По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 26.12.2014 N 2.77-2014 "О результатах проверки эффективности и целевого использования средств, выделенных из областного и муниципальных бюджетов Воронежской области на организацию питания школьников в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях Воронежской области в 2013 году и текущем периоде 2014 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 26.12.2014 № 23 (138)

ОТЧЕТ № 2.77-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ
ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2013 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2014 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.77 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 19.11.2014 № 82.

Цель контрольного мероприятия: оценка эффективности и целевого использования средств, выделенных из областного и муниципальных бюджетов Воронежской области на организацию питания школьников.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов: муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения: лицей № 8 (акт № 2.77/1-2014 от 26.11.2014), гимназия им. Андрея Платонова (акт № 2.77/2-2014 от 25.11.2014), СОШ № 48 (акт № 2.77/3-2014 от 01.12.2014), СОШ № 23 (акт № 2.82/4-2014 от 02.12.2014), СОШ № 28 (акт № 2.77/5-2014 от 03.12.2014), гимназия № 6 (акт № 2.77/6-2014 от 05.12.2014), СОШ № 70 (акт № 2.77/7-2014 от 08.12.2014), СОШ № 71 (акт № 2.82/8-2014 от 08.12.2014), СОШ № 56 (акт № 2.82/9-2014 от 15.12.2014), СОШ № 38 им. Е.А. Болховитинова (акт № 2.77/10-2014 от 11.12.2014), СОШ № 45 (акт № 2.77/11-2014 от 12.12.2014), СОШ № 95 (акт № 2.82/12-2014 от 17.12.2014), СОШ № 60 (акт № 2.77/13-2014 от 17.12.2014), СОШ № 42 (акт № 2.77/14-2014 от 18.12.2014), СОШ № 3 (акт № 2.77/15-2014 от 19.12.2014), лицей № 7 (акт № 2.82/16-2014 от 22.12.2014), СОШ № 72 (акт № 2.77/17-2014 от 22.12.2014), управление муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж (справка № 2.77/18 от 19.12.2014).

Срок проведения контрольного мероприятия: с 20 ноября 2014 года по 26 декабря 2014 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию школьного питания на территории Воронежской области.
2. Встречная проверка использования бюджетных средств предприятиями, осуществляющими питание школьников в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях Воронежской области согласно заключенным муниципальным контрактам и договорам (при необходимости).
3. Проверка деятельности муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Воронежской области в сфере организации питания школьников.
4. Соблюдение в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях норм питания школьников.
5. Проверка эффективности и целевого использования средств, выделенных из областного и муниципальных бюджетов на организацию питания школьников.
6. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.
7. Анализ исполнения долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы" и государственной программы Воронежской области "Развитие образования" на 2014 год в части обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений молочной продукцией.

Результаты контрольного мероприятия:
Организация питания воронежских школьников (50477 детей по состоянию на 11.12.2014) осуществляется за счет средств муниципального бюджета городского округа город Воронеж в 114 общеобразовательных учреждениях. Проверки проведены в 17 образовательных учреждениях.
Порядок обеспечения питанием воронежских школьников за счет субсидий из бюджета городского округа город Воронеж, а также за счет средств родителей и прочих доходов определен Положением об обеспечении питанием школьников в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж (далее - Положение), утвержденным распоряжением главы городского округа город Воронеж от 04.12.2007 № 821-р. В соответствии с решением Воронежской городской Думы "Об изменении финансирования питания детей и подростков в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж" от 02.11.2010 № 255-III на организацию питания школьников из средств бюджета городского округа город Воронеж предусмотрены дотации:
- всем учащимся 1 - 4-х классов - 37 рублей в день на завтрак;
- учащимся 5 - 11-х классов из социально незащищенных семей - 37 рублей в день на завтрак;
- всем воспитанникам групп продленного дня - 40 рублей в день на обед;
- учащимся, состоящим на диспансерном учете в противотуберкулезном диспансере, - 40 рублей в день на обед;
- спортсменам-разрядникам и спортсменам, зачисленным на этапы высшего спортивного мастерства и спортивного совершенствования образовательных учреждений дополнительного образования детей, - 40 рублей в день на обед;
- воспитанникам МОУ "Воронежская кадетская школа им. А.В. Суворова" - 94,5 рублей в день.
Необходимо отметить, что индексация дотации на уровень инфляции не осуществлялась более 3 лет.
В 2013 году из бюджета городского округа город Воронеж на организацию питания школьников (дотации) израсходовано 234,8 млн. рублей. В 2014 году на организацию питания выделено 271,7 млн. рублей, по состоянию на 01.12.2014 израсходовано 230,4 млн. рублей.
Муниципальный заказ на организацию питания школьников в 2013 - 2014 годах осуществлялся управлением муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж путем проведения совместных торгов. Необходимо отметить, что в противоречие п. 3.2 Положения в конкурсной документации на 2013 - 2014 годы отсутствовало требование по наличию материально-технической базы и квалифицированных кадров.
В 2013 году заявки на участие в торгах по 7 лотам поступили от 8 организаций: ООО "Комбинат школьного питания", ООО "Анна Мария", ООО "Лига", ООО СУ "Левобережное", ООО "Комбинат социального питания - 2", ООО "Индикат", ООО "Глобус", ООО "ВитаминКа". Победителями конкурсов стали 3 организации: ООО "Индикат", ООО "Глобус", ООО "ВитаминКа".
В 2014 году в торгах по 17 лотам участвовало 5 организаций: ООО "Индикат", ООО "Глобус", ООО "ВитаминКа", ООО "Комбинат школьного питания" и ООО "Комбинат питания "Солнечный", которые стали победителями.

Выполнение договоров на организацию питания школьников

По условиям договоров в соответствии с Положением исполнителям в безвозмездное пользование предоставляются помещения общеобразовательного учреждения для приготовления блюд, мытья посуды, а также технологическое и иное оборудование. Для этих же целей на время действия договора предоставляются электроэнергия, горячая и холодная вода, отопление, освещение.
Проверки показали, что в нарушение ст. 780 Гражданского кодекса РФ и заключенных договоров к услугам по организации питания школьников в общеобразовательных учреждениях привлекались сторонние организации. Исполнителями заключались договоры, по которым субподрядчикам передавался весь объем услуг по организации питания в школе.
Информация об исполнителях и субподрядчиках представлена в таблице:

Исполнители
Субподрядчики
2013 год
2014 год
ООО "Глобус"
ООО "Анна Мария"
- ООО "Воронежпродтехснаб"
- ООО "Комбинат питания "Солнечный"
- ООО "Титул-С"
- ИП Терехова М.Б.
- ООО "Анна Мария"
ООО "Комбинат питания "Солнечный"
-
ООО "Столица Плюс"
ООО "Индикат"
ООО "Комбинат школьного питания"
-
ООО "ВитаминКа"
-
-
ООО "Комбинат школьного питания"
-
-

(Справочно: юридический адрес ООО "Глобус", ООО "Комбинат школьного питания", ООО "Комбинат питания "Солнечный", ООО "Титул-С", ООО "Столица Плюс" - г. Воронеж, просп. Патриотов, д. 7а.)
Из данных таблицы следует, что при оказании услуг по организации питания школьников наиболее часто прибегал к помощи сторонних организаций исполнитель ООО "Глобус", а ООО "Комбинат питания "Солнечный" и ООО "Комбинат школьного питания" выступали как исполнителями услуг, так и субподрядчиками.
В ходе контрольного мероприятия выявлено, что из 17 проверенных школ организация питания субподрядчиками осуществлялась в 5 учреждениях: лицее № 8, СОШ N№ 23, 56, 71, 95. Всего субподрядчикам передано услуг на сумму 21919,9 тыс. рублей (в 2013 году - 9259,1 тыс. рублей, в 2014 году - 12660,8 тыс. рублей), в том числе тем организациям, которые находятся по одному юридическому адресу с исполнителями и, возможно, имеют одного и того же учредителя.
В отдельных договорах субподряда оплата услуг субподрядчика производится по стоимости питания за вычетом 1 рубля с каждого завтрака/обеда. Таким образом, в проверяемом периоде доходы исполнителей, фактически от посреднических услуг, составили 152,0 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 28,9 тыс. рублей, за 10 месяцев 2014 года - 123,1 тыс. рублей. Необходимо отметить, что в случае исполнения услуг по питанию школьников без привлечения субподрядчиков данные средства могли быть направлены на улучшение качества питания школьников.
Проверки показали, что школами в нарушение договоров не осуществлялся контроль за соблюдением условий оказания услуг. Так, за ненадлежащее исполнение услуг (привлечение исполнителями субподрядчиков) условиями договоров предусмотрен штраф в размере 1% от цены договоров, который школами не начислялся. В 2014 году расчетная сумма штрафов составляет 126,6 тыс. рублей.
Привлечение субподрядчиков повлекло за собой нарушения в использовании муниципального имущества, так как договоры субподряда предусматривают передачу помещений и оборудования школьных столовых, что является нарушением ст. 298 Гражданского кодекса РФ и уставов общеобразовательных учреждений (распоряжение имуществом без согласия собственника).

Организация горячего питания школьников

Проверки показали, что стоимость сырья для приготовления завтраков для школьников 1 - 4-х классов в среднем составляет около 23 рублей, для завтраков 5 - 11-х классов - 28 рублей, что составляет 62 - 76% стоимости завтрака (37 рублей). Стоимость сырья для приготовления обедов 1 - 4-х классов - 28 рублей, обедов 5 - 11-х классов - 36 рублей, что составляет 70 - 90% стоимости обеда (40 рублей).
Зачастую для приготовления блюд исполнителями и субподрядчиками использовались покупные полуфабрикаты (сырье, прошедшее определенные стадии обработки). Так, например, в школьную столовую лицея № 8 поступали полуфабрикаты, изготовленные в ООО "Столица": сырники, запеканки творожные, биточки "Детские", котлеты "Школьные" из мяса птицы, шницели из мяса говядины (исполнитель - ООО "Глобус", субподрядчики - ООО "Комбинат питания "Солнечный", ООО "Титул-С"). Использование полуфабрикатов также отмечено в СОШ N№ 28, 70, 71, гимназии № 6 (исполнители - ООО "Глобус", ООО "Индикат", ООО "Комбинат школьного питания").
Следует отметить, что использование полуфабрикатов противоречит условиям договоров (приготовление продукции, выработанной из сырья исполнителя) и не позволяет заказчику (бракеражной комиссии) в полной мере производить контроль качества приготовления пищи при закладке, приготовлении и других технологических процессах.
Так, например, биточки "Детские", поставляемые в школы, в своем составе имеют свинину, которая отсутствует в рекомендуемых среднесуточных наборах пищевых продуктов, используемых для приготовления блюд для обучающихся в общеобразовательных учреждениях (приложение № 8 СанПиН 2.4.5.2409-08).
Также проверка показала наличие фактов уменьшения массы порций в ряде школ. К примеру, в СОШ № 38 им. Е.А. Болховитинова на завтрак детям возрастной категории "11 лет и старше" (малообеспеченные) выдавалась запеканка с джемом весом 150/20 грамм, тогда как Примерным 10-дневным меню предусмотрено 200/15 грамм (исполнитель ООО "ВитаминКа"). Аналогичные случаи отмечены в СОШ № 28, где исполнителем ООО "Индикат" допущено снижение массы порций на 5 - 50 грамм по отношению к рекомендованной СанПиН 2.4.5.2409-08 массе порций по следующим наименованиям блюд: котлета мясная рубленая, омлет натуральный запеченный, сырники из творога, цыплята отварные. В СОШ № 71 (исполнитель ООО "Глобус") масса порций занижена на 5 - 40 грамм по огурцам соленым порционным, пельменям "Детские", хлебу, оладьям с маслом и сахаром.
Проверки качества продуктов показали, что в отдельных случаях они не соответствовали ГОСТам, указанным в приложении к договорам. Так, в столовую СОШ № 71 поставлялось масло сливочное "Землянское" жирностью 69,0%, ГОСТ Р52253-2004, тогда как согласно приложению к договору жирность масла должна составлять 72,5%, ГОСТ Р52969-2008 (исполнители - ООО "Глобус", ООО "Индикат"). Также не соответствовали ГОСТам:
- чай каркаде, "Принцесса Ява", ГОСТ Р51074-2003, в соответствии с договором чай должен быть высшего сорта по ГОСТу 1938-90 черный крупнолистовой;
- макаронные изделия, производитель - фабрика "Старооскольская", ГОСТ 31743-2012 (в приложении к договору ГОСТ Р51865-2010).
Аналогичные поставки масла сливочного "Землянское" жирностью 69,0% (вместо 72,5%) осуществлялись в столовую СОШ № 28.
В столовую гимназии № 6 для приготовления пищи поставлялись цыплята потрошеные, ГОСТ 31962-2013 (в приложении к договору ГОСТ 52702-2006); сухофрукты, ГОСТ Р51074-2003 (в приложении к договору ГОСТ 12003-76); томатная паста, ГОСТ 3343-89 (необходимо по ГОСТ 54678-2011). На фарш говяжий охлажденный в вакуумной упаковке, ТУ 9214-176-01597945-12 (производитель ООО "Столица"), представлен сертификат соответствия № РОСС RU.АЯ60.М12086, однако согласно маркировке на упаковке фарш имеет другое ТУ - 9214-368-01597945-05, которое в ассортиментный перечень приложения к сертификату не входит. Помимо этого фарш изготовлен из мяса говядины 2-го сорта, что нарушает требования СанПиН 2.4.5.2409-08 (приложение № 8) и договора, так как фарш произведен не по ГОСТу. Аналогичная поставка фарша произведена в лицей № 8 и СОШ № 70 (поставщики - ООО "Глобус" и ООО "Комбинат школьного питания").
В столовую СОШ № 70 поставлялись следующие продукты питания, не соответствующие ГОСТам: томатная паста, сыр, цыплята потрошеные (исполнитель ООО "Комбинат школьного питания"). Аналогичные поставки томатной пасты и цыплят потрошеных осуществлялись в СОШ № 95.
В ходе проверок отмечены многочисленные случаи поставок продуктов питания без указания ГОСТов, что не позволяет определить качество поставляемой продукции. Так, в столовую СОШ № 45 (исполнитель - ООО "ВитаминКа") без указания ГОСТов поставлялись сыр "Российский", мясо птицы (тушки), филе куриное, сметана и творог. Кроме того, в школу поставлялась колбаса докторская вареная в/с ОАО "Стародворские колбасы" с указанием ГОСТа Р52196-2003, однако согласно маркировке она производится не по ГОСТу, а по ТУ.
В лицей № 7 без указания ГОСТов поставлялись сыры "Донской", "Белорусское золото". Поставленный ООО "Индикат" сыр "Российский" был произведен не по ГОСТу, а по ТУ.
Сверкой соответствия численности детей, указанной в табелях посещаемости, с численностью, указанной в классных журналах, установлены расхождения, свидетельствующие об излишней оплате завтраков и обедов. Необоснованные расходы общеобразовательных учреждений в 2014 году составили 6,7 тыс. рублей.

Организация питания за счет средств родителей

Одним из источников обеспечения питания школьников являются средства родителей, привлеченные администрацией общеобразовательного учреждения.
Необходимо отметить, что стоимость питания за счет родительских средств выше, чем за счет бюджетных. Например, стоимость обеда 1 - 4-х классов в гимназии № 6 составляет 50 рублей (за счет бюджетных средств - 40 рублей).
В лицее № 8 за счет родительских средств организовано питание (полдники) учащихся групп продленного дня, а для учащихся 5, 6, 7-х классов - обеды и экспресс-завтраки, предусматривающие раздачу питания в контейнерах, по цене 40 рублей. Проверка соответствия массы порций для обучающихся с 11 лет и старше относительно рекомендованных СанПиН 2.4.5.2409-08 показала уменьшение массы порций по отдельным блюдам (салат, суп, котлета, гарнир) на 20 - 50 грамм, что не позволит обеспечить потребность учащихся в белках, жирах и углеводах, а также в энергетической ценности.
Следует отметить, что разрешение на снижение массы выхода указанных блюд в нарушение п. 6.9 и п. 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 (приложение № 3) дано управлением образования администрации городского округа город Воронеж - письмо от 01.09.2014 № 4703/01-02.
В отдельных школах, например в СОШ № 28, средства родителей для организации питания школьников не привлекались.
Проверки показали, что почти во всех школах организована работа буфетов, однако в нарушение п. 3.13 Положения договоры с исполнителями на возмездное оказание услуг по размещению торгового места в большей части школ заключены не были, что ведет к потерям собственных доходов учреждений.
В ходе проверки соответствия продаваемой в буфете продукции требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 установлены отдельные нарушения:
- в СОШ № 28 в соответствии с накладной от 27.11.2014 поставлялись слойки с картошкой и грибами (приложение № 7 к СанПиН);
- в СОШ № 38 в продажу поступали шоколадные батончики весом более 25 грамм (п. 12 приложения № 9 к СанПиН).

Организация питания в муниципальных районах Воронежской области

В 21 районе Воронежской области и г. Нововоронеже по вопросам организации питания школьников проведены проверки 42 учебных заведений.
Источниками финансирования питания в районах области являются средства местного бюджета и привлеченные средства родителей.
Органы местного самоуправления муниципальных районов области, исходя из возможностей бюджетов, определили объемы бюджетных ассигнований и категории учащихся, которым предоставлено льготное питание. К примеру: в г. Нововоронеже в 2013 - 2014 годах за счет бюджетных средств финансировалось питание (обед) учащихся из многодетных и малообеспеченных семей, детей, находящихся в социально опасном положении, в размере 68,0 рубля в день для 1 - 4-х классов и 82,5 рубля для 5 - 11-х классов, а также юношей допризывного возраста, имеющих дефицит массы тела, - 82,5 рубля в день.
В соответствии с распоряжениями администрации Рамонского района норматив питания на ребенка в день в 2013 году составлял 47,65 рубля, в 2014 году - 64,0 рубля по следующими категориям: учащиеся 1 - 4-х классов, учащиеся групп продленного дня (далее ГПД) 5 - 6-х классов, дети из многодетных и малообеспеченных семей 5 - 11-х классов и спортсмены-разрядники.
В Россошанском районе в 2014 году бесплатным питанием обеспечиваются учащиеся 1 - 4-х классов (завтраки), особо нуждающиеся дети из 5 - 11-х классов (завтраки) - по стоимости 21 рубль в день (2013 год - 20 рублей), учащиеся ГПД из числа малообеспеченных семей (обеды) - 56 рублей (2013 год - 45 рублей). Кроме того, оплачивается двухразовое питание спортсменов, обучающихся в спортивных классах общеобразовательных школ, юношей допризывного возраста с дефицитом веса, учащихся МКОУ № 25, посещающих кружок "Духовой оркестр", по 50 рублей в день и четырехразовое питание учащихся пришкольных интернатов по 77 рублей в день.
Бесплатное двухразовое горячее питание организовано в Репьевском районе для учащихся 1 - 4-х классов, детей из многодетных и малообеспеченных семей 5 - 11-х классов и юношей допризывного возраста с дефицитом веса по 11,61 рублей ежедневно.
В Грибановском и Воробьевском районах из бюджета выделяются средства на бесплатное питание только учащимся 1 - 4-х классов в сумме 11,61 рубля и 8,5 рубля соответственно.
В Каменском районе из бюджета на питание учащихся 1 - 4-х классов выделено в 2014 году 11,36 рубля в день. Наряду с этим каждый школьник 1 - 11-х классов один раз в неделю обеспечивается натуральным сертифицированным медом по 17 грамм.
В Богучарском районе из бюджета на питание школьников выделялись средства на закупку свежих овощей (порядка 0,8 рубля на 1 ребенка в 2013 году и 1,2 рубля в 2014 году в день).
В Подгоренском районе в 2013 и 2014 годах бюджетные ассигнования не выделялись, в Новохоперском районе - в 2014 году. Питание школьников в этих районах осуществлялось за счет средств родителей школьников.
В МКОУ СОШ № 1 Богучарского района размер родительской платы в 2014 году определен 600 рублями для 1 - 4-х классов и 700 рублями для 5 - 11-х классов в месяц (порядка 30 рублей и 35 рублей в день соответственно). В результате горячим питанием обеспечены 71,4% учащихся школы в 2013 году (560 чел. из 784 чел.) и 70,8% в 2014 году (588 чел. из 831 чел.).
Администрация МКОУ Грибановская СОШ № 2 заключало письменные соглашения с родителями учеников 1 - 4-х классов на доплату стоимости обедов в размере 250 - 300 рублей, 5 - 11-х классов - 750 - 800 рублей в месяц. Результат - организовано двухразовое горячее питание 1 - 11-х классов.
В МКОУ "Верхнебыковская ООШ" Воробьевского района родительская плата составляет для 1 - 4-х классов 6,5 рубля и 15 рублей для 5 - 9 классов в день. Помимо этого родители сдают на учебный год: 4 ведра картофеля, по 4 кг лука, свеклы и моркови, 8 кг капусты, 4 кг сахара, 1,5 л растительного масла, 1 л томатной пасты, 1 кг сухофруктов, 200 г чая. Горячим питанием охвачены все учащиеся школы.
Следует отметить, что большинство школ дополнительно на питание направляют овощи, выращенные на пришкольных участках. Это направление развито в школах Аннинского (МКОУ Большеясырская ООШ), Хохольского (МКОУ Хохольский лицей, МКОУ Костенская СОШ), Панинского (МКОУ Мировская СОШ) районов.
Во исполнение распоряжений правительства Воронежской области в 11 учебных заведениях (27,5% от проверенных школ) для дополнительного питания налажена работа буфетов. В буфетах реализуется бутилированная вода, соки, кондитерские изделия, свежая выпечка.
Таким образом, в образовательных учреждениях муниципальных районов области замечаний по организации питания не выявлено.

Выводы:
По результатам контрольного мероприятия можно сделать вывод, что в целом в Воронежской области обеспечено питание школьников. При этом услуги по организации питания осуществляются с отдельными нарушениями и недостатками, отраженными в актах проверок.

Предложения:
1. Направить информацию о результатах проверки главе городского округа город Воронеж.
2. В целях устранения выявленных нарушений недостатков направить представление в управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж.

Аудитор
В.В.РОДЮКОВА

Руководитель проверки
А.П.ИВАНОВ


------------------------------------------------------------------