Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2014 по делу N А14-15091/2014 <Заявленные требования о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности не содержит уголовно наказуемого деяния, удовлетворены, так как им в установленный срок не включена необходимая информация в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу № А14-15091/2014
(извлечение)
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области обратилось Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего К.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Определением суда от 19.11.2014 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 17.12.2014.
В ходе судебного заседания 17.12.2014 заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, сослался на доводы, изложенные в заявлении, суду пояснил, что арбитражным управляющим совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Арбитражный управляющий нарушения признал. Пояснил, что допущенные нарушения не повлекли нарушения прав кредиторов, а также указал на их устранение в настоящее время. Замечаний по процедуре привлечения к административной ответственности не имеет.
Предварительное судебное заседание с учетом мнения лиц, участвующих в деле, окончено 17.12.2014, в порядке ст. 137 АПК РФ суд перешел к судебному разбирательству.
В судебном заседании 17.12.2014 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.12.2014. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2014 по делу № А14-233/2014 в отношении индивидуального предпринимателя М.Р. (далее - ИП М.Р., должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден К.В.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2014 по делу № А14-233/2014 ИП М.Р. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден К.В.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.01.2014 по делу № А14-6587/2013 индивидуальный предприниматель М.В. (далее - ИП М.В.) признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден К.В.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 02.09.2014 по делу № А14-6587/2013 процедура конкурсного производства в отношении ИП М.В. завершена.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В силу Приказа Министерства экономического развития РФ от 14.05.2010 № 178 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях", должностные лица территориальных органов, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, имеют право в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе, по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 20.05.2010 № 88 "Об утверждении перечня должностных лиц отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях" (в редакции Приказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 22.07.2013 № П/164 "О внесении изменений в приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 20.05.2010 № 88") заместитель начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области имеет право в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе, по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Как указывает заявитель, при ознакомлении с материалами дел № А14-233/2014 о несостоятельности (банкротстве) ИП М.Р. и № А14-6587/2013 о несостоятельности (банкротстве) ИП М.В. в Арбитражном суде Воронежской области в том числе с: уведомлением о собрании кредиторов ИП М.В. от 01.07.2014 (вх. № 3526/02 от 02.07.2014), копией протокола собрания кредиторов ИП М.В. от 16.07.2014, копией определения Арбитражного суда Воронежской области от 02.09.2014 по делу № А14-6587/2013 о завершении конкурсного производства в отношении ИП М.В., выпиской из Единого федерального реестра сведений о банкротстве в отношении ИП М.В., копией решения Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2014 по делу № А14-233/2014 о признании несостоятельным (банкротом) ИП М.Р., выпиской из Единого федерального реестра сведений о банкротстве в отношении М.Р., обнаружены данные, указывающие на нарушения действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) конкурсным управляющим К.В.
Управлением Росреестра по Воронежской области в адрес арбитражного управляющего К.В. направлены уведомления о необходимости обеспечить явку для дачи объяснений по вопросу исполнения обязанностей арбитражного управляющего ИП М.В. и ИП М.Р. № 09-9554-ОК от 01.10.2014 и № 09-10418-НЧ от 22.10.2014 (уведомление Почты России с отметкой о вручении от 24.10.2014).
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ в отношении К.В. 28.04.2014 в отсутствие арбитражного управляющего К.В., надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, должностным лицом Управления составлен протокол от № 00313614 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Материалы об административном правонарушении были направлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные Федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
В силу части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 25000,00 руб. до 50000,00 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Как установлено ч. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В указанных целях арбитражный управляющий должен соблюдать требования, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и иными нормативными актами.
Согласно п. 6.1 ст. 28 Закона о банкротстве не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры. Такое сообщение должно содержать следующие сведения:
- наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
- наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
- фамилия, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
- наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III.1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;
- наличие жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;
- стоимость выявленного в результате инвентаризации имущества должника и дата окончания инвентаризации в случае, если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, проводилась инвентаризация;
- сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, в том числе с указанием размера выплаченного арбитражному управляющему вознаграждения и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, оснований для превышения размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;
- балансовая стоимость (при наличии) имущества должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также дата, на которую эта стоимость определена;
- выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
- источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве;
- дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.
В силу п. 6.2 ст. 28 Закона о банкротстве по результатам наблюдения соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:
- даты вынесения судебных актов о введении наблюдения и об окончании наблюдения, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
- размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании наблюдения (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе наблюдения требований по каждой очереди требований;
- выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника), сведения о дате проведения первого собрания кредиторов и принятых им решениях, сведения о резолютивной части судебного акта по результатам наблюдения.
Пункты 6.1, 6.2 ст. 28 Закона о несостоятельности (банкротстве) введены пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 02.07.2013 № 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 2 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона от 02.07.2013 № 189-ФЗ пункт 1 статьи 1 вступает в силу с 01.07.2014.
Административным органом в ходе проверки установлено, что в нарушение п. 4 ст. 20.3, п. п. 6.1, 6.2 ст. 28 Закона о несостоятельности (банкротстве) арбитражный управляющий К.В. в установленный срок не включил в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве:
- в качестве сведений сообщение о результатах процедуры наблюдения в отношении ИП М.Р. по делу № А14-233/2014 (решение суда от 26.08.2014);
- в качестве сведений сообщение о результатах процедуры конкурсного производства в отношении ИП М.В. по делу № А14-6587/2013 (определение о завершении конкурсного производства от 02.09.2014).
Вышеназванные действия (бездействие) арбитражного управляющего в своей совокупности образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Арбитражным управляющим не представлено доказательств надлежащего исполнения требований законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Обстоятельств, свидетельствующих о том, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для недопущения административного правонарушения, судом не установлено и из материалов дела не усматривается.
Исходя из изложенного, суд полагает доказанной вину арбитражного управляющего в совершении вмененного ему правонарушения.
При таких обстоятельствах в действиях арбитражного управляющего К.В. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
При этом суд учитывает, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
Арбитражный управляющий К.В. обязан был не допустить при выполнении возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего должника нарушений требований Закона о банкротстве, но сознательно не сделал этого.
Ссылка арбитражного управляющего К.В. на устранение допущенных нарушений в ноябре 2014 года не является основанием для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Из пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 № 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП Российской Федерации, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Таким образом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в недобросовестном и пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период конкурсного производства.
Кроме того, административные правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, совершены одновременно по двум делам.
С учетом диспозиции ст. 2.9 КоАП РФ, учитывая отсутствие информации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, что нарушает право кредиторов на получение соответствующей информации, суд не находит оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности арбитражным управляющим не оспаривается.
Действующая редакция части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за административное правонарушение в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Смягчающие, отягчающие вину обстоятельства судом не установлены.
Тем самым, принимая во внимание указанные выше обстоятельства дела, суд считает возможным назначить арбитражному управляющему К.В. за совершенное правонарушение наказание в виде административного штрафа в размере 25000,00 руб.
Руководствуясь ч. 3 ст. 14.13, ст. 23.1 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
Признать арбитражного управляющего К.В., <...>, зарегистрированного по адресу: <...>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 25000,00 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Воронежской области (Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области),
ИНН 3664062360
КПП 366401001
БИК 042007001
р/с 40101810500000010004,
БИК 042007001,
КБК 321 1 1690040 04 6000 140
ОКАТО 20 401 000 000.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Воронежской области.
------------------------------------------------------------------