Решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.12.2014 по делу N А14-12939/2014 <Заявленные требования индивидуального предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции удовлетворены, так как административным органом не доказаны событие административного правонарушения и вина заявителя>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу № А14-12939/2014
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Б. (далее - ИП Б., заявитель) обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах № 14-466 по делу об административном правонарушении от 17.09.2014 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП.
Определением от 06.10.2014 Арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу, с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства. Определение суда было направлено в установленном порядке лицам, участвующим в деле.
Заявление предпринимателя, определение от 06.10.2014 о его принятии, а также поступившие в Арбитражный суд документы по данному делу были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, предусмотренном статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", разъяснено, что согласно части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта. При применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 АПК РФ.
Исходя из имеющихся в деле уведомлений органа почтовой связи, а также представленного отзыва вход. от 28.10.2014 (л.д. 94 - 97), Арбитражным судом установлено, что заявитель и административный орган надлежащим образом извещены о судебном процессе. При таких обстоятельствах Арбитражный суд полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
В представленном Арбитражному суду письменном отзыве административный орган возражает против удовлетворения заявления предпринимателя, ссылаясь на правомерность принятого постановления.
Арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, установил следующее.
Из материалов дела следует, что Б. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <...>).
Россошанской межрайпрокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации при розничной продаже алкогольной продукции, а также законодательства о несовершеннолетних и молодежи в магазине ИП Б., расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки выявлены следующие факты нарушений:
- в магазине осуществляется розничная продажа пива "Алма-Ата" ячменное" (содержание алкоголя 4,2%), "Жигулевское" разливное (содержание алкоголя 4,6%), "Жигулевское" алматинское (содержание алкоголя 4,2%), "Клинское" аррива (содержание алкоголя 4,3%), "Карагандинское" мягкое (содержание алкоголя 4,0%).
В результате проверки Россошанским межрайпрокурором 09.09.2014 в присутствии ИП Б. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, которое вручено заявителю нарочно согласно отметке на стр. 3 постановления (л.д. 51 - 53).
В своих объяснениях Б. выразила несогласие с постановлением от 09.09.2014, так как магазин "П", находящийся в ТЦ "С" по адресу <...>, не попадает в зону отчуждения по причине того, что расстояние от входа в магазин до входа в калитку школы № <...> составляет 105 метров.
В соответствии со ст. 23.49 КоАП РФ материалы проверки направлены ТОУ Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах.
ТОУ Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах 15.09.2014 вынесено определение № 14-14 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 17.09.2014, которое вручено нарочно Б. (стр. 2 определения) (л.д. 54).
Постановлением № 14-466 ТОУ Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах от 17.09.2014 ИП Б. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в сумме 5000,00 руб. (л.д. 55).
Основанием для привлечения Б. к административной ответственности послужил вывод административного органа о нарушении индивидуальным предпринимателем требований п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ).
Рассмотрение дела об административном правонарушении проходило в присутствии ИП Б. Подписью указанного лица 18.09.2014 также удостоверен факт получения копии акта со всеми приложениями и извещения о времени и месте рассмотрения административного дела.
ИП Б. не согласилась с указанным постановлением, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями. В своих доводах заявитель, указывает на то обстоятельство, что проверяемый объект находится не на прилегающей к школе территории, на которой запрещена продажа алкогольной продукции.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и вину ИП Б. в его совершении доказанными материалами дела об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях.
При этом согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со ст. 16 Закона № 170-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется организациями.
Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 2 ст. 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
в нестационарных торговых объектах;
несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.
К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 16 Закона № 171-ФЗ).
Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере торговли, причем в качестве непосредственного объекта следует рассматривать правоотношения в сфере торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.
Объективную сторону административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, образует нарушение установленных законодательством Российской Федерации правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением нарушений, которые прямо перечислены в частях 1, 2, 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ.
Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется умышленной формой вины, выраженной в прямом умысле.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" утверждены "Правила определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к образовательным учреждениям.
Территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория) (п. 4 Правил).
В соответствии с п. 5 Правил дополнительная территория определяется:
а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;
б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления (п. 7 Правил).
Согласно п. 8 Правил границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Во исполнение Закона № 171-ФЗ и Правил № 1425 Администрацией городского поселения г. Россошь Россошанского муниципального района принято постановление № 267 от 30.04.2013 "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление № 267).
Вышеуказанным постановлением установлены минимальные значения расстояния от объектов до границ прилегающих территорий, в том числе от образовательных организаций - 50 метров.
Пунктом 2 Постановления № 267 установлен способ расчета расстояний от организаций, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий, а именно: от здания лицея № <...> (ближайшее образовательное учреждение, где запрещена продажа алкогольной продукции), радиально отмеряется расстояние 50 метров, что и образует прилегающую территорию, включая дополнительную территорию стадиона.
Из картографической схемы, которая разработана на основании п. 3 Постановления № 267 видно, что здание, расположенное по адресу <...>, в котором расположен магазин, не попадает в зону, где запрещена торговля алкогольной продукции, и находится на расстоянии значительно превышающем 50 м.
Также Администрацией города Россошь выдана справка № 1789 от 19.09.2014, в которой указан принцип определения прилегающей территории к объектам, на которой запрещена продажа алкогольной продукции, а именно, что от здания лицея № <...> во все стороны отмеряется расстояние 50 метров, добавляется часть не вошедшей пришкольной территории и наносится в масштабе на карту.
В подтверждение довода о нарушении индивидуальным предпринимателем требований Закона № 171-ФЗ административным органом представлен план-схема (л.д. 105), составленный помощником межрайпрокурора Елтышевым Р.О. единолично.
Вместе с тем, информация о методе, с помощью которого определено расстояние от лицея № <...> до магазина, а также измерительный прибор, дата его поверки, с помощью которого произведены замеры, в материалы дела не представлены и документально не подтверждены.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства, свидетельствующих о наличии в действиях ИП Б. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
С учетом изложенных обстоятельств, учитывая недоказанность события и вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, Арбитражный суд считает постановление по делу об административном правонарушении от 17.09.2014 № 14-466 незаконным и подлежащим отмене полностью.
Заявление ИП Б. подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить полностью постановление по делу об административном правонарушении от 17.09.2014 № 14-466 о привлечении Индивидуального предпринимателя Б. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>, дата и место рождения <...>, место жительства <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000,00 рублей.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.
------------------------------------------------------------------