По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.2014 по делу N А14-11879/2014 <Заявленные требования о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, удовлетворены, так как школьно-письменные принадлежности реализовывались им без указания в сопроводительной документации сведений о декларации о соответствии>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. по делу № А14-11879/2014

(извлечение)

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП К. к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.45 КоАП РФ.
Определением от 09.09.2014 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Копии определения суда от 09.09.2014 о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного производства направлены в адрес лиц, участвующих в деле и вручены им, что подтверждается поступившими уведомлениями.
Через канцелярию суда от заявителя, в пределах срока установленного указанным определением, поступило дополнение (должностной регламент П.), которое приобщено к материалами дела.
Каких-либо иных дополнений от лиц участвующих в деле, за исключением упомянутого, не поступало.
17.09.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись № <...> о регистрации К. в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 24.07.2014 № 2242, в период с 14.08.2014 по 25.08.2014 ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Воронежской области проведена плановая выездная проверка ИП К., осуществляющего предпринимательскую деятельность по адресу: <...>.
В ходе проведенной проверки было установлено, что ИП К. реализовывал продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, с отсутствием сведений об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в т.ч. ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Так, во время проведения проверки в торговом павильоне по адресу: <...> осуществлялась реализация школьно-письменных принадлежностей, относящихся к объектам технического регулирования, подтверждение соответствия которых осуществляется в форме декларирования соответствия, при отсутствии в сопроводительной документации сведений о декларации соответствия следующих наименований продукции: непродовольственного товара на сумму 249 руб. (циркули 125 мм Юниор ЦЧ-20-10) по товарной накладной от 24.10.2013 № 4473Г, грузополучатель ИП К., поставщик ООО "Г"; непродовольственного товара на сумму 252 руб. (тетради 96 л., серия "Nature" ООО "Х") по товарной накладной от 21.02.2014 № 684Г, грузополучатель ИП К., поставщик ООО "Г"; сменные блоки для тетрадей на кольцах 80 л. ООО "Х" на общую сумму 192 руб.; стакан-непроливайка, изготовитель ИП Л., арт. FG№ 1, дата изготовления 2013 на общую сумму 26 руб. по товарной накладной от 14.11.2013 № 4776Г, грузополучатель ИП К., поставщик ООО "Г"; гуашь белила цинковые ПК химический завод "Луч" на общую сумму 169 руб.
По результатам плановой выездной проверки составлен акт от 25.08.2014 № 2242.
26.08.2014 ведущим специалистом-экспертом Управления, в присутствии лица привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении № 005106, в котором отражено, что, допустив указанные нарушения, индивидуальный предприниматель совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.45 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя направлены Управлением в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в суд для рассмотрения и принятия решения о привлечении ИП К. к административной ответственности.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статья 14.45 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 14.45 КоАП РФ, состоит в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ) подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В силу статьи 18 Закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров; содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
В соответствии со ст. 20 Закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер, обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации. Согласно ст. 23 Закона № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР/ТС 007/2011).
Согласно пункту 1 статьи 1 ТР ТС 007/2011 настоящий технический регламент распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
К продукции, на которую распространяется действие данного технического регламента, относятся: изделия для ухода за детьми (соски молочные, соски-пустышки, посуда, столовые приборы, санитарно-гигиенические и галантерейные изделия, щетки зубные и массажеры для десен); одежда, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия; обувь и кожгалантерейные изделия; коляски детские и велосипеды; издательская книжная и журнальная продукция, школьно-письменные принадлежности.
Согласно пункту 1 статьи 12 ТР ТС 007/2011 перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре обязательной оценки (подтверждению) соответствия требованиям технического регламента, которая осуществляется в форме государственной регистрации с последующим декларированием соответствия, декларирования соответствия или сертификации.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 12 ТР ТС 007/2011 подтверждение соответствия школьно-письменных принадлежностей требованиям настоящего технического регламента проводится в форме декларирования соответствия.
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям безопасности.
Согласно пункту 12 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Из материалов дела усматривается, что ИП К., осуществляя деятельность по реализации школьно-письменных принадлежностей в торговом павильоне по адресу <...>, реализовывал указанные товары, без указаний в товарно-сопроводительной документации на данный товар сведений об обязательном подтверждении соответствия.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, наличие события административного правонарушения. При этом событие правонарушения подлежит доказыванию фактическими данными, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.
Факт совершения ИП К. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.45 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26.08.2014 № 005106, товарно-сопроводительной документацией на реализуемый товар (товарные накладные от 24.10.2013 № 4473Г, 14.11.2013 № 4776Г, 21.02.2014 № 684Г) и фотоматериалами.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.
Статьей 2.2 КоАП РФ предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Таким образом, приобретая товар с целью его дальнейшей реализации, ИП К. обязан был убедиться в наличии сведений об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации. При этом он не затребовал у продавца товара соответствующие документы, подтверждающие указанные сведения.
Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, в том числе и от продажи товаров. Зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя К. является профессиональным участником рынка, и должен быть осведомлен о свойствах, качественных и иных характеристиках товара, а также порядке его реализации. Как следует из приведенной нормы, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных последствий, возможных в результате такого рода деятельности.
Предприниматель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, при соблюдении которых событие правонарушения могло не наступить. Предприниматель имел реальную возможность проверить наличие сведений об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации при приобретении продукции, в связи с чем он имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Однако предпринимателем не было принято всех зависящих от него мер по их соблюдению. Указанное, с учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ, свидетельствует о наличии вины предпринимателя в совершении административного правонарушения.
Доказательства, опровергающие выводы контролирующего органа относительно отсутствия сведений об обязательном подтверждении соответствия реализуемой продукции, лицом, привлекаемым к ответственности, в суд не представлены.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.45 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 63 части 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.45 КоАП РФ.
Таким образом, проверка проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.
Исследовав и оценив материалы дела, суд отмечает, что административным органом не допущено процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих безусловный отказ в привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Суд считает, что действия индивидуального предпринимателя лишили потенциальных потребителей этих товаров права на получение достоверной информации относительно сведений об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, что представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным отношениям в сфере потребительского рынка, следовательно, не подлежит признанию малозначительным.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности обязан учитывать эти обстоятельства.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При назначении наказания, суд учитывает совершение индивидуальным предпринимателем административного правонарушения впервые (сведения об обратном в материалах дела отсутствуют).
С учетом смягчающего ответственность обстоятельства, суд считает возможным применить минимальную меру наказания в виде штрафа в размере 20000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Привлечь индивидуального предпринимателя К., <...>, проживающего <...>, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя <...> от 17.09.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде взыскания административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Управление Роспотребнадзора по Воронежской области)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области г. Воронеж
ИНН: 3665049192
БИК: 042007001
ОКАТО: 20401000000
КПП: 366501001
КБК: 14111690010016000140
ОКТМО: 20701000
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------