Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 26.12.2014 N 2.53-2014 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и текущем периоде 2014 года департаменту труда и занятости населения Воронежской области в рамках реализации региональной программы "Содействие занятости населения"
Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 26.12.2014 № 23 (138)
ОТЧЕТ № 2.53-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2013 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2014 ГОДА
ДЕПАРТАМЕНТУ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.53 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение заместителя председателя - аудитора Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 29.09.2014 № 68.
Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и текущем периоде 2014 года департаменту труда и занятости населения Воронежской области и его подведомственным учреждениям в рамках реализации региональной программы "Содействие занятости населения".
Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
- департамент труда и занятости населения Воронежской области - акт от 25.11.2014 № 2.53-2014;
- ГКУ ВО "Центр занятости населения Острогожского района" - акт от 14.11.2014 № 2.53/1-2014;
- ГКУ ВО "Центр занятости населения "Молодежный" - акт от 24.11.2014 № 2.53/2-2014;
- ГКУ ВО "Центр занятости населения Калачеевского района" - акт от 14.11.2014 № 2.53/3-2014.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 01.10.2014 по 25.11.2014 (срок проведения проверки был продлен по причине болезни сотрудников, а также в связи с подготовкой заключения на проект бюджета 2015 года).
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Анализ финансового обеспечения государственной программы, своевременности и обоснованности внесения изменений и дополнений в программу.
2. Соблюдение объектами проверки в процессе реализации программных мероприятий Бюджетного кодекса РФ, федерального и областного законодательства.
3. Проверка соответствия деятельности ГКУ ВО ЦЗН районов, целям и задачам, определенным в учредительных документах. Обеспечение ими в ходе реализации программных мероприятий государственных гарантий в области занятости населения, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции.
4. Анализ формирования и выполнения государственных заданий по программным мероприятиям.
5. Проверка законности и результативности использования департаментом и ГКУ ВО ЦЗН районов средств областного бюджета, выделенных на реализацию программных мероприятий ОЦП "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы" и государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения".
6. Анализ соблюдения законодательства и эффективности использования бюджетных средств при предоставлении государственных услуг в рамках реализации программных мероприятий. Обеспечение выполнения показателей оценки качества и объемов оказываемых государственных услуг и функций.
7. Достижение утвержденных целевых показателей программ.
8. Обеспечение целевого и эффективного использования имущества закрепленного за департаментом и подведомственными учреждениями на праве оперативного управления. Проверка наличия правоустанавливающих документов на это имущество.
9. Анализ отчетности и исполнения смет доходов и расходов.
10. Проверка состояния внутриведомственного контроля деятельности подведомственных учреждений.
11. Проверка соблюдения законодательства при осуществлении закупок в процессе реализации программы.
Результаты контрольного мероприятия
Ответственным исполнителем областной целевой программы "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы" и государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения" является департамент труда и занятости населения Воронежской области (далее по тексту - Департамент, ДТЗ ВО).
Департамент выступает учредителем 41 подведомственного учреждения, 39 из которых реализуют программные мероприятия "Содействие занятости населения". Это государственные казенные учреждения Воронежской области центры занятости населения (ЦЗН, центры занятости), расположенные в городе Воронеже и районах области.
Проверка законности и результативности использования средств на реализацию областной целевой программы "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы" и государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения"
Целью областной целевой программы "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы" (далее по тексту "ОЦП") является снижение уровня безработицы за счет сбалансированности структурных характеристик рынка труда Воронежской области в целом и ее территориальных образований. В декабре 2013 года указанная программа досрочно завершена. В 2014 году началась реализация государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения" (далее по тексту "ГП"), утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1201, которая состоит из двух подпрограмм:
- подпрограмма 1 "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"; в подпрограмму вошли мероприятия досрочно завершившейся ОЦП "Содействие занятости населения" и ДОЦП "Доступная среда";
- подпрограмма 2 "Обеспечение реализации государственной программы".
Объем финансирования за 2013 год составил 674673,2 тыс. рублей, за 9 месяцев 2014 года - 688257,8 тыс. рублей.
Источники финансовых средств ОЦП и ГП представлены в таблице.
№ п/п
Источник финансирования
Общий объем финансирования по плану
Фактически израсходовано
% выполнен.
2013 год
2014 год
2013 год
9 мес 2014 года
2013 год
9 мес 2014 года
1
Федеральный бюджет
542819,6
633561,7
542816,9
407782,2
100
64,4
2
Областной бюджет
84646,1
357609,2
84617,3
248542,7
100
69,5
3
Местные бюджеты
14051,4
10629,5
14051,4
10629,5
100
100
4
Внебюджетные средства
33187,6
21303,4
33187,6
21303,4
100
100
ИТОГО
674704,7
1023103,8
674673,2
688257,8
100
67,3
Факт расходования внебюджетных средств и средств местных бюджетов в 2013 году на общую сумму 47239,0 тыс. рублей и 31932,9 тыс. рублей в 2014 году документально не подтвержден. Это средства местных бюджетов и работодателей, выплачиваемых при осуществлении социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений при реализации программных мероприятий.
Наибольший объем бюджетных средств приходится на реализацию мероприятия "Социальная поддержка безработных граждан". В 2013 году израсходовано 542816,9 тыс. рублей, что составляет 86,5% всех расходов бюджетных средств по ОЦП, за 9 месяцев 2014 года - 397360,1 тыс. рублей, или 85,8% расходов подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан". Финансирование мероприятия осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Средства израсходованы на выплату пособий по безработице и материальной помощи; досрочные пенсии; выплату стипендий безработным, направленным на обучение; услуги сберегательного банка. В рамках данного мероприятия услуги получили 40,4 тыс. безработных в 2013 году и 30,2 тыс. человек - за 9 месяцев 2014 года.
Следующим наиболее финансово емким мероприятием является "Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности", на которое приходится 6,9% расходов бюджетных средств - в 2013 году (43502,3 тыс. рублей) и 5,1% (23413,3 тыс. рублей) - за 9 месяцев 2014 года. Мероприятие направлено на повышение конкурентоспособности безработных граждан путем предоставления им возможности приобретения новой профессии, освоения второй смежной специальности или повышения квалификации по уже имеющейся специальности. Профессиональное обучение безработных граждан проводится по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. В рамках данного мероприятия в 2013 году обучено 3327 человек при плане 3100, за 9 месяцев 2014 года - 2551 человек при годовом плане 2620.
Нормативными документами, регламентирующими организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, не предусмотрено осуществление центром занятости последующего контроля за трудоустройством граждан, прошедших обучение. Выездные проверки в ЦЗН "Молодежный", Острогожского и Калачеевского районов показали, что учреждениями самостоятельно отслеживается дальнейшее трудоустройство безработных граждан, завершивших профессиональное обучение по направлениям ЦЗН. Согласно представленной информации после завершения обучения в 2013 году в Острогожском районе нашли работу 75% граждан (от направленных), в Калачеевском соответственно - 83%, в г. Воронеже (по направлениям ЦЗН "Молодежный") - 88%. Нарушений законодательства и неэффективного использования средств по данному мероприятию не установлено.
На реализацию мероприятия "Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места" в 2014 году направлено 10976,5 тыс. рублей В рамках данного мероприятия производится оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. Финансирование мероприятия осуществляется на основании постановления правительства Воронежской области. В соответствии с Правилами предоставления и распределения в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий в сфере занятости населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ размер возмещения работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида в проверяемом периоде 2014 года составлял 69,3 тыс. рублей. По состоянию на 01.10.2014 заключено 219 договоров о совместной деятельности по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на общую сумму 15176,7 тыс. рублей. Из общего количества заключенных договоров: 69 - с работодателями производственной сферы; 142 с работодателями в сфере оказания услуг; 8 договоров заключено с организациями бюджетной сферы. Трудоустроено 183 инвалида на оборудованные (оснащенные) рабочие места. По остальным 36 договорам работодатели продолжают работу по созданию рабочих мест.
Выездная проверка состояния оснащенности рабочих мест в ЦЗН Острогожского и Калачеевского районов показала, что допускаются случаи нарушения договорных условий, когда отдельное оборудование (на сумму 30 тыс. рублей), приобретенное в июле 2014 года, начало устанавливаться лишь в период настоящей проверки (ноябрь 2014 года). В некоторых случаях оборудование (на общую сумму 18,6 тыс. рублей) отсутствовало по причине его поломки. Однако Порядком не предусмотрено информирование работодателем ЦЗН о замене или поломке оборудования, что затрудняет контроль за его использованием по целевому назначению.
На реализацию мероприятия "Организация проведения оплачиваемых общественных работ" за 2013 год израсходовано 45248,9 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 10796 тыс. рублей (1,7% всех расходов бюджетных средств по ОЦП), из местных бюджетов - 8269,7 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 26183,2 тыс. рублей; за 9 мес. 2014 года - 31649,9 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 7049,2 тыс. рублей (1,1% расходов бюджетных средств по ГП), из местных бюджетов - 6411,5 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 18189,2 тыс. рублей. Приняло участие в 2013 г. - 6188 чел., за 9 мес. 2014 года - 4621 чел.
Выездными проверками ЦЗН установлено, что на основании Порядка финансирования и расходования средств областного бюджета на мероприятия по содействию занятости населения и договоров, заключенных между ЦЗН и работодателями, безработным гражданам, принявшим участие в оплачиваемых общественных работах, выплачивается материальная поддержка в размере от однократной до двукратной минимальной величины пособия по безработице (850 - 1700 рублей) за фактическое количество дней участия. Кроме того, участнику общественных работ выплачивается заработная плата самим работодателем за отработанные дни на основании срочного трудового договора (указания Минтруда России). Перечень видов общественных работ регламентировался приказами учредителя. Выборочной проверкой исполнения данного мероприятия нарушений не установлено. Однако в договорах, типовая форма которых разработана Департаментом, а также актах выполненных работ не предусмотрено указание объема и объекта работ, что затрудняет контроль за их выполнением.
Объем финансирования подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" за 9 месяцев 2014 года составил 193400,3 тыс. рублей (69,8% годового лимита). По подпрограмме реализуется 3 следующих основных мероприятия.
1. "Финансовое обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти, иных главных распорядителей средств областного бюджета - исполнителей", по которому освоено 40316,5 тыс. рублей (73,2% от предусмотренного лимита на 2014 год). В структуре расходов основная доля приходится на заработную плату с начислениями (86,4%). За 9 месяцев 2014 года на эти цели направлено 34824,9 тыс. рублей. Остальные средства направлены на оплату коммунальных услуг, услуг связи, приобретение расходных материалов, услуг вневедомственной охраны, ГСМ, на оплату прочих работ и услуг.
2. "Финансовое обеспечение выполнения других расходных обязательств Воронежской области исполнительными органами государственной власти, иными главными распорядителями средств областного бюджета - исполнителями", на которое освоено 1113,5 тыс. рублей (73% годового плана). Средства направлены на оплату налогов на имущество и землю.
3. "Финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений", на которое освоено 151970,3 тыс. рублей (68,9% плана на год). Средства направлены на содержание центров занятости населения. Основная доля расходов приходится на заработную плату с начислениями (74,6%). За 9 месяцев 2014 года на эти цели израсходовано 113414,3 тыс. рублей. Остальные средства направлены на оплату коммунальных услуг, услуг связи, приобретение расходных материалов, ГСМ, на оплату прочих работ и услуг на оплату налогов на имущество.
Среднемесячная заработная плата одного работника Департамента составляла 37,8 тыс. рублей в 2013 году, в 2014 году - 39,6 тыс. рублей. Среднемесячная заработная плата ЦЗН с общей численностью 587 чел. в 2013 году составляла 16,6 тыс. рублей, в 2014 году - 16,7 тыс. рублей - 579 чел., соответственно. Выборочной проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы нарушений не установлено.
Обеспечение целевого и эффективного использования имущества
В постоянном (бессрочно) пользовании Департамента находятся два земельных участка: по ул. Генерала Лизюкова, д. 7; ул. Брянской, д. 7.
За участок по ул. Брянской, д. 7, Департамент оплачивал земельный налог на основании кадастрового паспорта земельного участка от 20.10.2011, исходя из расчета его кадастровой стоимости за площадь 2623 кв. м, которая на 297 кв. м больше фактически занимаемой. В результате ежегодная переплата составляла 47,8 тыс. рублей, что является неэффективным использованием средств областного бюджета (ст. 34 БК РФ).
Кроме того, Департамент неправильно производил оплату земельного налога и за участок по ул. Генерала Лизюкова, д. 7 - за площадь 7852 кв. м на основании кадастрового паспорта от 20.10.2011, тогда как в постоянном (бессрочном) пользовании находилось только 2634 кв. м (постановления администрации Воронежской области от 21.10.1993 № 654 и приказ ДИЗО от 27.10.2014 № 1573з).
В результате переплата земельного налога за 2011 - 2013 годы составила 1406,1 тыс. рублей, что является неэффективным использованием средств областного бюджета (ст. 34 БК РФ). В представлении КСП ВО по итогам предыдущей проверки Департаменту даны рекомендации по возврату необоснованно оплаченного в 2012 году земельного налога, которые, как показала настоящая проверка, не исполнены (п. 8 представления).
В период настоящей проверки Департаментом проведен перерасчет земельного налога и направлено соответствующее письмо в инспекцию ФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа.
Выездными проверками в ЦЗН Острогожского и Калачеевского районов установлено аналогичное нарушение по уплате земельного налога. ЦЗН Калачеевского района начислялся и оплачивался налог на землю за участок (874 кв. м), на который отсутствуют соответствующие права. На основании ст. 78 Налогового кодекса РФ оплаченную сумму налога необходимо вернуть или зачесть в счет уплаты будущих платежей путем направления в налоговый орган уточненной налоговой декларации по земельному налогу за период, по которому не истек срок исковой давности (за 3 года), что составляет 17 тыс. рублей. Данный факт так же, как и в предыдущем примере, квалифицируется как неэффективное использование бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).
Кроме того, в нарушение ст. 388 Налогового кодекса РФ ЦЗН Калачеевского района оплачивает земельный налог за участок (357 кв. м), который не передан учреждению в бессрочное пользование, а находится, согласно представленным документам, в долевом бессрочном пользовании департамента федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области (свидетельство о государственной регистрации права от 20.08.1999). Сумма земельного налога, оплаченная за указанный участок, за проверяемый период составила 1,9 тыс. рублей, что является неэффективным использованием бюджетных средств учреждения (ст. 34 БК РФ).
В нарушение п. п. 333 и 334 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н по учету ЦЗН Острогожского и Калачеевского районов не числились гаражные строения, арендуемые учреждениями, на общую сумму балансовой стоимостью 129,2 тыс. рублей, а также земельные участки, на которых располагаются учреждения (741 и 1231 кв. м), общей стоимостью 8744,4 тыс. рублей, переданные в постоянное пользование. В период проверки данные нарушения были устранены (подтверждение: справки к документу "Поступление ОС (забаланс)").
Проверкой установлено неэффективное использование имущества на общую сумму 467,3 тыс. рублей, в том числе:
- два металлических гаража по ул. Брянской балансовой стоимостью 94,1 тыс. рублей (износ 100%);
- компьютерное оборудование, копировальный аппарат и др., не используемые на протяжении всего 2014 года, балансовой стоимостью 373,2 тыс. рублей (износ 100%).
Кроме того, по ул. Брянской не эксплуатируются с 2007 года два полуразрушенных деревянных домика площадью 109,9 кв. м и 79,5 кв. м 1959 года постройки на общую сумму балансовой стоимости 641,9 тыс. рублей (износ 100%). Экспертные заключения по всему неиспользуемому имуществу отсутствуют.
Достижение утвержденных целевых показателей программ. Анализ формирования и выполнения государственных заданий по программным мероприятиям
По итогам реализации ОЦП "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы" важнейшие целевые индикаторы и показатели ОЦП достигнуты, причем с превышением плановых значений. Задача программы по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области до уровня 1,0 ед. выполнена.
Также по всем наименованиям показателей государственных услуг доведенные в 2013 году объемы выполнены на 100% и более, за 9 месяцев 2014 года выполнение составило от 80,8 до 124,3%. Все услуги оказываются в рамках программы по содействию занятости.
Государственные задания по предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения (далее по тексту - государственное задание) для ЦЗН утверждены приказами Департамента. Государственными заданиями доведены по 11 показателям, характеризующим объем и качество предоставляемых потребителям государственных услуг. Однако выездные проверки в ЦЗН "Молодежный", Острогожского и Калачеевского районов показали, что в соответствии с уставами учреждения оказывают 13 видов государственных услуг, которые являются основными видами деятельности. То есть в нарушение п. 1 Положения о формировании государственного задания..., утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 29.12.2010 № 1146, государственные задания не доводятся до ЦЗН по двум государственным услугам: "осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" и "выдача предложений о привлечении и об использовании иностранных работников".
Освоение бюджетных ассигнований
В целях реализации мероприятия "Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места" заключено соглашение между Федеральной службой по труду и занятости и правительством Воронежской области о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Воронежской области на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, на что предусмотрено 30599,7 тыс. рублей. На счет Департамента эти средства поступили в период с февраля по сентябрь 2014 года.
Проверка своевременности освоения указанных средств показала, что на лицевом счете Департамента на дату проверки (22.11.2014) числится сумма 16481,7 тыс. рублей, которая не расходуется более 3 месяцев. Согласно пояснению работников Департамента остаток средств образовался в связи с приостановкой компенсационных выплат работодателям из-за предполагаемого увеличения размера предоставляемых субсидий с 69,3 тыс. рублей до 100 тыс. рублей на 1 инвалида.
Кроме того, на дату проверки не использованы средства областного бюджета в сумме 350 тыс. рублей, поступившие в августе 2014 года на реализацию программного мероприятия по созданию условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью. Согласно объяснению незначительный расход по данному мероприятию (из 500 тыс. рублей израсходовано 150 тыс. рублей) обусловлен затянувшейся процедурой разработки и утверждения порядка предоставления субсидий на данное мероприятие.
Однако в соответствии со ст. 162 и п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств должен принимать бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов.
Выводы
В ходе реализации ОЦП "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы" и ГП "Содействие занятости населения" департаментом труда и занятости обеспечивается достижение основных целевых индикаторов и показателей. Задача программы по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области до уровня 1,0 ед. выполняется.
Вместе с тем в ходе проверки выявлен ряд недостатков в работе департамента и подведомственных ему учреждений, отрицательно влияющих на эффективность проведения программных мероприятий. Допущены нарушения в оформлении и использовании государственного имущества.
Предложения
Для устранения выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков предлагается направить представления руководителю департамента труда и занятости населения Воронежской области, директору ГКУ ВО "ЦЗН Острогожского района" и директору ГКУ ВО "ЦЗН Калачеевского района".
Аудитор
И.Н.ДАНИЛОВ
------------------------------------------------------------------