Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2014 по делу N А14-7539/2014 <В удовлетворении заявленных требований общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований отказано, так как им при оказании услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом не выполнены требования законодательства в сфере защиты прав потребителей>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу № А14-7539/2014
(извлечение)
"09" декабря 2014 г. (объявлена резолютивная часть).
"11" декабря 2014 г. (изготовлен полный текст).
Открытое акционерное общество "П" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Юго-Восточному территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 121 от 09.06.2014 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Определением суда от 01.07.2014 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 25.08.2014 в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств по делу суд привлек к участию в деле Белгородскую транспортную прокуратуру и перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства. Предварительное судебное заседание назначено на 17.09.2014 на 11 час. 30 мин. Судебное разбирательство арбитражного суда первой инстанции назначено на 17.09.2014 на 11 час. 30 мин.
Определением суда от 17.09.2014 предварительное судебное заседание отложено на 15.10.2014 на 14 час. 30 мин., дело назначено к судебному разбирательству на 15.10.2014 на 14 час. 40 мин.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, предварительное судебное заседание окончено 15.10.2014, в порядке ст. 137 АПК РФ суд перешел к судебному разбирательству в данном судебном заседании.
Рассмотрение дела откладывалось.
В ходе рассмотрения дела представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения требований заявителя.
Представитель третьего лица поддержал позицию административного органа.
В судебном заседании 02.12.2014 объявлялся перерыв до 09.12.2014.
Из материалов дела следует, что заместителем Белгородского транспортного прокурора при рассмотрении материалов проверки по факту блокирования 26.04.2014 на станции Белгород-Сумской группой лиц движения пригородного поезда № 6002 сообщением Белгород - Готня отправлением в 8 час. 40 мин. и в связи с выявлением признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, в присутствии генерального директора Общества Ш. 29.04.2014 было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО "П".
Постановление от 29.04.2014 о возбуждении административного дела и материалы проверки 06.05.2014 для рассмотрения направлены в Юго-Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.
Определением от 13.05.2014 рассмотрение дела назначено на 23.05.2014 (л.д. 114 т. 2).
В целях соблюдения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности в порядке ст. 29.4 КоАП РФ рассмотрение дела откладывалось.
Постановлением начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 09.06.2014 в присутствии законных представителей Общества ОАО "П" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000,0 руб.
Не согласившись с указанным постановлением ОАО "П" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
Согласно п. 5 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в том числе надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 23.49 КоАП РФ руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Кодекса продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются охраняемые государством общественные отношения, в области защиты прав потребителей, защищаемые путем установления обязательных требований к товарам, работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Объективную сторону этого правонарушения образуют действия субъекта по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг населению, не соответствующих по качеству, комплектности или упаковке требованиям, установленным стандартами, техническими условиями или образцами.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования регулируется Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), которым установлены их права, обязанности и ответственность.
Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, оказания услуг, по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг также предусмотрены Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В силу статьи 3 Устава пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители, пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
В свою очередь, согласно части 1 статьи 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, указанные законы и нормативные правовые акты распространяются на правоотношения между перевозчиками и физическими лицами, имеющими намерение воспользоваться, либо пользующимися услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 7 февраля 1992 года продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Исходя из положений статьи 18 Конституции Российской Федерации реализация гражданских прав определяет смысл, содержание и применение законов.
В соответствии со статьей 83 Устава физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) на любой поезд до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров.
Тем самым, право граждан на получение услуг, оказываемых железнодорожным транспортом, гарантировано Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Статьей 80 Устава на перевозчика и владельца инфраструктур возложена обязанность по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественного обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах. Пассажирские вагоны, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном состоянии и соответствовать требованиям санитарных норм, правил и других нормативных документов.
Как следует из материалов дела в соответствии с дополнительным соглашением от 09.09.2013 № 3 к Договору от 26.01.2012 № 28 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородной категории на территории Белгородской области в 2012 - 2014 (л.д. 144 - 153 т. 2) составность поезда № 6002 сообщением Белгород - Готня определена в количестве 3 вагонов.
Вместе с тем, Обществом в одностороннем порядке без учета и соблюдения условий, установленных п. п. 2.3.1, 2.4.2 договора, изменена составность поезда № 6002 с трех вагонов на один.
Доказательств обратного Обществом не представлено.
В результате одностороннего изменения Обществом условий договора и недостаточной вместимости пассажирского вагона, повлекли за собой невозможность получения соответствующих услуг, отвечающих требованиям законодательства, пассажирами, имеющими право и намерение на их получение, и задержку отправления пригородного поезда.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении административного дела от 29.04.2014, протоколом осмотра места происшествия от 26.04.2014 с материалами фотофиксации (л.д. 136 - 141 т. 2), объяснениями А. (л.д. 142 - 143 т. 2), Ч. (л.д. 108 - 109 т. 2), Г. (л.д. 110 - 111 т. 2), К. (л.д. 112 - 113 т. 2), З. (л.д. 59 - 60 т. 2), Б. (л.д. 61 - 62), коллективным обращением граждан от 26.04.2014 к руководству Юго-Восточной железной дороги.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О железнодорожном транспорте" от 10.01.2003 № 17-ФЗ подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров по железнодорожным путям общего пользования, независимо от своей принадлежности должен удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта".
Согласно п. 4.1 статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 7 февраля 1992 года условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Согласно сведениям, содержащимся в электронном паспорте вагона № 05831649, поданного 26.04.2014 к перевозке пассажиров по маршруту "Белгород - Готня", количество мест для сидения составляет 68 (л.д. 132 - 133 т. 1).
Из пояснений ОАО "П" следует, что количество стоячих мест в вагоне поезда № 6002 составляет 30 мест.
Анализ населенности поезда № 6002 сообщением "Белгород - Готня" за апрель месяц 2014 года (л.д. 134 т. 1), а также письмо ОАО "П" от 27.05.2014 № ППК-2115 (л.д. 51 т. 2), свидетельствуют об оформлении Обществом 26.04.2014 160 проездных документов.
При этом согласно п. 24 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473, проездной документ (билет), оформленный для разовой поездки в одном направлении на поезде пригородного сообщения без указания мест, действителен на одну поездку в течение календарных суток, указанных в билете, и одного часа следующих календарных суток.
Статьей 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 7 февраля 1992 года установлено право потребителя на получение безопасной для жизни, здоровья потребителя, не причиняющей вреда имуществу потребителя услуги.
Указанное выше подтверждает переполненность пассажирами 26.04.2014 вагона поезда № 6002 и свидетельствует о невыполнении Обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании услуг по перевозке пассажиров пригородного поезда № 6002 сообщением "Белгород - Готня".
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте" от 10.01.2003 № 17-ФЗ одним из принципов функционирования железнодорожного транспорта является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.
Пунктом 7 Приказа Минтранса России от 19.12.2013 № 473 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом" предусмотрена возможность оформления проездных документов (билетов) по ручной технологии разъездными билетными кассирами.
В нарушение статьи 83 Устава в данном случае было нарушено право пассажиров на приобретение проездных документов у разъездных билетных кассиров Общества в вагоне поезда из-за скученности, либо отсутствия возможности попасть в единственный вагон пригородного поезда сообщением "Белгород - Готня" № 6002, отправлением согласно графика со ст. Белгород в 08 часов 40 минут 24 апреля 2014 года.
Тем самым, фактически гражданам было отказано в продаже билетов, хотя они могли реализовать свои права путем приобретения их непосредственно в вагоне согласно требований федерального законодательства.
Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе, информацией ОАО "П", содержащейся в письме от 27.05.2014 № ППК-2115 (л.д. 50 т. 2).
Кроме того, Обществу вменяется неисполнение требований ст. 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года № 2300-1.
В силу статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 6 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, содержится перечень информации, которую перевозчик обязан своевременно предоставить пользователям услугами (в наглядной и доступной форме).
Сведения об изменении составности (количества вагонов) поезда в указанный перечень не включен.
Следовательно, Обществом не допускало нарушений ст. 10 Закона № 2300-1.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса).
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Деяние ОАО "П" следует признать виновным, поскольку у него имелась возможность для соблюдения правил и норм в сфере обеспечения требований в сфере защиты прав потребителей. Вместе с тем, Обществом не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение данных требований законодательства.
Второй вагон для пассажиров, желающих уехать 26.04.2014 поездом № 6002, был подан ОАО "П" после возникновения инцидента и привело к задержке отправления поезда более чем на полтора часа. Указанное обстоятельство также подтверждает переполненность вагона поезда № 6002, и, следовательно, ненадлежащее оказание услуг Обществом.
Обществом не представлено доказательств того, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от заявителя действующими правовыми актами, обществом приняты все меры для надлежащего исполнения требований законодательства. Какие-либо чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля со стороны заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей, судом не установлены.
Ссылка заявителя на уменьшение количества вагонов поезда № 6002 ввиду наличия задолженности по договору № 28 от 26.01.2014 с учетом области применения обязательственного права и предмета настоящего дела признается необоснованной.
Пороки постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.04.2014, указанные заявителем, с учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения административного дела и настоящего дела в суде, не могут быть признаны основанием для отмены постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта совершении заявителем правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе административного производства судом не установлено, штраф назначен в минимальном размере санкции, установленной ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
С учетом объективной стороны совершенного Обществом правонарушения оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления.
В соответствии с п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Исходя из положений ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, поэтому в данном случае госпошлина в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167, 168 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "П" (ОГРН <...>, ИНН <...>, г. Воронеж) о признании незаконным и отмене постановления Юго-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту от 09.06.2014 № 121 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанций через Арбитражный суд Воронежской области.
------------------------------------------------------------------