По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Воронежского областного суда от 25.11.2014 N 33-6216 <Об оставлении без изменения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 31.03.2014, которым были признаны недействующими Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II, в части отнесения земельного участка к территориальной зоне ИТ1 - городские магистрали и улицы>



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. по делу № 33-6216

(извлечение)

П. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил:
- признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года № 384-II, в части отнесения земельного участка общей площадью 490 кв. м с кадастровым номером <...>, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: <...> к территориальной зоне ИТ 1 - городские магистрали и улицы, как несоответствующие в указанной части Градостроительному кодексу Российской Федерации:
- обязать администрацию городского округа город Воронеж привести Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в соответствие с Генеральным планом городского округа город Воронеж, изменив территориальную зону ИТ 1 в отношении земельного участка общей площадью 490 кв. м с кадастровым номером <...>, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: <...> на территориальную зону О 1.
В обоснование своих требований П. указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 490 кв. м, с кадастровым номером <...>, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, находящиеся по адресу: <...> и расположенное на участке нежилое здание бывшего кафе. В целях приведения здания бывшего кафе, находящегося в аварийном состоянии, в пригодное для использования состояние, он обратился в администрацию городского округа город Воронеж с просьбой выдать градостроительный план земельного участка, который в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 8. п. 2 ст. 51 ГрК РФ входит в состав документации, предоставляемой вместе с заявлением для получения разрешения на строительство (реконструкцию) здания. Ответом Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от 07.10.2013 г. № 08/4-02/2-3229 ему было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка с указанием на то, что "в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. № 384-II, рассматриваемый земельный участок находится в территориальной зоне с индексом ИТ 1 "Городские магистрали и улицы", не предусмотренной для строительства капитальных зданий. Таким образом, существует противоречие в части соответствия вида разрешенного использования земельного участка территориальной зоне, где он расположен, поскольку согласно Правил землепользования земельный участок не подлежит застройке". Считает, что нормативный правовой акт Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в части отнесения территории, на которой расположен принадлежащий ему земельный участок, к территориальной зоне ИТ 1 "Городские магистрали и улицы" противоречит положениям Генерального плана городского округа город Воронеж, ЗК РФ и ГрК РФ, а также нарушает его права собственника здания и земельного участка, установленные в подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ. ч. 1 ст. 209, 263 ГК РФ (л.д. 4 - 5, 49, 81).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 31 марта 2014 года постановлено:
- Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года № 384-II, в части отнесения земельного участка общей площадью 490 кв. м с кадастровым номером <...>, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: <...> к территориальной зоне ИТ 1 - городские магистрали и улицы, признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу как несоответствующие в указанной части Градостроительному кодексу Российской Федерации и Генеральному плану городского округа город Воронеж, утвержденному решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 г. № 422-II:
- Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года № 384-II, в части отнесения земельного участка общей площадью 490 кв. м с кадастровым номером <...>, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: <...> к территориальной зоне ИТ 1 - городские магистрали и улицы, не подлежат применению с момента вступления решения суда в законную силу и должны быть приведены Воронежской городской Думой в соответствие с законом, имеющим большую юридическую силу;
- опубликовать сообщение о данном решении после вступления решения суда в законную силу в первом очередном номере газеты "Воронежский курьер" (л.д. 105 - 109).
Дополнительным решением Центрального районного суда г. Воронежа от 15 сентября 2014 года исковые требования П. об обязании администрации городского округа город Воронеж привести Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в соответствие с Генеральным планом городского округа город Воронеж, изменив территориальную зону ИТ 1 в отношении земельного участка общей площадью 490 кв. м, с кадастровым номером <...>, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: <...> на территориальную зону О 1 оставлены без удовлетворения (л.д. 173 - 175).
В апелляционной жалобе Воронежская городская Дума просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований П. (л.д. 116 - 121).
В судебное заседание явился представитель Воронежской городской Думы Г. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Воронежской городской Думы Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Савельеву С.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П. принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 490 кв. м, с кадастровым номером <...>, земли поселений, расположенный по адресу: <...>, и расположенное на данном участке здание, площадью 185 кв. м, назначение - нежилое, 1-этажное, инв. № <...>, <...>.
Письмом администрации городского округа г. Воронеж от 07.10.2013 года № 08/4-02/2-3229 ему отказано в подготовке и выдаче градостроительного плана по тем основаниям, что принадлежащий ему земельный участок не подлежит застройке, поскольку согласно Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж находится в территориальной зоне ИТ 1 "Городские магистрали и улицы", не предусмотренной для строительства капитальных зданий (л.д. 15 - 16).
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 24 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Разрешая требования П., суд первой инстанции в полном объеме проанализировал законодательство, регулирующее порядок принятия нормативно-правового акта, оспариваемые П. положения Правил, их соответствие нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, и пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
В силу п. п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ под территориальное планирование понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно п. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.
Частью 1 ст. 18 ГрК РФ установлено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц (ч. 1).
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 31 ГрК РФ).
Пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
По смыслу приведенных правовых норм, правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. № 384-II были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж.
Статья 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, содержит характеристики территориальных зон, перечень мероприятий и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Пунктом 4 ст. 19 Правил установлена территориальная зона ИТ 1 "городские магистрали и улицы", к которой отнесен земельный участок принадлежащий П.
В соответствии с Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 г. № 422-II, земельный участок, расположенный по адресу: <...>, находится в функциональной общественно-деловой зоне, которая предназначена для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В общественно-деловых зонах допускается размещение гостиниц и иных объектов, предназначенных для временного проживания граждан; общежитий, предназначенных для проживания лиц, обучающихся в учебных заведениях, расположенных на территории зоны, а также подземных или многоэтажных гаражей. В зоне многофункциональной общественно-деловой застройки также допускается размещение многоквартирной жилой застройки в объемах, не препятствующих реализации общественно-деловой функции.
Вместе с тем, отнесение земельного участка к различным градостроительным зонам противоречит положениям п. 2 ст. 85 ЗК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в части отнесения земельного участка, общей площадью 490 кв. м с кадастровым номером <...>, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: <...> к территориальной зоне ИТ 1 - городские магистрали и улицы не соответствуют Генеральному плану городского округа город Воронеж и требованиям Градостроительного кодекса РФ и нарушают право П. на использование принадлежащего ему земельного участка в соответствии с установленным в отношении данного участка видом разрешенного использования и удовлетворил его требования в указанной части.
Решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, субъективному толкованию норм права, выводов суда не опровергают и отмену постановленного решения не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 31 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежской городской Думы - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------