Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 16.10.2014 N 2.3-2014 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и I полугодии 2014 года на реализацию региональной программы "Развитие сельского хозяйства Воронежской области на 2013 - 2020 годы" и государственной программы Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка" в части предоставления субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в с/х потребительских кооперативах, сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским хозяйствам и организациям потребительской кооперации"
Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 16 октября 2014 года № 18 (133)
ОТЧЕТ № 2.3-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2013 ГОДУ И I ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА
НА РЕАЛИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРОИЗВОДСТВА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
И ИНФРАСТРУКТУРЫ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА" В ЧАСТИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ НА УПЛАТУ
ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТАМ, ПОЛУЧЕННЫМ В РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, И ЗАЙМАМ, ПОЛУЧЕННЫМ В С/Х ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
КООПЕРАТИВАХ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ,
ОРГАНИЗАЦИЯМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НЕЗАВИСИМО
ОТ ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ, КРЕСТЬЯНСКИМ
(ФЕРМЕРСКИМ) ХОЗЯЙСТВАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.3 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 18.08.2014 № 57.
Цель контрольного мероприятия: законность и результативность использования бюджетных средств в части предоставления субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам.
Проверенный объект и оформленный акт: департамент аграрной политики - акт № 2.3-2014 от 25.09.2014.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 25.08.2014 по 30.09.2014.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Изучение нормативно-правовых и распорядительных актов федеральных и региональных органов власти по организации предоставления субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам.
2. Анализ распорядительной документации департамента аграрной политики Воронежской области по организации приемки от сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянских (фермерских) хозяйств и организаций потребительской кооперации необходимых документов на получение субсидий.
3. Своевременность и полнота предоставления заемщиками пакета документов департаменту аграрной политики Воронежской области для получения возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам.
4. Соответствие объемов выданных субсидий утвержденным лимитам, своевременность и полнота перечисления субсидий.
5. Соблюдение условий и нормативов определения предоставляемых сельхозтоваропроизводителям области размеров субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов, установленных постановлениями правительства Воронежской области: от 27.02.2013 № 138, от 03.04.2013 № 267, от 03.04.2013 № 265, от 11.03.2013 № 155, от 07.02.2014 № 92, от 28.03.2014 № 256, от 06.03.2014 № 192, от 10.04.2014 № 305.
Результаты контрольного мероприятия
Общие положения
Отраслевым и уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, в компетенции которого находится использование бюджетных средств на реализацию региональной программы "Развитие сельского хозяйства Воронежской области на 2013 - 2020 годы" (далее по тексту - региональная программа, РП) и государственной программы Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка" (далее - государственная программа, ГП) в части предоставления субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в с/х потребительских кооперативах, сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации из областного бюджета, за проверяемый период являлся департаментом аграрной политики Воронежской области (далее по тексту - Департамент, ДАП ВО).
В проверяемом периоде на реализацию РП и ГП направлено 7036100 тыс. рублей, в том числе:
- в 2013 году - 4405083,9 тыс. рублей (из них за счет средств федерального бюджета - 3737981,2 тыс. рублей, областного - 667102,7 тыс. рублей);
- за I полугодие 2014 года - 2631016,1 тыс. рублей (из них федеральный бюджет - 1803036,1 тыс. рублей, областной - 827980,1 тыс. рублей).
Данная государственная поддержка оказывалась по следующим направлениям:
- возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие животноводства и растениеводства (государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства и животноводства и переработки, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства и животноводства);
- возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие животноводства и растениеводства;
- возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования;
- возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным КФХ на приобретение неплеменного молодняка КРС на срок от 2 до 5 лет;
- компенсация части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на приобретение новой с/х техники зарубежного производства;
- субсидии по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет.
По каждому указанному выше виду государственной поддержки постановлениями правительства Воронежской области ежегодно утверждены порядки предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (далее - Порядки). Согласно Порядкам в обязанности ДАП ВО входит регистрация документов на получение субсидий в специальных журналах.
На дату проведения настоящей проверки в журналах не отражаются перечни представленных документов, количество приложений. На документах сельхозтоваропроизводителей не делается отметка о поступлении их в Департамент, содержащая очередной порядковый номер и дату поступления документа, что не отвечает рекомендуемым требованиям государственного стандарта РФ (ГОСТ Р 6.30-2003 п. 3.29), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст.
В ходе проверки соответствия объемов выделенных субсидий утвержденным лимитам установлено, что средства в сумме 20570,8 тыс. рублей, предназначенные для предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства в 2013 году, были возвращены в Минсельхоз. Это обусловлено тем, что не проводились в Минсельхозе России заседания комиссии по вопросам кредитования АПК, в связи с чем не был произведен отбор инвестиционных проектов и ДАП ВО не принимал пакеты документов к субсидированию. В марте 2014 года неиспользованный остаток средств вновь поступил в ДАП ВО. В результате по объективным причинам сельскохозяйственные организации не получили в 2013 году государственную поддержку на указанную сумму.
Обеспечение законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам
По краткосрочным кредитам на развитие растениеводства и животноводства
В проверяемом периоде субсидии предоставлялись на основании Порядков, утвержденных постановлениями правительства Воронежской области от 27.02.2013 № 138 и от 07.02.2014 № 92. На субсидирование процентных ставок по данным кредитам в 2013 году Департаментом использовано 1834361,1 тыс. рублей. Выплачено субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в сумме 1607031,4 тыс. рублей, по кредитам на развитие животноводства и переработке продукции животноводства - 227329,7 тыс. рублей. В I полугодии 2014 года израсходовано 666241 тыс. рублей, в том числе на развитие растениеводства - 548445,5 тыс. рублей, животноводства - 117795,5 тыс. рублей. Согласно журналам регистрации в 2013 году принято 591 заявление на получение субсидий, за I полугодие 2014 года - 187 заявлений.
Проверкой установлен факт неправильного применения ставок для определения суммы государственной поддержки по краткосрочным кредитам в 2013 году. Так, ЗАО "Хреновской конный завод" возмещена часть процентной ставки по кредитному договору на приобретение ГСМ, семян, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, запчастей и т.д. из расчета 80% ставки рефинансирования ЦБ РФ за счет средств федерального бюджета и 5% ставки рефинансирования ЦБ РФ за счет средств областного бюджета. Однако, в связи с тем что данная организация осуществляет деятельность по производству мяса КРС и молока, следовало применить 100% ставки рефинансирования и 3% сверх ставки рефинансирования соответственно (п. 5а, п. 6а Порядка, утвержденного постановлением от 27.02.2013 № 138). В результате данное хозяйство недополучило 856,8 тыс. рублей, в том числе: 326,4 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и 530,4 тыс. рублей - областного бюджета.
Проверкой также выявлено, что за ИП Глава КФХ "Князев А.В." по состоянию на начало июля 2014 года ссудная задолженность полностью погашена, однако в отчетности "О расходах бюджета субъекта РФ..." задолженность за указанным хозяйством числится в размере 21164,7 тыс. рублей.
Аналогичные факты установлены в 2013 году по краткосрочным и инвестиционным кредитам на общую сумму 12876,6 тыс. рублей (организации - ИП Глава КФХ "Жуков Д.В." и КФХ "Чернозем Тринеева И.С.").
Приведенные факты свидетельствуют об искажении отчетных данных, предоставляемых в Минсельхоз РФ, которые являются основанием для составления отчетности в Минфин РФ.
По инвестиционным кредитам на развитие животноводства и растениеводства
В проверяемом периоде субсидии указанного вида предоставлялись на основании Порядка, утвержденного постановлениями правительства Воронежской области от 27.02.2013 № 138 и от 07.02.2014 № 92.
Общая сумма субсидий, предоставленных на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), в проверяемом периоде составила 4363521,2 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 2441719,7 тыс. рублей, из них: 2025254,4 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 416465,3 тыс. рублей - средства областного бюджета. За полугодие 2014 года общая сумма государственной поддержки, вместе с субсидиями на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства, составила - 1921801,5 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 1386132,4 тыс. рублей, областного бюджета - 535669,1 тыс. рублей.
За проверяемый период государственную поддержку данного вида получили 2695 сельскохозяйственных организаций, в том числе: в 2013 году - 1558 организаций (из них: в отрасли растениеводства - 1125, животноводства - 433), за I полугодие 2014 года - 1137 с/х организаций (из них: в отрасли растениеводства - 552, животноводства - 585).
Проведена проверка отдельных актов выполненных работ получателей субсидий - ООО "Заречное" Рамонского района и ООО "Аннинский элеватор", в результате которой завышений стоимости работ не установлено.
Расчеты субсидий по названным хозяйствам осуществлялись в соответствии с Порядками.
В ходе проверки выявлен факт, когда государственная поддержка не оказала положительного эффекта для развития деятельности сельхозтоваропроизводителя. В частности, в 2013 году ИП Глава КФХ "Броян С.В." Новоусманского района предоставлена государственная поддержка на уплату процентов по инвестиционным кредитам в сумме 6352,5 тыс. рублей (5223,4 тыс. рублей - федеральный бюджет, 1129,1 тыс. рублей - областной бюджет). Хозяйством приобретена племенная продукция и осуществлялось строительство, реконструкция и модернизация ферм. Согласно представленной информации ДАП ВО по состоянию на 01.01.2014 и 01.09.2014 по численности поголовья с/х животных и объемам производства продукции животноводства показатели хозяйства снизились до нулевой отметки. Согласно объяснениям сотрудников ДАП ВО на территории данного хозяйства было выявлено заболевание бруцеллезом крупного рогатого скота. Причины заболеваемости не представлены (за 2012 год ИП Глава КФХ "Броян С.В." предоставлена государственная поддержка по субсидированию - 30091,7 тыс. рублей, в том числе: 21092,3 тыс. рублей - федеральный бюджет, 8999,4 тыс. рублей - областной бюджет). В мае 2013 года документы, являющиеся основанием для начисления и выплаты субсидий по кредитному договору от 17.03.2011, изъяты УФСБ России по Воронежской области.
По долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования
При проверке данного вида субсидий установлено, что в нарушение п. 5 ст. 78 БК РФ в 2013 году соглашения о предоставлении субсидий индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) Департаментом не заключались. Условия о необходимости заключения соглашений не предусматривались и Порядками, принятыми с целью предоставления государственной поддержки в 2013 году. В 2014 году данное нарушение не повторялось - приказом ДАП ВО от 11.02.2014 утверждена форма соглашения о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства на 2014 год, в соответствии с которой с физическими лицами (ЛПХ) были заключены необходимые соглашения.
Выборочной проверкой результативности использования бюджетных средств выделенных на субсидирование процентных ставок отдельных хозяйств, установлено, что К(Ф)Х Жуков Д.В. Острогожского района в 2013 году получило субсидию в размере 460,3 тыс. рублей (395,6 тыс. рублей - федеральный бюджет, 64,7 тыс. рублей - областной бюджет) на субсидирование процентов по кредитным договорам на приобретение кормов. По показателям деятельности на начало 2013 года хозяйство имело поголовье свиней в количестве 3799 голов и объем производства продукции - 5793 ц. По итогам 9 месяцев 2014 года оба показателя равны нулю. За 2 года КФХ предоставлено субсидий по данному виду государственной поддержки на общую сумму 2162,8 тыс. рублей, в том числе в 2012 году - 1702,5 тыс. рублей (1424 тыс. рублей - федеральный бюджет, 278,5 тыс. рублей - областной бюджет). В итоге несмотря на оказанные меры господдержки развитие хозяйства не осуществляется.
По кредитам, полученным на приобретение неплеменного молодняка крупного рогатого скота
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение неплеменного молодняка крупного рогатого скота, предоставлялись за счет средств областного бюджета в целях возмещения части затрат крестьянским (фермерским) хозяйствам на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях после 01 января 2011 года на срок от 2 до 5 лет. Размер субсидии составлял 100% ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, действующей на дату заключения кредитного договора.
В 2013 году на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам направлено 501,9 тыс. рублей (100% годового лимита), за I полугодие 2014 года - 504,6 тыс. рублей (90,1% годового лимита - 560 тыс. рублей). Проверкой соблюдения нормативов определения предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам размеров субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов нарушений не установлено. За проверяемый период к субсидированию представлены 8 кредитных договоров, заключенных крестьянско-фермерскими хозяйствами в период 2011 - 2012 годов на сумму 9242 тыс. рублей За счет данных средств К(Ф)Х приобретены 238 голов неплеменного молодняка крупного рогатого скота.
По оперативной информации, представленной Департаменту органами управления АПК муниципальных районов области, за 2013 год и I полугодие 2014 года поголовье КРС, используемое в мясном скотоводстве, в субсидируемых К(Ф)Х составило 984 и 1511 голов соответственно, в том числе маточное поголовье - 234 и 713 голов, что свидетельствует о положительной динамике.
По инвестиционным кредитам на приобретение новой с/х техники зарубежного производства
Финансовая поддержка на компенсацию части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на приобретение новой с/х техники зарубежного производства в проверяемом периоде осуществлялась на основании Порядков, утвержденных постановлениями правительства Воронежской области от 03.04.2013 № 267 и от 28.03.2014 № 256.
Порядок предоставления субсидий устанавливает право на получение субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), которые приобрели сельскохозяйственную технику зарубежного производства за счет средств инвестиционных кредитов, полученных в 2009 - 2012 годах в российских кредитных организациях на срок до 10 лет. Ставка субсидии установлена в размере 100% ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, действующей на дату заключения кредитного договора. Государственная поддержка осуществляется исключительно из средств областного бюджета.
В 2013 году предоставлено субсидий 29 сельскохозяйственным организациям на общую сумму 60860,9 тыс. рублей, в 2014 году - 8 организациям на сумму 2273,3 тыс. рублей.
Выборочная проверка полноты представленных документов для получения субсидий показала, что в отдельных случаях в заявлениях сельхозтоваропроизводителей и справках-расчетах отсутствовала дата составления и (или) подачи документов, что не позволяло проверить своевременность регистрации документов в специальном журнале.
Выборочной проверкой результативности предоставленной государственной поддержки (ООО "ЭкоНиваАгро" Лискинского района, СПК "Староникольский" Хохольского района, глава К(Ф)Х ИП Князев А.В. Хохольского района, К(Ф)Х "Ключи" Репьевского района) на предмет наличия самоходной техники установлено, что по состоянию на 26.09.2014 приобретенная организациями за счет инвестиционных кредитов сельскохозяйственная техника имеется в наличии и числится за указанными хозяйствами (по данным управления государственного технического надзора Воронежской области). Нарушений при начислении субсидий не установлено.
По инвестиционным кредитам на срок до 10 лет
Государственная поддержка в виде предоставления субсидий из областного бюджета на оплату части процентов по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями агропромышленного комплекса в российских кредитных банках, для реализации инвестиционных проектов на территории Воронежской области за проверяемый период регламентировалась Законами Воронежской области от 07.07.2006 № 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" и от 08.06.2012 № 80-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Воронежской области на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа), а также постановлениями правительства Воронежской области от 03.04.2013 № 265 и от 06.03.2014 № 192, утверждающими порядок предоставления субсидий в 2013 и 2014 годах. Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам предусмотрено за счет средств областного бюджета ежемесячно в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату заключения кредитного договора.
В 2013 году субсидии получили 6 предприятий АПК на общую сумму - 10000 тыс. рублей, за I полугодие 2014 года - 2 предприятия на сумму - 4550 тыс. рублей (за период реализации проектов с 2010 - 2014 годы и 2012 - 2016 годы).
Наиболее крупными получателями государственной поддержки в проверяемом периоде являлись:
- ООО "ОЛСАМ" (5011,4 тыс. рублей - 2013 год, 1596,3 тыс. рублей - 2014 год), реализующее проект по модернизации маслоэкстракционного комплекса на базе завода по переработке подсолнечника, расположенного в с. Новая Усмань, стоимостью 610000 тыс. рублей;
- глава К(Ф)Х "Борть" ИП Бородкин Н.В. - 2507,3 тыс. рублей (2013 год), проект - модернизация существующего производства по переработке с/х продукции в Семилукском районе - 112000 тыс. рублей.
Выборочной проверкой правильности произведенных расчетов для выплаты субсидий указанным хозяйствам нарушений не установлено.
Субсидии предоставлялись ДАП ВО на основании представленных инвесторами документов - отчетности, справок из налоговых органов, справок об отсутствии задолженности по заработной плате и др. Следует отметить, что справки об отсутствии задолженности перед персоналом инвесторами предоставлялись единовременно - в момент подачи заявления о возмещении затрат на уплату процентов. В п. 4 ст. 12 Закона Воронежской области № 67-ОЗ, а также в Порядке говорится, что "...инвесторы не вправе претендовать на государственную поддержку... в случае... задолженности по заработной плате...".
Однако Порядком не предусмотрено предоставление документа, подтверждающего отсутствие задолженности по заработной плате, и периодичность его предоставления.
Общим условием предоставления всех видов государственной поддержки является то, что право на получение субсидий имеют организации, не находящиеся в стадии ликвидации, несостоятельности (банкротства), при отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.
Порядками предусмотрено, что заемщик, получатель субсидий вправе представить по собственной инициативе справку налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам. В случае если заемщик не представил по собственной инициативе указанный документ, ДАП ВО посредством межведомственного запроса запрашивает и получает от Федеральной налоговой службы сведения о наличии (об отсутствии) у заемщика задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушения законодательства РФ о налогах и сборах (кроме ЛПХ). Проверка показала, что информацию о задолженности по налоговым платежам ДАП ВО получал от с/х организаций лишь в момент подачи заявления для получения права на государственную поддержку. Межведомственные запросы о налоговой задолженности со стороны ДАП ВО по мере предоставления субсидий не осуществлялись, что является нарушением условий Порядков. При этом выплата субсидий производится ежемесячно и длится по одному кредитному договору до полного его погашения (от 6 мес. до 10 лет). В результате в 2013 году и I полугодии 2013 года субсидии предоставлялись с нарушением требований нормативных документов. Следствием данного нарушения явилось то, что отдельные должники по налогам продолжали субсидироваться. Например, ООО "Бородино" Терновского района при наличии задолженности по налоговым платежам (подтверждение - отчетные данные хозяйства) в 2013 году получило субсидии на общую сумму 575,5 тыс. рублей за счет средств федерального и областного бюджетов по инвестиционным и краткосрочным кредитам. По показателям деятельности хозяйства установлено, что на момент проверки оно не функционирует. По представленным данным ДАП ВО, на начало 2014 года поголовье с/х животных в хозяйстве отсутствовало.
При наличии задолженности по налоговым платежам осуществлялось субсидирование ЗАО "Ойл Продакшн" Верхнехавского района: согласно представленной информации задолженность по налогам за организацией числилась как в 2012 году, так и в 2013 году. За 2013 год хозяйству выплачено за счет средств федерального и областного бюджетов по краткосрочным кредитам 40207,7 тыс. рублей. В октябре 2013 года УФСБ России по Воронежской области в ДАП ВО изъяты документы по данному ЗАО, послужившие основанием для начисления и выплаты субсидий по кредитным договорам. ООО "Таурус" (Аннинский район): при имеющейся задолженности по налогам в 2013 и 2014 годах хозяйство просубсидировано по краткосрочному и инвестиционному кредиту на сумму 36875,2 тыс. рублей.
В результате с нарушением условий Порядков предоставлено субсидий на сумму 77658,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 65630,7 тыс. рублей, областного бюджета - 12027,7 тыс. рублей.
Порядки предоставления субсидий из областного бюджета формируются и утверждаются ежегодно, на один год. Каждый порядок предусматривает перечень документов, предоставляемых для получения субсидии в данном календарном году, при этом они не содержат указания о пролонгации условий предыдущего Порядка для сельскохозяйственных организаций, подавших заявление ранее. В нарушение положений Порядков в 2013 году и I полугодии 2014 года выплачивались субсидии без предоставления предусмотренного пакета документов. В Порядках, принятых в 2014 году, предусмотрено, что в случае принятия положительного решения о предоставлении субсидий в течение 10 дней с даты принятия решения заключается соглашение между ДАП ВО и получателем субсидии о предоставлении субсидии, форма которого утверждается ДАП ВО.
Указанные соглашения, согласно приказам ДАП ВО, действуют только до конца года, что подтверждает необходимость ежегодного принятия документов.
Исполнение целевых индикаторов
В соответствии с соглашениями, заключенными между Минсельхозом РФ и ДАП ВО в 2013 году, а также Минсельхозом РФ и правительством Воронежской области в 2014 году, в целях реализации мероприятий в рамках ГП "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, предусмотрены показатели результативности предоставления субсидий.
Это объем субсидируемых кредитов (займов), предусмотренных по кредитным договорам (договорам займа): на цели развития растениеводства и животноводства по краткосрочным кредитам (займам); на цели развития растениеводства и животноводства по инвестиционным кредитам (займам); кредитам (займам), полученным малыми формами хозяйствования. Из всех показателей в 2013 году выполнен только один - это объем субсидируемых кредитов (займов), предусмотренных по кредитным договорам, заключенным на срок до 1 года на цели развития растениеводства (план 10385000 тыс. рублей, факт - 14755894 тыс. рублей). Остальные показатели выполнены на 55,6 - 91,1%.
Согласно представленной информации ДАП ВО основными причинами недовыполнения показателей является недостаток выделенных лимитов бюджетных обязательств, а также отсутствие заключений Минсельхоза РФ по вопросам кредитования АПК.
В рамках РП "Развитие сельского хозяйства Воронежской области на 2013 - 2020 годы" предусматривались показатели, степень достижения которых характеризует эффективность использования бюджетных средств. Согласно информации о реализации РП в 2013 году целевые показатели по отрасли животноводства, утвержденные программой на 2013 год, выполнены в полном объеме:
- производство мяса в реализации скота и птицы (в живом весе) в 2013 году по всем категориям хозяйств превышает целевой показатель на 4,8%, а уровень предыдущего года - на 12,8%;
- производство молока - на 1,0 и 1,8% соответственно;
- маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, превысило целевой показатель на 1,0 и 8,8% соответственно.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия 2013 года, сложившиеся для отрасли растениеводства, в области удалось получить хороший урожай и выполнить целевые показатели РП. В 2013 году заложено 579 га молодых садов (плановый показатель - 350 га).
Выводы:
В рамках региональной программы ДАП ВО оказана существенная государственная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям. Целевые показатели по отраслям растениеводства и животноводства за 2013 год перевыполнены. Вместе с тем ДАП ВО допускаются отдельные нарушения нормативных актов при предоставлении государственной поддержки в части компенсации процентных ставок по кредитам. Имеют место отдельные факты низкой результативности субсидий, выделенных некоторым с/х организациям и ИП, когда показатели их деятельности имели тенденцию к снижению и в результате снизились до нулевой отметки.
Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить представление департаменту аграрной политики Воронежской области.
Аудитор
И.Н.ДАНИЛОВ
Руководитель проверки
М.Ф.ШУЛЬГИНА
------------------------------------------------------------------