Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.12.2014 по делу N А14-15522/2014 <Заявленные требования о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности не содержит уголовно наказуемого деяния, удовлетворены, так как арбитражным управляющим не представлены документы, подтверждающие и обосновывающие его расходы в процедуре конкурсного производства>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. по делу № А14-15522/2014
(извлечение)
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - административный орган, Управление, Управление Росреестра по Воронежской области, заявитель) обратилось Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Определением суда от 26.11.2014 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 23.12.2014.
В ходе судебного заседания 23.12.2014 заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, сослался на доводы, изложенные в заявлении, суду пояснил, что арбитражным управляющим совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Арбитражный управляющий нарушения признал, вместе с тем, просил суд применить положения ст. 2.9 КоАП РФ в связи с отсутствием нарушения прав и законных интересов кредиторов, а также причиненного ущерба.
Предварительное судебное заседание с учетом мнения лиц, участвующих в деле, окончено 23.12.2014, в порядке ст. 137 АПК РФ суд перешел к судебному разбирательству.
В судебном заседании 23.12.2014 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 26.12.2014. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2014 по делу № А14-454/2012 индивидуальный предприниматель П. - глава КФХ признан несостоятельным (банкротом), в отношении нее открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден В.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.12.2014 по делу № А14-454/2012 процедура конкурсного производства в отношении ИП П. - главы КФХ завершена.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В силу Приказа Министерства экономического развития РФ от 14.05.2010 № 178 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях", должностные лица территориальных органов, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, имеют право в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе, по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 20.05.2010 № 88 "Об утверждении перечня должностных лиц отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях" (в редакции Приказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 22.07.2013 № П/164 "О внесении изменений в приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 20.05.2010 № 88") заместитель начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области имеет право в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе, по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Как указывает заявитель, при рассмотрении жалобы открытого акционерного общества "А", Б. от 19.08.2014 б/н (вх. № 4946/02 от 22.08.2014) на действия (бездействие) конкурсного управляющего ИП П. - главы КФХ В., определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02.09.2014, определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 02.10.2014, определения о продлении срока административного расследования от 02.10.2014, служебной записки от 02.10.2014, отчетов конкурсного управляющего ИП П. - главы КФХ В. о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства по состоянию на 11.03.2014, на 30.03.2014, на 08.05.2014, на 30.06.2014, на 22.07.2014, отчетов конкурсного управляющего ИП П. - главы КФХ об использовании денежных средств должника по состоянию на 11.03.2014, на 30.03.2014, на 08.05.2014, на 30.06.2014, на 22.07.2014, договора об оказании услуг с ИП С. от 01.11.2012 б/н, сопроводительных писем от 13.05.2014 и 24.07.2014, обнаружены данные, указывающие на нарушения действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) конкурсным управляющим В.
Определением от 02.09.2014 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Уведомлением № 09-8449-НЧ от 02.09.2014, полученным нарочно В. 08.09.2014 нарочно, последний уведомлен о необходимости обеспечить явку для дачи объяснений по вопросу исполнения обязанностей конкурсного управляющего ИП П. - главы КФХ и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
Управлением Росреестра по Воронежской области 02.10.2014 вынесено определение об истребовании сведений необходимых для разрешения административного дела.
Определением от 02.10.2014 административным органом продлен срок проведения административного расследования, возбужденного 02.09.2014 в отношении арбитражного управляющего В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, до 02.11.2014.
В адрес В. административным органом направлено уведомление № 09-9622-НЧ от 02.10.2014 о необходимости явиться в Управление Росреестра по Воронежской области 05.11.2014. В назначенное время арбитражный управляющий В. в Управление не явился. В связи с отсутствие доказательств надлежащего извещения арбитражного управляющего в его адрес направлено уведомление № 09-10856-НЧ и 18.11.2014, которое получено В. 07.11.2014 нарочно согласно отметке на уведомлении.
В соответствии со ст. 28.1, КоАП РФ в отношении В. 18.11.2014, в присутствии арбитражного управляющего В., должностным лицом Управления составлен протокол № 00343614 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Материалы об административном правонарушении были направлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные Федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
В силу части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 25000,00 руб. до 50000,00 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Как установлено ч. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В указанных целях арбитражный управляющий должен соблюдать требования, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и иными нормативными актами.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.05.2003 № 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее - Правила) в каждом отчете (заключении) арбитражного управляющего указываются:
а) дата и место составления отчета (заключения);
б) фамилия, имя и отчество арбитражного управляющего;
в) наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, номер дела, судебные акты о введении соответствующей процедуры банкротства и об утверждении арбитражного управляющего;
г) сведения о наличии и сроке действия договора о страховании ответственности арбитражного управляющего и наличии договора о дополнительном страховании ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;
д) полное наименование и адрес должника, его организационно-правовая форма;
е) сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, и источниках выплаты денежного вознаграждения указанным лицам;
ж) информация о жалобах на действия (бездействие) арбитражного управляющего и результатах их рассмотрения;
з) данные об арбитражном управляющем, о саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, и должнике в соответствии с типовыми формами, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации.
Как следует из материалов дела конкурсным управляющим ИП П. - главы КФХ В. в качестве организаторов торгов по реализации имущества должника привлечен ИП С., что подтверждается договором об оказании услуг б/н от 01.11.2012.
Пунктом 3.1 вышеуказанного договора установлена стоимость оказываемых ИП С. услуг, которая составляет 1% от стоимости реализованного имущества.
Административным органом установлено, что отчеты конкурсного управляющего ИП П. - главы КФХ В. о своей деятельности и ходе процедуры конкурсного производства по состоянию на 11.03.2014, на 30.03.2014, на 08.05.2014, на 30.06.2014, на 22.07.2014 в разделе "Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности" не содержат сведений об организаторе торгов ИП С., а именно дату и номер договора на оказание услуг с последним, размер вознаграждения, источник оплаты вознаграждения.
Пунктом 11 Правил установлено, что к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения. К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
Согласно п. 13 Правил к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
Как следуют из материалов дела в нарушение вышеуказанных норм конкурсным управляющим ИП П. - главы КФХ В. к отчетам о своей деятельности и ходе процедуры конкурсного производства по состоянию на 11.03.2014, на 30.03.2014, на 08.05.2014, на 30.06.2014, на 22.07.2014 не приложен договор оказания услуг от 01.11.2012 б/н и к отчетам об использовании денежных средств по состоянию на 11.03.2014, на 30.03.2014, на 08.05.2014, на 30.06.2014, на 22.07.2014 не приложены документы, подтверждающие указанные в них сведения, а именно документы, подтверждающие и обосновывающие расходы конкурсного управляющего в процедуре конкурсного производства.
Вышеназванные действия (бездействие) арбитражного управляющего в своей совокупности образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Арбитражным управляющим не представлено доказательств надлежащего исполнения требований законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для недопущения административного правонарушения, судом не установлено и из материалов дела не усматривается.
Исходя из изложенного, суд полагает доказанной вину арбитражного управляющего в совершении вмененного ему правонарушения.
При таких обстоятельствах в действиях арбитражного управляющего В. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
При этом суд учитывает, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
Арбитражный управляющий В. обязан был не допустить при выполнении возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего должника нарушений требований Закона о банкротстве, но сознательно не сделал этого.
Ссылка арбитражного управляющего В. на предоставление им впоследствии документов, подтверждающих расходование денежных средств, конкурсным кредиторам и суду, не является основанием для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Из пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 № 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП Российской Федерации, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Таким образом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в недобросовестном и пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период конкурсного производства.
С учетом диспозиции ст. 2.9 КоАП РФ, учитывая отсутствие информации, в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и ходе процедуры конкурсного производства, а также о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, что нарушает право кредиторов на получение соответствующей информации, суд не находит оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности арбитражным управляющим не оспаривается.
Действующая редакция части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за административное правонарушение в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Смягчающие вину обстоятельства судом не установлены.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.06.2014 по делу № А14-3537/2014 арбитражный управляющий В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 25000,00 руб.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относится в том числе повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).
Таким образом, в материалах дела отсутствуют сведения об истечение срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Тем самым, принимая во внимание указанные выше обстоятельства дела, учитывая наличие отягчающих вину обстоятельств, суд считает возможным назначить арбитражному управляющему В. за совершенное правонарушение наказание в виде административного штрафа в размере 26000,00 руб.
Руководствуясь ч. 3 ст. 14.13, ст. 23.1 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
Признать арбитражного управляющего В., <...>, зарегистрированного по адресу: <...>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 26000,00 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Воронежской области (Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области),
ИНН 3664062360
КПП 366401001
БИК 042007001
р/с 40101810500000010004,
КБК 321 1 1690040 04 6000 140
ОКАТО 20 401 000 000.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Воронежской области.
------------------------------------------------------------------