Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.10.2014 по делу N А14-10721/2013 <Заявленные требования общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств удовлетворены, так как административным органом не доказаны состав и событие совершенного заявителем административного правонарушения>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. по делу № А14-10721/2013
(извлечение)
Открытое акционерное общество "М" (далее - ОАО "М", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 243-03/КН/2014 от 01.08.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.15 КоАП РФ.
Определением суда от 25.08.2014 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Через канцелярию суда 09.09.2014 от административного органа поступил отзыв на заявленные требования, в котором просит отказать в удовлетворении заявления ОАО "М", ссылаясь на правомерность обжалуемого постановления, а также представлены материалы проверки.
Заявление ОАО "М", определение суда от 25.08.2014 о принятии заявления к производству, а также поступившие в Арбитражный суд документы по данному делу размещены на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, предусмотренном статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела с 15.07.2014 по 29.07.2014 на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Воронежской области № 130-пр/вв от 23.06.2014 в связи с обращением гр. Б.А., проживающего по адресу: <...>, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "М" на предмет соблюдения Обществом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
С приказом о проведении проверки 10.07.2014 ознакомлен генеральный директор ОАО "М" Б.М.
В ходе проверки был произведен отбор проб сточной воды, проб почво-грунта и донных отложений в целях установления фактов угрозы причинения вреда окружающей среде. По результатам химического анализа проб установлено превышение значения ПДК сероводорода в 50 раз, содержания нефтепродуктов - в 148 раз, в пробе, отобранной с территории земельного участка частного домовладения.
Кроме того, было установлено, что обществом допущено нарушение ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ), ст. 12, п. п. 1, 2, 4, 6 ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившееся в постоянном сбросе неочищенных вод на рельеф местности, а именно, на земельные участки домовладений, которые непосредственно примыкают к промзоне предприятия, из-за отсутствия (разрушения) устройств (лотков и кюветов) для отвода ливневых и талых вод в отведенное место.
По результатам проверки составлен акт от 29.07.2014 № 66-03, в котором отражены выявленные нарушения. С актом проверки ознакомлен, копию акта со всеми приложениями получил генеральный директор ОАО "М" Б.М., о чем свидетельствует подпись последнего на стр. 5 акта.
Уведомление (извещение) от 24.07.2014 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено генеральным директором Б.М. 28.07.2014, о чем имеется отметка на уведомлении.
По результатам проверки в присутствии законного представителя заявителя - генерального директора ОАО "М" Б.М. старшим государственным инспектором Российской Федерации по Воронежской области К.Н. в отношении общества составлен протокол № 60-03 от 29.07.2014 об административном правонарушении по основаниям ст. 8.15 КоАП РФ.
Административным органом вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 64-03 от 29.07.2014 и установлен срок исполнения до 01.10.2014.
В присутствии законного представителя общества Б.М. 01.08.2014 вынесено постановление № 243-03/КН/2014 о привлечении заявителя к административной ответственности по основаниям ст. 8.15 КоАП РФ и применении ответственности в виде наложения штрафа в размере 11000,00 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ОАО "М" обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором просит признать его незаконным.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом (статья 4 АПК РФ).
В силу статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно статье 8.15 КоАП РФ, нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.
Объективная сторона правонарушения выражается совершением действий или бездействия, нарушающих правила эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств.
Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее эксплуатацию водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств.
Водохозяйственные и водоохранные сооружения и устройства - водопроводящие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения, как объединенные, так и не объединенные в гидроузлы; гидротехнические сооружения, т.е. плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, а также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, и другие сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ).
Частью 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 6 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (ст. 42 ЗК РФ).
Неисполнение указанных обязанностей влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством, в том числе, административную (ст. ст. 8.1, 8.2, 8.6 КоАП РФ).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в результате отсутствия устройств (лотков и кюветов) для отвода ливневых и талых вод в отведенное для этого место происходит сброс неочищенных вод на рельеф местности, а именно, на земельные участки частных домовладений, которые непосредственно примыкают к промзоне предприятия.
При рассмотрении данного дела Управление квалифицировало данное правонарушение по ст. 8.15 КоАП РФ, как нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Однако, материалы административного дела свидетельствуют об отсутствии у общества каких-либо сооружений и устройств для приема, отвода и очистки талых вод.
Административным органом ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не указано, каким образом неочищенные воды поступают на земельные участки частных домовладений.
Вместе с тем, в постановлении указано, что концентрация отдельных химических веществ в сбрасываемых обществом водах, поступающих на рельеф местности, превышает предельно допустимые значения.
В оспариваемом постановлении отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения: не раскрыта объективная сторона административного правонарушения - в чем выражается нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств при их отсутствии у общества.
Какие-либо иные факты нарушений требований действующего законодательства, кроме как нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств, не образуют рассматриваемый состав, так как не соответствуют диспозиции вмененной нормы, предусматривающей ответственность в сфере обеспечения охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений, в том числе, коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения, соблюдения порядка эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что деяния квалифицированы административным органом неверно.
Согласно правовой позиции, отраженной в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
Учитывая вышеизложенное, суд находит постановление Управления Росприроднадзора по Воронежской области от 01.08.2014 № 243-03/КН/2014 о признании ОАО "М" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ, незаконным и подлежащим отмене.
При этом следует также отметить, что применение к обществу административной ответственности в виде штрафа в размере 11000,00 руб. административным органом не аргументировано.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 65, 69, 71, 167 - 170, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области (ОГРН 1043600077762 ИНН 3664060362, г. Воронеж) от 01.08.2014 № 243-03/КН/2014 о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "М" (ОГРН <...>, ИНН <...>, г. Воронеж) по основаниям ст. 8.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 11000,00 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанций через Арбитражный суд Воронежской области.
------------------------------------------------------------------