Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 26.12.2014 N 1.6-2014 "О результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ эффективности использования спортивных сооружений в муниципальных образованиях Воронежской области, построенных с использованием средств областного бюджета в 2011 - 2013 годах"
Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 26.12.2014 № 23 (138)
ОТЧЕТ № 1.6-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ "АНАЛИЗ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ,
ПОСТРОЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
В 2011 - 2013 ГОДАХ"
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: п. 1.6 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение от 08.08.2014 № 55.
Цель мероприятия: оценка эффективности использования спортивных сооружений в муниципальных образованиях Воронежской области, построенных с использованием средств областного бюджета в 2011 - 2013 годах.
Срок проведения мероприятия: с 17 ноября по 5 декабря 2014 года.
Вопросы мероприятия:
1. Анализ нормативных правовых актов РФ и Воронежской области, регулирующих вопросы развития физкультуры и спорта и хозяйственной деятельности объектов физкультуры и спорта.
2. Анализ закрепления физкультурно-спортивных сооружений за муниципальными организациями.
3. Анализ результатов паспортизации физкультурно-спортивных объектов в муниципальных образованиях.
4. Анализ технического состояния физкультурно-спортивных сооружений.
5. Анализ обеспеченности спортивным оборудованием и потребности в дооснащении спортсооружений.
6. Анализ осуществления приносящей доход деятельности в организациях, которым спортсооружения переданы в пользование.
7. Анализ структуры расходов местных бюджетов на эксплуатацию (функционирование) физкультурно-спортивных объектов, в том числе:
- расходов на оплату труда персонала спортсооружений;
- расходов услуги ЖКХ;
- расходов на ремонт, реконструкцию или иные дополнительные строительные работы после сдачи в эксплуатацию физкультурно-спортивных сооружений;
- иных расходов.
8. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности организаций, на балансе которых находятся физкультурно-спортивные объекты, оценка достаточности объемов финансирования спортсооружений из местных бюджетов.
9. Анализ формирования и исполнения муниципальных заданий для муниципальных учреждений, управляющих спортсооружениями.
10. Оценка эффективности расходов областного бюджета на строительство спортивных сооружений с учетом интенсивности их использования в муниципальных районах области.
Результаты мероприятия:
Строительство и реконструкция объектов физической культуры и спорта в муниципальных образованиях в период с 2010 по 2013 годы финансировались в рамках областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Воронежской области на 2007 - 2015 годы", утвержденной постановлением областной Думы от 22.11.2006 № 648-IV-ОД. Действие программы досрочно завершено в 2013 году и, начиная с 2014 года, аналогичные инвестиции осуществляются в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением правительства области от 31.12.2013 № 1202.
В 2010 - 2014 годах общая сумма инвестиций из федерального, областного и местного бюджетов в развитие материальной базы регионального спорта составила около 5,9 млрд. рублей. Структура капитальных вложений по источникам средств представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Структура капитальных вложений
в спортсооружения за 2010 - 2014 годы
Тем самым планировалось создать условия для повышения качества жизни населения и выполнения одной из задач Стратегии социально-экономического развития Воронежской области - в 2020 году по сравнению с 2010 годом удвоить численность населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, довести этот показатель к 2020 году до 900 тыс. человек.
На 2014 год показатель установлен в объеме 600 тыс. человек, однако, уже в 2013 году он был превышен и составил 680,5 тыс. человек. Только за один 2013 год численность систематически занимающихся физической культурой и спортом выросла на 18,9%. Динамика численности населения, систематически занимающегося спортом, приведена на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Динамика численности населения области,
систематически занимающегося спортом
Это стало возможным благодаря тому, что после 2010 года в регионе многократно возросли объемы строительства спортсооружений (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Динамика финансирования строительства объектов
спорта в Воронежской области
В результате в 2013 году были перевыполнены все показатели, предусмотренные областной целевой программой развития физической культуры и спорта (по количеству проведенных мероприятий, подготовленных спортсменов-разрядников и членов сборных команд, завоеванных призовых мест). По итогам проведения в 2013 году Всероссийской акции "Зарядка с чемпионом", направленной на пропаганду здорового образа жизни, Воронежская область получила диплом лауреата от Министерства спорта РФ.
В то же время, как следует из диаграммы 3, проектом закона об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов с учетом экономической ситуации планируется резкое сокращение бюджетных инвестиций, в том числе и в объекты спорта. В связи с этим повышается актуальность мер по обеспечению эффективности использования уже построенных объектов.
В ходе мероприятия анализировалась деятельность 15 спорткомплексов, построенных и введенных в эксплуатацию в 2011 - 2013 годах с участием областного бюджета, в том числе: 3 ледовых дворца, 10 спорткомплексов с плавательным бассейном и 3 спорткомплексов с универсальным спортивным залом.
Ледовые дворцы построены в Бобровском, Лискинском и Россошанском районах:
- МКОУ ДОД Бобровская ДЮСШ "Ледовый дворец имени Вячеслава Фетисова";
- МКУ "Ледовый дворец" г. Лиски;
- МКУ СОК "Ледовый дворец "Россошь".
Спорткомплексы с плавательным бассейном введены в эксплуатацию в следующих 9 муниципальных образованиях:
- Лискинский район (МКОУ "Давыдовская СОШ");
- Новохоперский район (МКОУ ДОД Новохоперского МР ВО "Детско-юношеская спортивная школа");
- Аннинский (МКОУ ДОД "Аннинская ДЮСШ");
"Дворец спорта ХАВА"
- Верхнехавский (МБУ "ФОК "Дворец спорта ХАВА");
- Острогожский (МКУ СОК "Жемчужина");
- Поворинский (РМАУ "Поворинский физкультурно-спортивный центр");
- Подгоренский (МБУ ФОК "Олимп");
- Семилукский (МБОУ ДОД "Землянская ДЮСШ");
- Хохольский (МБУ СОЦ "Дельфин").
Спорткомплексы с универсальными спортивными залами построены:
- в городском округе город Воронеж (рп Придонской) - МБОУД ДОД "СДЮСШОР № 9";
- Петропавловском районе - МКОУ ДОД "Петропавловская ДЮСШ";
- Борисоглебском городском округе - МБОУ ДОД БДЮЦ "Физкультура и спорт".
В 2014 году на территории области в соответствии с Приказом управления физической культуры и спорта Воронежской области от 17.03.2014 № 222-ОД "О паспортизации объектов спорта Воронежской области" и утвержденным положением организована паспортизация всех спортивных сооружений, отвечающих установленным требованиям. Работа осуществляется подведомственной управлению организацией - государственным бюджетным учреждением "Спортсооружения", в котором определены лица, ответственные за оформление и учет паспортов, а также формирование базы данных на более чем 150 объектов (все спортивные объекты, где проходят занятия физической культурой, включая спортивные залы школ). Сведения паспортов и информация, поступившая по запросам Контрольно-счетной палаты, подтверждают, что все сданные в эксплуатацию спортсооружения переданы на баланс муниципальным физкультурно-спортивным организациям и используются в соответствии с целевым назначением.
Анализ информации о техническом состоянии объектов показал, что абсолютное большинство из них соответствует предъявляемым требованиям. Вместе с тем в процессе эксплуатации спорткомплекса ДЮСШ г. Борисоглебска был выявлен ряд дефектов, для устранения которых спортшколе необходимо более 2,0 млн. рублей (ремонт искусственного покрытия футбольного поля, доработка системы наружного освещения, канализации и пожаротушения, ремонт стен внутренних помещений и т.д.).
В Аннинской ДЮСШ к новому спорткомплексу нет претензий, но требуется ремонт мягкой кровли, полов и отопительной системы в старом спортивном зале на общую сумму 2,3 млн. рублей.
Недостатки выбранных проектных решений проявились после начала эксплуатации двух ледовых дворцов - в городах Лиски и Россошь, в которых требуются дополнительные капитальные вложения (соответственно - 3,3 и 6,3 млн. рублей) для создания большего количества раздевалок.
В ходе мероприятия проанализированы планы учреждений по дальнейшему развитию. В результате установлено, что средства на приобретение нового дорогостоящего оборудования на сумму более 5,0 млн. рублей планируется направить только ледовым дворцом "Россошь" (приобретение профессиональных хоккейных ворот, информационного табло, машины для заливки льда).
Остальные муниципальные физкультурно-спортивные организации приобретение дорогостоящего оборудования не планируют. Согласно поступившей информации детско-юношеские спортивные школы нуждаются в спортивной форме и инвентаре: мячах и сетках для командных видов спорта, в лыжах, коньках (в т.ч. - роликовых), в луках, в шариках и воланах, в ракетках, в штангах и защитной экипировке для единоборств и т.п.
Принимая во внимание, что областным бюджетом на 2015 год и плановый период предусмотрено существенное сокращение капитальных вложений, в том числе - в объекты спорта, необходимо, по мере возможности, улучшать финансирование нужд спортивных организаций в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие физической культуры и спорта". В этом случае негативный эффект от замедления строительства новых спортсооружений возможно компенсировать более интенсивным использованием имеющихся. Относительно небольшими средствами можно обеспечить достойные условия для тренировок и соревнований. Тем самым мы сохраним контингент и привлечем новых перспективных учеников в спортивные школы, повысим привлекательность здорового образа жизни. Особого внимания требуют ДЮСШ в муниципальных районах области, учитывая невысокий уровень жизни населения в сельской местности, которая в то же время всегда была богата спортивными талантами.
Задачу улучшения финансового обеспечения своей деятельности учреждения спорта частично способны решать собственными силами. Представленная информация о результатах финансовой деятельности учреждений спорта показывает, что помимо бюджетных субсидий за счет доходов от оказания платных услуг финансируются дополнительные расходы 12 из 15 организаций. Но следует отметить, что, как правило, преимущества для привлечения внебюджетных доходов имеют ледовые дворцы спорта и физкультурно-оздоровительные комплексы с плавательными бассейнами. Более наглядно сравнить уровень развития платных услуг в относительных показателях позволяют данные таблицы и диаграммы 4.
тыс. рублей
Наименование учреждения
Ввод в эксплуатацию
Расходы, всего
В том числе за счет платных услуг
2013
9 мес. 2014
2013
9 мес. 2014
МКУ ГП г. Лиски "Ледовый дворец"
Февраль 2011
15 192,2
11 972,8
8 923,6
5 575,1
МБУ ФОК "ДВОРЕЦ СПОРТА "ХАВА"
Ноябрь 2012
18 194,1
11 456,5
6 628,2
3 807,5
МКУ СОК "Ледовый дворец "Россошь"
Сентябрь 2008
21 154,9
17 081,8
4 083,1
2 429,2
МБУ СОЦ "ДЕЛЬФИН", рп Хохольский
Декабрь 2009
10 383,2
8 078,0
2 536,4
1 770,0
МКУ СОК "Жемчужина", г. Острогожск
Март 2010
14 305,7
11 528,1
2 754,4
1 597,5
РМАУ "Поворинский физкультурно-спортивный центр"
Декабрь 2013
-
11 354,2
-
2 373,6
МБУ ФОК "Олимп" Подгоренского МР
Январь 2013
10 770,9
10 665,8
702,9
699,1
МКОУ ДОД Новохоперского МР ВО ДЮСШ
Октябрь 2013
16 238,0
18 911,5
206,2
885,1
МБОУ ДОД Землянская ДЮСШ
Сентябрь 2013
1 966,8
13 443,0
432,4
394,6
МБОУ ДО "Борисоглебская ДЮСШ"
Сентябрь 2011
24 023,7
18 434,5
778,71
287,7
МКОУ "Давыдовская ДЮСШ"
Август 2013
482,1
5 916,6
84,0
84,0
МКОУ ДОД Петропавловская ДЮСШ
Декабрь 2013
3 001,0
3 098,6
-
-
МБОУ ДОД СДЮСШОР № 9 пос. Придонской
Январь 2012
24 754,3
16 588,4
12,9
2,8
МКОУ ДОД Бобровская ДЮСШ "Ледовый дворец им. В. Фетисова"
Март 2010
19 277,6
15 429,7
4,6
2,7
МКОУ ДОД Аннинская ДЮСШ
Август 2012
-
18 467,5
-
-
Диаграмма 4. Доля доходов от платных услуг в общей сумме
доходов спортсооружений за 9 мес. 2014 года
Диаграмма показывает, что существует возможность снизить нагрузку на местные бюджеты за счет оказания платных услуг населению. Так, поступления от платных услуг Ледового дворца г. Лиски, Дворца спорта "Хава", спортивных центров в Хохольском и Поворино составляют от 20 до 47 процентов всех доходов и сопоставимы с объемами бюджетного финансирования. Сказывается более широкий выбор залов и помещений, возможность расширять перечень оказываемых услуг, заключать договоры на проведение соревнований и спортивно-массовых мероприятий. Спортивные сооружения ДЮСШ имеют более узкую специализацию, а их деятельность ориентирована, в первую очередь, на создание оптимальных условий для тренировок своих учеников. Поэтому их доходы от оказания платных услуг существенно ниже либо полностью отсутствуют.
Анализ прейскурантов цен на платные услуги выявил широкое применение льгот для детей и дошкольного, и школьного возраста, гибкой системы цен в зависимости от времени суток. В Ледовом дворце в г. Лиски расценки на услуги не менялись с 2012 года, что повышает доступность дворца для населения. Следует отметить, что из представленных ледовых дворцов все три действуют как казенные учреждения. Это означает, что все доходы от платных услуг зачисляются непосредственно в местные бюджеты, деятельность учреждений прозрачна для контроля и планирования со стороны органов местного самоуправления.
Общая сумма затрат на содержание большинства учреждений (с учетом бюджетных и внебюджетных источников) составляет в среднем 15 - 20 млн. рублей. Лишь в отдельных спортивных школах, таких как СДЮСШОР № 9 и Борисоглебская ДЮСШ годовая сумма финансирования приближается к 25 млн. рублей, что определяется большой численностью обучающихся 1100 - 1300 чел. Среднесписочная численность работников СДЮСШОР № 9 составляла в 2012 - 2013 годах 65 чел., а доля расходов на заработную плату с начислениями составляла более 80%.
Структура расходов учреждений анализировалась по данным бухгалтерской отчетности. Преобладающими видами расходов являются коммунальные услуги (до 30%) и заработная плата с начислениями (от 40% до 80%) (диаграмма 5). У ледовых дворцов на заработную плату с начислениями приходится только около 30% расходов в связи с более высокой долей затрат на коммунальные услуги и иные расходы.
Диаграмма 5. Структура расходов на содержание объектов
спорта, %
На момент проведения мероприятия финансирование из местных бюджетов обеспечивает первоочередные потребности спортивных учреждений. Согласно представленной информации и данным бухгалтерской отчетности учреждения осуществляют расходы на содержание спортсооружений в пределах выделенных лимитов, просроченная кредиторская и дебиторская задолженность отсутствует, в т.ч. - по оплате коммунальных и иных услуг. Как отмечено выше, новые спортивные объекты (за единичными исключениями) в настоящее время не требуют затрат на ремонт, что некоторое время также будет сдерживать появление дополнительных бюджетных расходов на их содержание и не приведет к повышению нагрузки на местные бюджеты. Однако в будущем затраты на поддержание технического состояния зданий станут неизбежными.
Для оценки интенсивности использования объектов спорта использовались данные паспортов об их полезной площади и пропускной способности, информация о количестве посетителей. Результаты, представленные на диаграмме, показывают в целом достаточный уровень загрузки объектов. Лучшие показатели имеют спортсооружения в Боброве, В. Хаве, Россоши, Хохольском (диаграмма 6). Еще недостаточно интенсивно используются возможности Новохоперской ДЮСШ и Поворинского ФСЦ, но эти сооружения введены в эксплуатацию одними из последних - в четвертом квартале 2013 года.
Диаграмма 6. Сравнение пропускной способности и количества
посещений за 9 мес. 2014 года
Также всеми организациями представлена информация о количестве проведенных мероприятий, об участии учеников спортивных школ в соревнованиях, а также о планируемом расширении образовательных программ по видам спорта и оказываемым услугам. Например, с января 2015 года в физкультурно-оздоровительном комплексе "Юность" (г. Борисоглебск) будут проводится учебно-тренировочные занятия по гандболу, увеличится количество учебно-тренировочных групп по легкой атлетике, гиревому спорту и волейболу. Давыдовская ДЮСШ открывает отделение плавания, Петропавловская - греко-римской борьбы.
Следует отметить, что работа некоторых спортсооружений может служить примером не только для Воронежской области, но и получила высокую оценку в Минспорте России. Так, по результатам всероссийского конкурса физкультурно-оздоровительный комплекс "Хава" вошел в число 25 лучших в номинации "Спортивный объект России" - 2014. Комплекс предоставляет самый широкий выбор услуг, помимо учебно-тренировочных занятий в бассейне и залах: общий и специальные виды традиционного ручного массажа, косметический, гидро- и вакуумный массаж, фитобочка. На территории ФОК создан даже детский парк с игровыми аттракционами.
Выводы:
Капитальные вложения в инфраструктуру массового и профессионального спорта Воронежской области, осуществленные в 2010 - 2014 годах, позволили существенно улучшить обеспеченность всех муниципальных районов спортивными сооружениями и повлияли на увеличение количества населения области, систематически занимающегося спортом.
Построенные объекты переданы в управление муниципальным учреждениям спорта и используются по назначению. Уровень загрузки объектов, в целом, достаточный.
Местными бюджетами обеспечиваются расходы на содержание объектов спорта в пределах установленных лимитов, просроченная задолженность отсутствует. Техническое состояние объектов соответствует предъявляемым требованиям, за исключением МБОУ ДОД БДЮЦ "Физкультура и спорт", г. Борисоглебск.
Предложения:
Направить информацию по результатам мероприятия в управление физической культуры и спорта Воронежской области.
Начальник инспекции
экспертно-аналитической работы
Н.С.ЗАХАРОВА
Руководитель мероприятия
А.О.КРАВЕЦ-ГОМЗА
------------------------------------------------------------------