Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 27.11.2014 N 2.37-2014 "О результатах проверки эффективного и целевого использования средств, выделенных в 2013 году и текущем периоде 2014 года департаменту социальной защиты Воронежской области на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"
Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 27.11.2014 № 21(136)
ОТЧЕТ № 2.37-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОГО И ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В 2013 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2014 ГОДА
ДЕПАРТАМЕНТУ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
РЕАБИЛИТАЦИИ, ВКЛЮЧАЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РЕМОНТ
ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ, В СООТВЕТСТВИИ
С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 24.11.1995 № 181-ФЗ
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РФ"
Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.37 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение от 13.10.2014 № 73.
Цель контрольного мероприятия: оценка законности и целевого использования бюджетных средств.
Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Департамент социальной защиты Воронежской области - акт № 2.37-2014 от 14.11.2014.
2. Казенное учреждение Воронежской области "Управление социальной защиты населения Коминтерновского района" - справка № 2.37/1-2014 от 23.10.2014.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 15 октября 2014 года по 14 ноября 2014 года.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Соблюдение департаментом социальной защиты Воронежской области и казенными учреждениями Воронежской области "Управление социальной защиты населения" действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
2. Соблюдение административного регламента по предоставлению государственной услуги "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" департаментом социальной защиты населения Воронежской области и подведомственными учреждениями.
3. Проверка законности и эффективности использования департаментом социальной защиты Воронежской области средств бюджета, выделенных на предоставление государственной услуги "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
4. Проверка соблюдения требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Анализ исполнения договорных обязательств.
Результаты контрольного мероприятия:
1. Правовые основания обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в Воронежской области
В целях повышения качества и эффективности деятельности органов государственной власти по реабилитации инвалидов между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и правительством Воронежской области в декабре 2009 года <1> заключено соглашение. Предмет соглашения - передача с 1 января 2010 года правительству Воронежской области части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - Соглашение), имеющих место жительства в Воронежской области, а именно:
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2102-р.
- проведение реабилитационных мероприятий, обеспечение техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) и услугами, включенными в перечень реабилитационных мероприятий лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее - инвалиды);
- обеспечение протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - ПОИ), а также услугами по ремонту протезов отдельных категорий граждан из числа ветеранов, указанных в ст. 15 - 19 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (ред. от 28.06.2014 № 200-ФЗ), не являющихся инвалидами (далее - ветераны).
Основополагающими законодательными актами, регламентирующими вопросы предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, являются:
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 28.06.2014 № 200-ФЗ);
- Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (ред. от 28.06.2014 № 200-ФЗ).
Правила обеспечения инвалидов ТСР и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 во исполнение ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ и ст. ст. 14 - 19 Федерального закона № 5-ФЗ.
В соответствии с Соглашением и действующим федеральным законодательством постановлением правительства Воронежской области от 15.02.2010 № 97 утвержден Порядок обеспечения инвалидов ТСР и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) на территории Воронежской области (далее - Порядок обеспечения).
Этим же постановлением уполномоченным исполнительным органом государственной власти области по реализации переданных полномочий определен департамент социальной защиты Воронежской области (далее - Департамент).
В свою очередь, приказом Департамента от 30.03.2012 № 937/ОД утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (далее - Административный регламент). Административный регламент содержит основные требования, касающиеся порядка информирования населения о предоставлении услуги, сроков предоставления услуги, результата предоставления услуги, а также показатели доступности и качества государственной услуги.
Помимо Департамента, в предоставлении государственной услуги участвуют 39 казенных учреждений Воронежской области "Управление социальной защиты населения" районов области и г. Нововоронежа, а также КУ ВО "Управление социальной защиты населения Воронежской области".
2. Финансовое обеспечение
В проверяемом периоде Распоряжениями Правительства РФ от 17.12.2012 № 2413-р и от 21.12.2013 № 2467-р объем финансирования Воронежской области утвержден в сумме 281207,1 тыс. рублей ежегодно.
Следует отметить, что в соответствии с информационными материалами Департамента, направленными в Министерство труда и социальной защиты РФ, к проекту федерального бюджета на 2014 год потребность в финансовых ассигнованиях области по реализации переданных полномочий составляет 392937,7 тыс. рублей, т.е. дефицит средств от утвержденного объема составил 111730,6 тыс. рублей.
Данный факт подтверждается и расчетами Департамента к проекту федерального бюджета на 2015 год. Так, при сохранении объема финансирования в 2015 году на уровне 2014 года прогнозный дефицит средств составит порядка 143342,5 тыс. рублей.
В 2013 году с учетом переходящего остатка 2012 года в сумме 120985,9 тыс. рублей общий объем финансирования составил 402193,08 тыс. рублей. Расходы произведены в сумме 398932,9 тыс. рублей, в том числе:
- 4924,9 тыс. рублей - административные расходы (1,2%);
- 394008,0 тыс. рублей - приобретение технических средств реабилитации (далее - ТСР), протезов и протезно-ортопедических изделий.
По итогам 2013 года остаток неиспользованных средств составил 3260,2 тыс. рублей, что нельзя считать эффективным расходованием средств. В соответствии с п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ указанные средства возвращены в доход федерального бюджета без права использования их в очередном финансовом году.
Бюджетные ассигнования 2014 года в сумме 281207,1 тыс. рублей поступали в субъект поквартально. Согласно информации бухгалтерии Департамента о движении денежных средств по состоянию на 10.11.2014 расходы составили 187201,3 тыс. рублей (66,6% от общего объема субвенции), в том числе 3165,4 тыс. рублей - административные расходы (1,1%).
Следует отметить, что наличие неиспользованного остатка средств по итогам 2013 года, достаточно низкий процент освоения средств за 10 месяцев 2014 года обусловлены отсутствием должного контроля со стороны Департамента за поэтапным исполнением договорных обязательств поставщиками (согласно условиям контрактов), своевременным предоставлением ими отчетных документов на оплату.
3. Соблюдение Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"
Обеспечение инвалидов и ветеранов ТСР и протезно-ортопедическими изделиями носит заявительный характер.
Проверкой установлено, что Департаментом в основном выполнены требования Порядка обеспечения и Административного регламента, касающиеся информирования граждан о предоставлении услуги (п. 1.3 Административного регламента), сроков рассмотрения заявлений граждан, своевременности принятия решений о постановке на учет (либо отказе) и сроков направления уведомлений в адрес заявителя (п. 2.4 Административного регламента).
На обеспечение инвалидов (ветеранов) ТСР, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, а также оплату услуг в 2013 году израсходовано 394008,0 тыс. рублей, по итогам 9 месяцев - 178843,3 тыс. рублей. Структура расходов представлена в таблице.
Наименование услуги
2013 год
9 мес. 2014 года
Приобретение технических средств реабилитации
211 227,3
108 874,0
Услуги по изготовлению протезно-ортопедических изделий
117 052,5
49 652,3
Услуги по ремонту протезно-ортопедических изделий
366,9
86,2
Услуги по сурдопереводу
355,6
92,25
Обеспечение собаками-проводниками
189,8
Возмещение расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, протезно-ортопедическое изделие
64 815,9
20 138,5
Итого
394 008,0
178 843,3
3.1. Приобретение технических средств реабилитации:
Обеспечение инвалидов ТСР в проверяемом периоде осуществлялось на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее - ИПР). На территории Воронежской области такие программы разрабатываются федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России (его филиалы - бюро по районам области).
Выборочной проверкой данных при постановке на учет по обеспечению граждан ТСР нарушений Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду <2> (далее - Перечень), не выявлено.
--------------------------------
<2> Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р.
В 2013 году на приобретение ТСР направлено 211227,3 тыс. рублей, в текущем периоде 2014 года - 108874,05 тыс. рублей.
Следует отметить, что в п. 2.3 Административного регламента установлено, что результатом предоставления услуги является выдача заявителю направления на получение ТСР. Проверкой установлено, что направления (извещение) на получение ТСР в проверяемом периоде заявителям не выдавались.
Кроме того, у инвалидов отсутствует возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (п. 2.13.1 Административного регламента).
По условиям государственных контрактов и договоров поставка ТСР инвалидам осуществляется поставщиком в соответствии со списками получателей, которые Департамент направляет поставщику поквартально в электронном виде.
Таким образом, получив уведомление о постановке на учет для получения ТСР от Департамента, в дальнейшем инвалиду приходится рассчитывать на добросовестность поставщика.
Рассмотрим несколько примеров.
Согласно государственному контракту от 06.11.2013 № 2013-188836 ООО "Реамед" обязуется поставить кресла-коляски различных модификаций в количестве 745 шт. (16803,3 тыс. рублей). На это же количество Департаментом сформирована разнарядка. Однако согласно отчетным данным поставщика, 59 инвалидов кресла-коляски не получили. При этом информация поставщика о причинах неполного выполнения контракта в Департаменте отсутствует. Следует также отметить, что на конец 2013 года потребность в данном виде ТСР зарегистрирована у 140 граждан.
Ненадлежащее исполнение ООО "Реамед" обязательств по доставке кресел-колясок нуждающимся в них гражданам отмечается и в 2014 году. По государственному контракту от 28.01.2014 № 2013.287606 поставщик должен поставить 1936 изделий, срок исполнения контракта - до 31.10.2014. Однако на 01.11.2014 поставлено только 949 единиц, т.е. контракт исполнен на 49%. На момент проверки Департамент не располагает обоснованными данными о причинах неисполнения договорных обязательств.
Особенно сложно осуществляется поставка ТСР определенной категории инвалидов - инвалидам с отсутствием слуха.
Так, по договору от 07.07.2014 № 125 поставщику (ООО "Реамед") для поставки 12 телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами направлен список, включающий 29 фамилий. По состоянию на 01.11.2014 поставлено 11 телевизоров, тогда как срок исполнения обязательств по договору истек 3 месяца назад - 06.08.2014. При этом доставка осуществлялась без учета даты постановки гражданина на учет. Обеспечены инвалиды, ставшие на учет в 2014 году, в то время как 6 заявок 2013 года остались невыполненными.
Согласно государственному контракту от 13.05.2013 № 2013-68910 поставщик (ООО "Элмед") обязуется поставить сигнализаторы звука цифровые с вибрационной и световой индикацией. Для получения средств реабилитации Департаментом сформированы списки на 127 человек, которые направлены поставщику. Однако, по итогам 2013 года получили сигнализаторы только 110 нуждающихся. Информация о причинах неисполнения обязательств в отношении 17 инвалидов в Департаменте отсутствует.
В 2014 году на поставку этого же вида ТСР заключен госконтракт от 15.07.2014 № 2014.180870. Поставщик ООО "Медпром" обязуется поставить сигнализаторы звука до 30.10.2014. Департаментом поставщику направлены списки на 86 человек. По состоянию на 01.11.2014 обеспечено только 35 чел., информация о причинах недопоставки также отсутствует.
Кроме того, проверкой формирования списков на получение сигнализаторов установлены факты необоснованного исключения из них лиц, находившихся в очереди в течение 2 лет. Так, В.К.С., подавший заявку 12.05.2010, в 2011 - 2012 годах сигнализатор звука не получил и без указания причин в список 2013 года включен не был. После повторного обращения он включен в список 25.08.2014. По состоянию на 01.11.2014 техническое средство он не получил, т.е. срок ожидания составил более 4,5 лет. Аналогично, П.М.Б., подавшая заявку 10.12.2010, не была включена в списки 2013 года и после повторного обращения внесена в список на поставку от 23.07.2014. Срок ожидания составил более 3,5 лет.
3.2. Изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий:
В 2013 году на оплату услуг по изготовлению и ремонту протезов и протезно-ортопедических изделий израсходовано 117419,4 тыс. рублей, выполнено 16801 заявка на изготовление и 28 заявок на ремонт протезно-ортопедических изделий.
По итогам 10 месяцев 2014 года расходы составили 49718,5 тыс. рублей, что составляет 72% суммы контрактов. Удовлетворено 11117 заявок, или 91,6%, планируемого объема.
Проверка показала, что ремонт и досрочная замена ранее предоставленных технических средств, протезов и изделий в проверяемом периоде производилась в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.08.2008 № 438н, т.е. по результатам медико-технической экспертизы с учетом сроков пользования ТСР, протезов и изделий. Сроки пользования утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013 № 215н.
В проверяемом периоде услуги по изготовлению и ремонту протезов и протезно-ортопедических изделий оказывало федеральное государственное унитарное предприятие "Воронежское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты РФ.
3.3. Услуги по сурдопереводу:
Услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) в проверяемом периоде осуществлялись в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 608 "О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода)". Объем услуги на одного инвалида - до 40 часов в 12-месячном периоде, исчисляемом со дня подачи заявления. В 2013 - 2014 годах предоставление этих услуг на основании договоров осуществлялось Воронежским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВРООООИ "Всероссийское общество глухих"):
- в 2013 году - 355,6 тыс. рублей (1185,33 часа), выполнены заявки 564 человек;
- в 2014 году - 92,25 тыс. рублей (205 часов), услуги предоставлены 91 человеку. Потребность в этом виде услуг удовлетворена на 100%.
Стоимость одного часа в 2013 году составляла 300,0 рублей, в 2014 году - 450,0 рублей, с ростом относительно предыдущего года на 50%. Расчет начальной максимальной цены договора в 2014 году произведен методом сопоставимых рыночных цен в соответствии с п. 3.21 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.
Справочно: в 2014 году согласно коммерческим предложениям на предмет оказания услуг по сурдопереводу цена за один час составила: в Курске - 500,0 рублей, в Белгороде - 468,0 рублей, в Орле - 508,0 рублей.
Нарушений действующего законодательства и условий договоров проверкой не установлено.
3.4. Обеспечение инвалидов собаками-проводниками:
Правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 708 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2013 № 257).
В 2013 году на основании государственного контракта от 31.05.2013 № 45 услуги оказаны двум инвалидам по зрению, приобретено две собаки-проводника, расходы составили 189,8 тыс. рублей, или 50% от стоимости контракта (379,6 тыс. рублей). Контракт расторгнут по соглашению сторон 11 апреля 2014 года. Однако, в личных делах инвалидов отказы от получения собак-проводников (либо пояснения) в письменном виде отсутствуют, отсутствует информация поставщика о причинах неисполнения договорных обязательств. Таким образом, определить правомерность расторжения контракта, а также отсутствия претензионной работы в отношении поставщика не представляется возможным.
3.5. Возмещение расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, протезно-ортопедическое изделие:
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 № 57н. Проверкой соблюдения норм действующего законодательства по расчету размера компенсаций в проверяемом периоде нарушений не установлено.
Размер компенсации определялся Департаментом в размере стоимости самостоятельно приобретенного ТСР и (или) услуги, но не более размера стоимости по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку ТСР и (или) оказания услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте. При этом Департаментом проводилось сопоставление наименования ТСР или услуги, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида ТСР, предусмотренных классификацией ТСР <3> в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду <4>.
--------------------------------
<3> Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013 № 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду";
<4> Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
В проверяемом периоде осуществлялись компенсационные выплаты расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников. Выплаты производились в соответствии с нормами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.12.2013 № 1137 <5>. Размер годовой выплаты 2013 года составлял 18378,1 рубля, в 2014 году - 19297,0 рубля.
--------------------------------
<5> Постановление Правительства РФ от 09.12.2013 № 1137 "Об увеличении (индексации) с 1 января 2014 года размера ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников".
Согласно законодательству решение о выплате компенсации принимается Департаментом в течение 30 дней со дня принятия КУ ВО "УСЗН" района заявления о выплате компенсации. Однако, в ходе проверки отмечены факты несоблюдения сроков рассмотрения вопроса о выплате компенсации. Так, согласно данным базы ЕИИС в период январь - август 2014 года 69 заявлений рассмотрены позднее установленного срока от нескольких дней до 1,5 месяца. Причина - необходимость предоставления дополнительных документов (технические паспорта, сертификаты о соответствии, заполненные гарантийные талоны (оригиналы), копии регистрационных удостоверений на ТСР).
Данный факт свидетельствует о ненадлежащем (непрофессиональном) подходе со стороны КУ ВО "УСЗН" районов к приему заявлений и документов на получение компенсации, поскольку личное дело инвалида формируется именно в КУ ВО "УСЗН" района в соответствии с исчерпывающим перечнем документов для выплаты компенсации (п. 2.6 Административного регламента).
В проверяемом периоде выплаты компенсации осуществлялись Департаментом путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
В 2013 году расходы по выплате компенсации составили 64815,9 тыс. рублей, в том числе 758,4 тыс. рублей направлены на оплату услуг банка, 42,5 тыс. рублей - услуг почты.
По итогам 9 месяцев 2014 года выплаты составили 20138,5 тыс. рублей, из них 194,2 тыс. рублей - услуги банка, 19,9 тыс. рублей - услуги почты.
По состоянию на 01.10.2014 Департаментом рассмотрены, но не оплачены 2120 заявок, причем 44 заявки, поданные в 2013 году. Потребность в денежных средствах для удовлетворения этого количества заявок составляет 18588,3 тыс. рублей. Таким образом, ввиду недостатка в финансировании показатель доступности исполнения этой услуги достигнут не будет.
4. Административные расходы
В Департаменте обязанность осуществления переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и ветеранам возложена на отдел обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением. Положение об отделе утверждено руководителем Департамента 20 августа 2012 года.
Согласно штатному расписанию Департамента <6> количество штатных единиц, финансирование которых осуществляется за счет средств субвенции федерального бюджета, составляет 13 шт. ед. В проверяемом периоде укомплектованность кадрами составила 100%.
--------------------------------
<6> Приказы департамента социальной защиты населения Воронежской области от 27.11.2013 № 4145/ОД и от 25.07.2014 № 2098/ОД.
Объем административных расходов за счет субвенций федерального бюджета по годам утвержден приказами Департамента:
- на 2013 год - 4924,9 тыс. рублей (1,75% утвержденных ассигнований), в том числе на оплату труда и начисления 3278,1 тыс. рублей;
- на 2014 год - 3625,0 тыс. рублей (1,3%), в том числе на оплату труда и начисления 3452,0 тыс. рублей.
Проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы по 13 лицевым счетам работников Департамента нарушений не установлено.
В ходе проверки установлены факты искажения отчетных данных для Министерства труда и социальной защиты РФ по количественным показателям поданных заявок, по фактическому исполнению заявок по итогам 2013 года. Кроме того, отмечены случаи некорректной работы базы в автоматическом режиме при формировании списков получателей ТСР для поставщиков.
5. Проверка соответствия порядка закупки товаров, работ и услуг действующему законодательству
Проверкой соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству установлено, что в 2014 году государственные контракты заключались в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ). На основании ст. 38 и ст. 39 Закона № 44-ФЗ в Департаменте создана контрактная служба (приказ от 18.12.2013 № 4333/ОД) и котировочная комиссия по определению поставщиков для заключения контрактов (приказ от 30.01.2014 № 188/ОД). В состав котировочной комиссии преимущественно включены лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков (25 из 27 человек).
В ходе проверки проведен анализ динамики цен на ТСР и ПОИ в 2013 - 2014 годах. Установлено, что начальная максимальная цена государственных контрактов определялась методом сопоставления рыночных цен, в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Сведения об изменении цен приведены в таблице.
N
Наименование ТСР и ПОИ
Цена за единицу (тыс. рублей)
Динамика (%)
2013 год
2014 год
1
Изготовление протезов и ПОИ
6,969
5,435
-22%
2
Специальные средства при нарушении функции выделения
0,026
0,037
+ 42%
3
Абсорбирующее белье, подгузники
0,013
0,012
- 7%
4
Услуги по сурдопереводу
0,300
0,450
+ 50%
5
Кресла-стулья с санитарным оснащением
2,615
2,653
+ 1%
6
Кресла-коляски различной модификации
27,272
28,393
+ 4%
7
Слуховые аппараты
9,724
12,588
+ 29%
8
Трости, костыли, ходунки
0,704
0,732
+ 4%
9
Сигнализаторы звука
11,216
8,557
- 24%
10
Телевизоры с телетекстом
5,978
8,000
+ 34%
12
Электронный ручной видео увеличитель
6,500
7,769
+ 20%
13
Голосообразующий аппарат
11,720
14,271
+ 22%
14
Противопролежневые подушки и матрасы
1,884
3,160
+ 68%
Из данных таблицы следует, что снижение цен в 2014 году наблюдается по двум позициям: оказание услуг по изготовлению протезно-ортопедических изделий и поставка абсорбирующего белья и подгузников. По остальным позициям отмечен рост стоимости от 4 до 68%. Однако, в ходе сравнительного анализа закупочных цен с ценами официальных торговых представителей в сети Интернет значительных расхождений не установлено.
6.1. Ведение претензионной работы
В проверяемом периоде Департаментом проводилась претензионная работа с поставщиками, нарушившими условия государственных контрактов по своевременной поставке инвалидам технических средств реабилитации.
Так, в 2014 году начата претензионная процедура по государственному контракту от 10.01.2014 № 2013.285456. Поставщиком тростей тактильных и опорных, костылей, ходунков, поручней на общую сумму 5641,5 тыс. рублей является ЗАО "Киль-Черноземья". По иску Департамента 23.09.2014 принято решение Арбитражного суда о взыскании с поставщика неустойки в сумме 57,0 тыс. рублей. Следует отметить, что на момент проверки (01.11.2014) контракт исполнен только на 3114,9 тыс. рублей, что составляет 55% от общего объема закупки. Неиспользованный остаток средств составляет 2526,7 тыс. рублей. При этом срок исполнения контракта - до 31.10.2014.
Наряду с этим по иску Департамента 02.10.2014 принято решение Арбитражного суда о взыскании неустойки на сумму 447,2 тыс. рублей с ООО "ЛедиМед" по государственному контракту от 09.01.2014 № 2013.285462 на поставку противопролежневых матрасов и подушек (4471,6 тыс. рублей).
По указанным контрактам исполнительные листы в подразделения судебных приставов-исполнителей направлены Департаментом 04.06.2014 и 14.11.2014 соответственно. Однако на момент проверки информация об исполнении отсутствует.
Проверкой исполнения государственных контрактов 2013 - 2014 годов установлено, что в отдельных случаях претензии за ненадлежащее исполнение контрактных обязательств поставщикам не направлялись. Департамент не воспользовался правами, предусмотренными законодательством в сфере закупок, согласно которым в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (п. 11. ст. 9 Закона № 94-ФЗ) или направляет поставщику требование об уплате неустойки (п. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Государственные контракты и договоры содержат четкие положения относительно сроков поставки, сроков предоставления отчетных документов для оплаты, а также обязанности государственного заказчика осуществлять контроль за исполнением сторонами своих обязательств.
Так, согласно государственному контракту от 13.05.2013 № 2013-68910 поставщик (ООО "Элмед") обязан был поставить сигнализаторы звука цифровые с вибрационной и световой индикацией в количестве 240 шт. на сумму 2691,9 тыс. рублей. Список граждан на получение 92 сигнализаторов направлен поставщику 14.05.2013, однако в срок (в течение 30 дней) доставлено только 49 сигнализаторов (счет-фактура от 21.06.2013). Несмотря на ненадлежащее исполнение договорных обязательств, претензия поставщику о взыскании неустойки на сумму 269,2 тыс. рублей (10% от цены контракта, п. 6.1) Департаментом не направлялась. Государственный контракт расторгнут по соглашению сторон 14.04.2014.
В соответствии с государственным контрактом от 06.11.2013 № 2013-188836, заключенному с ООО "Реамед", поставщик обязуется поставить кресла-коляски различных модификаций в количестве 745 шт. на сумму 16803,3 тыс. рублей. Департаментом сформирован список на это же количество. По итогам года недопоставка составила 59 кресел-колясок. Претензионная работа по взиманию штрафа на сумму 1680,3 тыс. рублей (10% от цены контракта) Департаментом не проводилась. Государственный контракт расторгнут 11.04.2014, сумма неиспользованных средств составила 3067,8 тыс. рублей.
Ненадлежащее исполнение поставщиком ООО "Реамед" обязательств отмечается и в 2014 году. По государственному контракту от 28.01.2014 № 2013.287606 поставщик должен поставить 1936 кресел-колясок (54968,0 тыс. рублей), срок исполнения контракта - до 31.10.2014. Однако по состоянию на 01.11.2014 поставлено только 949 изделий (49%) на 26368,9 тыс. рублей. Департаментом не осуществлялся поквартальный контроль за соблюдением сроков поставок и предоставлением подтверждающих документов, соответственно и претензии в адрес поставщика не направлялись.
Факт невыполнения договорных обязательств данным поставщиком отмечен по договору от 07.07.2014 № 125 на поставку 12 телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами на общую сумму 96,0 тыс. рублей. Срок исполнения договора 06.08.2014. По состоянию на 01.11.2014 договорные обязательства в полном объеме поставщиком не выполнены, Департаментом претензионная работа в отношении него не проводилась.
Кроме того, проверкой установлено, что текст договора и акты приема-передачи телевизоров получателям не содержат конкретного наименования марки и модели поставляемого товара. В связи с этим сравнить цены с аналогичными предложениями на рынке не представляется возможным. Кроме того, в нарушение п. 4.1.7 договора государственному заказчику не представлены копии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологическое заключение на данный товар.
Выводы:
Предоставление государственной услуги "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями" осуществлялось департаментом социальной защиты Воронежской области в полном соответствии с действующим законодательством. Нецелевого использования средств федерального бюджета в ходе проверки не установлено. Однако, в ходе проверки установлены факты отсутствия должного контроля со стороны Департамента за поэтапным исполнением договорных обязательств поставщиками (согласно условиям контрактов), своевременным предоставлением ими отчетных документов на оплату.
Кроме того, в проверяемом периоде не выполнены требования Административного регламента по предоставлению возможности получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (п. 2.3, п. 2.13.1 Административного регламента).
Предложение:
По результатам контрольного мероприятия направить представление в департамент социальной защиты населения Воронежской области.
Заместитель начальника инспекции
по контролю расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
Е.М.ТАРАКАНОВА
Руководитель проверки
Л.В.ПЕТРИЩЕВА
------------------------------------------------------------------