Решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.10.2014 по делу N А14-5197/2014 <Заявленные требования о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, удовлетворены, так как им реализовывались детские товары без указания сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. по делу № А14-5197/2014
(извлечение)
Управление Роспотребнадзора по Воронежской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя С. (далее - ИП С.) за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ.
Определением суда от 27.05.2014 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 22.07.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Предварительное судебное заседание окончено 02.09.2014, в порядке ст. 137 АПК РФ суд перешел к судебному разбирательству в данном судебном заседании.
Все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания 02.09.2014 извещены надлежащим образом.
В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие извещенной неявившейся ИП С.
ИП С. явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени судебного заседания извещена.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 01.10.2014. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.
При рассмотрении дела установлено, что на основании распоряжения (приказа) руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области № 1112 от 07.04.2014 специалистом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Воронежской области с 11.04.2014 по 16.04.2014 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ИП С. законодательства о защите прав потребителей Российской Федерации в магазине, расположенном по адресу: <...>.
По результатам проверки составлен акт проверки № 1112 от 16.04.2014.
Проверкой установлено, что в магазине реализуются швейные изделия для детей и подростков страна происхождения Турция с маркировками "WANEX" толстовки 37 ед. на сумму 25500 руб., спортивные костюмы 13 ед. на сумму 27300 руб., рубашки детские 8 ед. на сумму 9200 руб.; с маркировками "Luni life" туники 10 ед. на сумму 14500 руб., платья 26 ед. на сумму 31500 руб.; с маркировками "FULL Girls" платья 36 ед. на сумму 71640 руб., толстовки 7 ед. на сумму 6930 руб.; с маркировкой "Cofi" джинсы 15 ед. на сумму 33000 руб.; с маркировкой "Lajudi" кофточки 3 ед. на сумму 2900 руб., платья 20 ед. на сумму 32000 руб., всего 217 ед. на сумму 380000,00 руб. без информации о наименовании товара, фирменном наименовании (наименовании) изготовителя, его местонахождении, информации об импортере и его адресе, основных потребительских свойствах в нарушение п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 55 от 19.01.1998 (далее - Правила).
Главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в отношении ИП С. составлен протокол об административном правонарушения № 001694 от 26.04.2014 по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ за реализацию продукции без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд находит требования Управления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения и интересы организаций и граждан в сфере продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Объективную сторону правонарушения образует действие, выраженное в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Субъектом данного правонарушения выступают юридические и должностные лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии со статьей 18 указанного Закона подтверждение соответствия осуществляется, в том числе, в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров; содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг.
Статьей 20 Закона предусмотрено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (пункт 1). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (пункт 2). Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации (пункт 3).
В сопроводительной документации должны указываться сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии (пункт 2 статьи 28 Закона о техническом регулировании).
В свою очередь, пунктом 1 статьи 46 вышеназванного Закона предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей указанным в этой норме целям (одной из которых является предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей).
В силу пункта 4 статьи 7 Закона о защите прав потребителей, если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Обязанность продавца предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) предусмотрена статьями 8 и 10 Закона о защите прав потребителей.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи).
В соответствии с пунктом 12 указанных Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
- сертификат или декларация о соответствии;
- копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В силу вышеуказанных норм при продаже товара продавец обязан иметь сопроводительные документы на товар (товарную накладную) с указанием сведений о сертификате или декларации о соответствии и не допускать к продаже товар при отсутствии такой информации в сопроводительных документах.
Информация предоставляется потребителю для решения вопроса о заключении договора купли-продажи. Таким образом, момент совершения правонарушения не связан с фактом реализации товара.
К документам, подтверждающим соответствие продукции техническим регламентам, стандартам, Закон о техническом регулировании относит декларацию о соответствии и сертификат соответствия.
Согласно статье 12 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (далее - ТР ТС 007/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797, перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре обязательной оценки (подтверждению) соответствия требованиям настоящего технического регламента, которая осуществляется в форме государственной регистрации с последующим декларированием соответствия, декларирования соответствия или сертификации.
Учитывая положения указанных правовых норм, суд полагает, что реализуемые ИП С. детские товары, подлежат обязательному подтверждению соответствия, которое осуществляется в форме декларирования.
Между тем, как видно из представленных материалов дела, предприниматель в нарушение вышеуказанных норм осуществляло реализацию детских товаров в отсутствие указания сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, то есть с нарушением требований законодательства, ответственность за которое установлена статьей 14.45 КоАП РФ.
Вместе с тем, сертификат соответствия или декларация соответствия и товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям, должны находиться непосредственно в месте розничной продажи товаров, поскольку продавец обязан по первому требованию потребителя представлять данные документы.
В объяснениях, данных в протоколе № 001694 об административном правонарушении от 16.04.2014 ИП С. указала, что с нарушениями согласна.
Факт реализации индивидуальным предпринимателем детских товаров (перечень товаров приведен в акте проверки) подтверждается имеющимися в деле доказательствами: актом проверки № 1112 от 16.04.2014, протоколом об административном правонарушении № 001694 от 16.04.2014, подписанным ИП С. не отрицавшей отсутствия в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, и не оспорен ответчиком по существу.
Управление Роспотребнадзора по Воронежской области обоснованно квалифицировало совершенное предпринимателем правонарушение по статье 14.45 КоАП РФ.
Из части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП).
По смыслу данных норм для привлечения к административной ответственности, в том числе за административное правонарушение по статье 14.45 КоАП РФ, необходима совокупность доказанных фактов, а именно: нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, совершение им противоправных действий (бездействия), виновность в совершении этих действий.
В рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших обществу исполнить требования законодательства, не установлено, вследствие чего деяние ответчика в соответствии со статьями 1.5, 2.4 КоАП РФ, является виновным.
Вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана материалами дела и состоит в том, что лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть в силу своего статуса предпринимателя, осуществляющего деятельность на свой риск.
Изложенное свидетельствует о наличии в деянии ИП С. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено. ИП С. заблаговременно извещена о месте и времени проведения проверки (л.д. 12).
Давностный срок привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП, на момент вынесения данного решения не истек.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.45 Кодекса, совершенные как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.
При изложенных обстоятельствах Управление Роспотребнадзора по Воронежской области правомерно обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении ИП С. к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Эти обстоятельства должны быть доказаны независимо от того, ходатайствует ли кто-либо об их выяснении. Перечень смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств содержится в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
В данном случае вменяемое ответчику правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством.
Соблюдение данных требований направлено на охрану здоровья, благополучие населения, в том числе на защиту прав потребителей.
Устанавливая особые требования к производству и реализации продукции, государство исходит из необходимости обеспечения безопасности указанной продукции, то есть исключения недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
С учетом исследованных обстоятельств дела, при наличии смягчающих ответственность обстоятельств - совершение ответчиком правонарушения впервые и при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, суд считает необходимым привлечь ИП С. к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ и применить с учетом ст. 2.4 КоАП РФ административное наказание в виде взыскания минимального размера штрафа, предусмотренного данной нормой - 20000 рублей.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в соответствии с действующим законодательством заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 2.1, 2.4, ч. 1 ст. 14.43, 23.1 КоАП РФ, ст. ст. 29, 65, 66, 71, 156, 167 - 170, 176, 202, 205, 206 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
заявление Управления Роспотребнадзора по Воронежской области № 05/4873-05-14 от 22.04.2014 удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя С. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>; <...>, место рождения: <...>, проживающую по адресу: <...>, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 21.11.2003 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде взыскания административного штрафа в сумме 20000,00 руб.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Воронежской области (Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) счет 40101810500000010004 ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области, БИК 042007001, ИНН 3665049192, ОКАТО 20401385000, КПП 366501001, на код 14111628000010000140.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, г. Воронеж, ул. Платонова, д. 8, через Арбитражный суд Воронежской области.
------------------------------------------------------------------