Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2014 N А14-13357/2014 <Заявленные требования административного органа о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за нарушение требований технических регламентов удовлетворены, так как индивидуальным предпринимателем нарушены правила хранения зерна, а также реализовано зерно без документов, подтверждающих его качество и безопасность>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2014 г. по делу № А14-13357/2014
(извлечение)
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области (далее - заявитель, административный орган, Управление Россельхознадзора по Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя главу крестьянского фермерского хозяйства Г. (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, ИП глава КФХ Г., индивидуальный предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Определением суда от 09.10.2014 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В течение сроков, установленных определением суда от 09.10.2014, заявителем представлялась копия должностного регламента государственного инспектора отдела надзора за качеством зерна и семенного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области и копия информационного письма от 19.12.2012 № ФС-СД-4/16996.
Материалы дела размещены на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, предусмотренном статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 указанной статьи.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены согласно ст. 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует.
26.09.2014 в 10 час. 00 мин. в соответствии с распоряжением административного органа от 06.08.2014 № 1223-р Управлением Россельхознадзора по Воронежской области в отношении ИП главы КФХ Г. проведена плановая выездная проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем обязательных требований законодательства Российской Федерации при использовании земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации и Таможенного союза при производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации зерна; производстве, транспортировке, реализации, обороте, хранении и использовании партий семян сельскохозяйственных растений с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере государственного земельного надзора; надзора в области качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов, и продуктов его переработки, и семенного контроля на основании плана проведения плановых проверок Управления Россельхознадзора по Воронежской области на 2014 год, утвержденного Приказами от 23.10.2013 № 180 и от 10.12.2013 № 213.
О проведении в отношении нее плановой выездной проверки лицо, привлекаемое к административной ответственности, было уведомлено надлежащим образом 18.09.2014, о чем свидетельствует отметка в уведомлении от 17.09.2014.
В ходе указанной проверки, проведенной административным органом по адресу: <...>, были выявлены следующие нарушения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна" (далее - ТР ТС 015/2011), Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании):
1) хранение зерна урожая 2014 года насыпью (ячменя в количестве 450 ц, озимой пшеницы в количестве 175 ц и подсолнечника в количестве 700 ц) осуществляется в принадлежащем индивидуальному предпринимателю на праве собственности нежилом здании лит. А площадью 402 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2013) совместно с пустой тарой из-под гербицидов, мешками с удобрениями 10 шт., железными бочками из-под ГМС 4 шт., пустыми мешками и запасными частями на сельскохозяйственную технику. На полу имеются масляные пятна с запахом горюче-смазочных веществ (части 2, 6, 9 статьи 4 ТР ТС 015/2011);
2) реализация зерна пшеницы кормовой и кукурузы кормовой урожая 2013 года в количестве 78 т с 01.11.2013 по 01.01.2014 К., Е., Ч., Ю., ИП Л. за наличный расчет (приходные кассовые ордера № 1, 2 от 23.11.2013, № 28 от 30.11.2013, № 29, 30, 31 от 01.12.2013) осуществлялась без документов, подтверждающих их качество и безопасность (декларации о соответствии, протоколов испытаний) (части 1, 2 статьи 3, ч. 1 ст. 7 ТР ТС 015/2011, часть 2 статьи 28 Закона о техническом регулировании).
Факты выявленных заявителем нарушений зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.10.2014, объяснении индивидуального предпринимателя от 02.10.2014.
02.10.2014 административным органом выдано предписание № 09/4-СТ Г. об устранении нарушения в срок до 01.12.2014, а именно: не хранить совместно с зерном токсические, горючие, химические вещества, горюче-смазочные вещества и нефтепродукты, пищевую и непищевую продукцию иного вида, чтобы не привести к загрязнению зерна; хранить зерно в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств; соблюдать требования к процессам хранения зерна, установленные настоящим техническим регламентом.
Полагая, что в действиях ИП главы КФХ Г. содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, государственный инспектор отдела надзора за качеством зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Воронежской области С., в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, составила протокол № 09/4-СТ от 02.10.2014 об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя, в котором Г. признала факт совершения вменяемого ей административного правонарушения и вину в его совершении.
Копия протокола получена индивидуальным предпринимателем 02.10.2014, о чем свидетельствует соответствующая отметка на процессуальном документе.
Материалы об административном правонарушении в отношении ИП главы КФХ Г. направлены заявителем в соответствии со ст. 28.3, п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду, в связи с чем, материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Воронежской области.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные Федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Уполномоченным органом по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об уполномоченных органах Российской Федерации" от 02.07.2013 № 533, является Управление Россельхознадзора.
Порядок хранения зерновой продукции регулируется нормами Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна".
Согласно ч. 2 ст. 4 ТР ТС 015/2011 в зернохранилищах при хранении зерна должны обеспечиваться условия, позволяющие исключить возможность самовозгорания зерна, а также условия, обеспечивающие взрыво- и пожаробезопасность.
Хранение зерна осуществляется в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства - члена Таможенного союза (ч. 6. ст. 4 ТР ТС 015/2011).
Частью 9 статьи 4 ТР ТС 015/2011 установлено, что в зернохранилищах не допускается хранить совместно с зерном токсичные, горючие химические вещества, горюче-смазочные материалы и нефтепродукты, а также пищевую продукцию иного вида и непищевую продукцию в случае, если это может привести к загрязнению зерна.
Материалами дела подтверждается факт невыполнения лицом, привлекаемым к ответственности, вышеуказанных требований технического регламента, и индивидуальным предпринимателем не оспаривается.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническим регулировании" ИП главы КФХ Г. обязана:
- выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
- указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
- предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии).
Частями 1, 2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза 015/2011 "О безопасности зерна" предусмотрено, что зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям указанного технического регламента.
Согласно ч. 1 ст. 7 ТР ТС 015/2011 зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 14 статьи 7 ТР ТС 015/2011 документы, подтверждающие соответствие, должны храниться у заявителя в течение не менее 10 лет со дня реализации партии зерна.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель реализовывала населению зерновую продукцию урожая 2013 года в количестве 78 т с 01.11.2013 по 01.01.2014 за наличный расчет (согласно разделу 4 статистической отчетности формы № 2-фермер за 2013 год) без документов, подтверждающих ее качество и безопасность (декларации о соответствии, протоколов испытаний), что Г. признается (объяснение от 02.10.2014).
Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Обстоятельствами дела подтверждается, что, осуществляя хранение и реализацию зерновой продукции, предприниматель должна была знать и соблюдать соответствующие требования технического регламента, а также осознавать, что их не соблюдение нарушает действующее законодательство.
Учитывая вышеизложенное, на основании ст. 2.2 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии вины предпринимателя в совершенном правонарушении.
Таким образом, в действиях ИП главы КФХ Г. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и является основанием для привлечения ее к административной ответственности.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (в ред. от 30.12.2012, с изменениями от 17.01.2013) постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о техническом регулировании не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что с 01.11.2013 по 01.12.2013 (в объяснениях КФХ Г. указала период с 01.11.2013 по 01.01.2014) индивидуальный предприниматель реализовала населению зерна пшеницы кормовой и кукурузы кормовой урожая 2013 года в количестве 78 т за наличный расчет (приходные кассовые ордера № 1, 2 от 23.11.2013, № 28 от 30.11.2013, № 29, 30, 31 от 01.12.2013).
Таким образом, на дату принятия решения (08.12.2014) срок давности привлечения ИП главу КФХ Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ по факту продажи с 01.11.2013 по 01.12.2013 зерновой продукции без документов, подтверждающих ее качество и безопасность, истек.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Учитывая в порядке статьи 4.2 КоАП РФ в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, признание индивидуальным предпринимателем своей вины, а также то, что Г. впервые привлекается к административной ответственности (административный орган подтверждает указанный факт в заявлении о привлечении к административной ответственности), принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ), суд находит возможным назначить ИП главе КФХ Г. наказание в виде штрафа в минимальном размере - 20 000 рублей.
В соответствии со ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 2.1, 4.1, частью 1 статьи 14.43, статьей 23.1 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 202, 205, 206, 227 - 229 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области (ОГРН 1093668009973, ИНН 3661046666) удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя главу крестьянского фермерского хозяйства Г. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>; <...>, место рождения: <...>; зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 22.09.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Воронежской области; проживающую по адресу: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
получатель - УФК по Воронежской области (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области);
расчетный счет - 40101810500000010004;
банк получателя - Отделение по Воронежской области Главного управления ЦБ РФ по ЦФО (Отделение Воронеж);
ИНН/КПП - 3661046666/ 366101001;
БИК - 042007001;
ОКТМО - 20701000;
КБК 08111690050056000140,
УИН - 081361В8В00000515208.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в порядке части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------