая компания обязана осуществлять:
- замену разбитых стекол окон и дверей в помещения общего пользования - 1 раз в год (п. 1 Перечня);
- регулировку, промывку, испытание систем центрального отопления, утепления бойлеров, утепление и прочистку дымоотводящих каналов, проверку состояния продухов в цоколях зданий, ремонт и утепление наружных водоразборных кранов и колонок, ремонт и укрепление входных дверей (п. 2 Перечня);
- текущий ремонт (в объемах финансирования) общедомовых инженерных сетей отопления - по мере необходимости на основании дефектных ведомостей (п. 4 Перечня);
- аварийное обслуживание - ежедневно (п. 21 Перечня).
Договор вступает в законную силу с момента его подписания сторонами и действует в года (п. 7.1 договора). Согласно п. 7.2 договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок, если за месяц до окончания срок его действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении.
В приложении № 1 к договору определен перечень услуг (работ) по управлению многоквартирным домом, в том числе планирование необходимых расходов по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, заключение договоров с подрядными организациями.
Следовательно, именно ООО УК "Р" является лицом, ответственным за содержание и обслуживание указанного жилого дома.
Выявленные в ходе проверки недостатки технического содержания жилого дома, отраженные в акте, не опровергнуты достоверными доказательствами заявителя, их наличие фактически им признаются.
Виновное бездействие заявителя, выразившееся в невыполнении им указанных обязательных требований по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обоснованно квалифицировано административным органом по статье 7.22 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании частей 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из обращения собственников жилых помещений многоквартирного дома № <...>, указанные выше дефекты общего имущества имеют место в течение длительного периода времени, что нарушает права жильцов на благоприятные, безопасные условия проживания.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 года № 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома, как объекта, и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя возможности для соблюдения Правил № 170 при содержании жилого дома № <...> по <...>, а также принятие им всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях ООО УК "Р" вины.
В связи с вышеизложенным довод заявителя о том, что установка приборов отопления (радиаторов), обеспечение исправного состояния приборов, восстановление обрезанных трубопроводов является капитальным ремонтом, признается судом неправомерным.
С учетом правового статуса управляющей компании, вида ее предпринимательской деятельности, как специализированной коммерческой организации, осуществляющей управление многоквартирными домами на платной основе (получение денежных средств от собственников на содержание и текущий ремонт жилого дома), ссылка заявителя на отсутствие его вины ввиду отсутствия необходимого финансирования признается несостоятельной.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, в ходе рассмотрения дела не выявлено. Указанные обстоятельства не оспариваются заявителем.
Требования ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по организации и проведению внеплановой проверки ГЖИ Воронежской области соблюдены.
Такое основание проведения внеплановой проверки, как поступление обращений и заявлений граждан о нарушение их прав потребителей, содержится в п. п. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона. Согласование проведения проверки с органом прокуратуры, исходя из положений ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в данном случае не требуется.
О проведении внеплановой выездной проверки заявитель уведомлялся административным органом своевременно до начала ее проведения согласно ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений.
Вместе с тем, Общество ссылается на малозначительность совершенного им правонарушения в части не выполнения обязанностей по обеспечению исправного состояния оконных заполнений лестничных клеток подъездов <...>, не устранения повреждений цементного пола на 1 этаже лестничной клетки подъезда <...>.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 10) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Оценив совершенное правонарушение, суд указывает, что действия Общества по не выполнению обязанностей по обеспечению исправного состояния оконных заполнений лестничных клеток подъездов <...>, устранения повреждений цементного пола на 1 этаже лестничной клетки подъезда <...>, содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения.
Существенная угроза правоохраняемым интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности.
С учетом объективной стороны совершенного заявителем правонарушения по необеспечению исправного состояния отопительных приборов на лестничных клетках подъездов <...>, нарушением требований жилищного законодательства в течение длительного периода времени оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в части совершения вышеуказанного правонарушения не имеется.
Частичное устранение заявителем выявленных нарушений после проведения проверки (л.д. 62) может признаваться смягчающим вину обстоятельством, но не является основанием для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений в виде взыскания штрафа в минимальном размере предусмотренной санкции - 40000,0 руб.
Руководствуясь статьями 1, 1.5, 2, 2.1, 7.22 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, статьями 65, 69, 71, 167 - 170, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Р" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 04.06.2014 года № 614 о привлечении к административной ответственности по основаниям ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в 19-й Арбитражный Апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.
------------------------------------------------------------------